Международный творческий конкурс «Школьные годы чудесные» для детей, педагогов и воспитателей

 

Педагогический совет «Эмоциональное развитие дошкольников»

 

Марченко Светлана Алексеевна — методист высшего уровня квалификации высшей категории КГКП ясли-сада «Карлыгаш» города Шахтинска

Марченко Светлана Алексеевна

Форма проведения — «Педагогический Гайд-парк»

Сегодня наш «Педагогический Гайд-парк» предполагает несколько остановок, где будет обсуждаться вопрос «Эмоциональное развитие дошкольников». И первая остановка «Методический кабинет».

Методист: В настоящее время резко повысился социальный престиж интеллекта, научных знаний. С этим связано стремление взрослых дать детям знания, научить их считать, писать, читать.

А вот об эмоциональном развитии мало кто думает, и каждый год в детский сад приходят разные дети с нарушениями в развитии, среди которых особое место занимают нарушения в эмоционально-волевой сфере. Дети меньше удивляются и восхищаются, реже сопереживают.

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.

Предложить педагогам составить кластер «Эмоции»

«Эмоции»

Счастье, грусть, раздражение, одиночество, удивление, скепсис, ярость, задумчивость, стыд, усталость, сарказм, одобрение, веселье, печаль, удовольствие, недовольство, радость, обида, равнодушие, страх, злость, наслаждение, восхищение, любование, сострадание, любовь, гордость, гнев, горе.

Одна команда озвучивает название эмоций, другая добавляет.

Методист: Влияют ли эмоции на образовательный процесс? Чтобы ответить на этот вопрос предлагаю вам небольшой текст «Эмоциональный компонент образования».

Работа с текстом предполагает использование стратегии «Чтение с пометами». Пометы делаются в тексте на полях справа, затем выносятся в таблицу.

Таблица помет

+  знаю

-  не совпадает

*  новое

?  удивляет

 

 

 

 

Текст: Эмоциональный компонент образования

Жизнь без эмоций также невозможна, как и без ощущений.

Успех образования дошкольника определяется не только и не столько его информированностью (знания, умения, навыки), сколько желанием получить информацию, использовать ее в практической деятельности, жизненных ситуациях.

Ребенок должен идти к осознанию смысла своих действий, своего поведения через чувства. Механизм, который приводит в движение когнитивные процессы — эмоции, — средство активизации его произвольного поведения, включения в деятельность. Ведь в состоянии повышенного интереса, эмоционального подъема ребенок способен по долгу наблюдать за объектом, рассуждать по поводу его свойств, связей с другими объектами, фантазировать, детально описывая плоды своего воображения, увлеченно мастерить, рисовать, играть и т. д. Это во-первых. Во-вторых, эмоции способствуют модификации протекания познавательных процессов деятельности ребенка, изменяют их направленность, избирательность.

Без особого напряжения дошкольник запоминает событие со всеми нюансами и деталями, если оно ярко окрашено (страх, радость, печаль и т. д.). Желание вновь пережить определенное состояние может служить для него мотивом деятельности, стимулом проявления активности.

Наконец, в-третьих, эмоции регулируют познавательные процессы, характер действий и на правах сопровождения придают им особый тон, выступая в роли «своеобразной валюты мозга».

Под влиянием эмоций качественно по-иному проявляются и внимание, и мышление, и речь, усиливается конкуренция мотивов (как поступить, какую деятельность выбрать), совершенствуется механизм «эмоциональной коррекции поведения».

Известно, основные средства образования дошкольника в детском саду — это игровая деятельность и общение с воспитателем. Как отмечают некоторые исследователи, «развитие личности в целом происходит в процессе деятельности, через осмысление этой деятельности и себя в ней, в диалогическом эмоциональном контакте с другим человеком».

Основная функция эмоционального компонента — обеспечить детям усвоение содержания через переживание, а также поддержку интереса, увлеченность деятельностью, развитие положительного отношения к познанию.

Однако, развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его познавательного развития, хотя эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущения, восприятие, воображение, память и мышление. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.

После чтения заслушать ответы: что знали, что не совпало, что узнали нового, что удивило.

Методист: Уже не раз говорилось о том, какую важную роль в развитии личности ребенка играет влияние, оказываемое на него общение с родителями. Привязанность к родителям — важнейший компонент эмоционального развития. Если ребенок часто плачет, капризничает, раздражен — это сигнал неблагополучия в каких-то значимых для него сферах отношений со взрослыми. С целью выяснить насколько благополучны семьи наших воспитанников, было проведено анкетирование родителей.

Анкета для родителей «Эмоциональное благополучие ребенка в семье»

1. Что значит «эмоциональное благополучие в семье»?

  • родители любят детей;
  • родители знают, чем интересуются дети, что их беспокоит;
  • родители уважают мнение детей, их переживания;
  • родители и дети испытывают устойчивую потребность во взаимном общении;
  • нравственная атмосфера семьи;
  • наличие семейных традиций (дни рождения, посещение кино, театра и другие);
  • наличие увлечений у членов семьи (спорт, рыбалка, рукоделие, кулинария, коллекционирование и другие);
  • наличие обязанностей по дому;

2. Как складываются у вашего ребенка взаимоотношения со взрослыми?

  • благополучно;
  • иногда бывают конфликты;
  • обижается на взрослых за то, что наказывают, или что-то не разрешают;
  • неблагополучно.

3. Как Вы разрешаете конфликтные ситуации с ребенком?

  • настаиваю на своей точке зрения;
  • ищу компромисс;
  • «иду на поводу у ребенка»;
  • обращаюсь за помощью к другим членам семьи.

4. Как Ваш ребенок проявляет себя в отношении с другими детьми?

  • уравновешенный;
  • терпеливый;
  • уступчивый;
  • приветливый;
  • вспыльчивый;
  • склонный командовать;
  • свой вариант _________________________________________________________

5. Как, на Ваш взгляд, влияют отношения между детьми и родителями на общение ребенка со сверстниками и взрослыми в детском саду?

  • прямого влияния не оказывают;
  • благополучие семейных отношений — это психологическая защита, эмоциональный тыл ребенка, облегчающий его жизнь в детском саду;
  • сущность семейных отношений еще недостаточно понятна ребенку.

Благодарим за участие в анкетировании!

Познакомить с результатами анкетирования родителей.

Методист: Именно в дошкольном возрасте формируется эмоциональная сфера ребенка. Нарушения в общении как признак слабой адаптации дошкольника к окружающему миру могут стать причиной серьезных эмоциональных проблем в будущем. Поэтому для дальнейшего разговора мы пройдем в кабинет психолога — тема для обсуждения «Профилактика и коррекция психоэмоционального напряжения дошкольников».

Психолог: Известно, что на любое событие душа и тело отзываются вместе. Психическое напряжение вызывает мышечный тонус, а мышечное напряжение приводит к эмоциональному всплеску. Расслабление мышц вызывает снижение эмоционального напряжения и приводит к успокоению, восстановлению учащенного дыхания.

Педагоги в форме Памятки получают: Упражнения для релаксации, Упражнения для снятия мышечного напряжения, Комплекс дыхательных упражнений. Некоторые из них проводятся с педагогами в виде тренинга.

Методист: С развитием представлений об эмоциях в единстве должно осуществляться и овладение словарем эмоциональной лексики. Только непосредственно воспринимая эмоциональную жизнь, «считывая» эмоциональное состояние с лица, жестов, позы, дети учатся переводить эмоции в словесный план, учатся «читать» и словесно обозначать различные настроения, говорить о своих чувствах и чувствах других. Приглашаем в логопедический кабинет поговорить об «особенностях овладения эмоциональной лексикой детьми дошкольного возраста».

Логопед: Эмоции и чувства тесно связаны с развитием речи. Эмоциональная окрашенность речи предопределяет эффективность общения, поскольку состояние эмоциональной напряженности влияет на речевое высказывание.

Педагогам представлены «Рекомендации в форме дидактических игр и упражнений по формированию эмоциональной лексики».

Методист: Вызывают положительные эмоции у детей и у взрослых произведения искусства: музыка и изобразительная деятельность. Прослушать информацию на тему: «Эмоции и искусство», мы приглашаем вас в изостудию.

Преподаватель ИЗО: Известный актер, режиссер, театральный педагог С. В. Образцов говорил: «Произведение искусства вызывает эмоции. Если оно эмоций не вызывает, то это либо не искусство, либо адресовано оно не тому, кто в данный момент его воспринимает».

Педагогам была представлена электронная презентация проекта «Радость творчества» — нетрадиционные техники рисования, тестопластика. Занимаясь данной деятельностью, у детей формируются положительные эмоции, которые очень нужны для успешного продвижения детей в образовательном процессе.

Методист: Наше путешествие по «Педагогическому Гайд-парку» подошло к концу. И мы сегодня еще раз убедились в том, что именно «эмоциональное благополучие» является наиболее емким понятием для определения успешности развития ребенка.

В старших группа детского сада в начале учебного года были внесены в циклограмму «Эмоциональные минутки» в утренний образовательный блок. Как проводится эта работа воспитателем, можно увидеть на открытых просмотрах.

Методист: Проанализировать свои эмоции, чувства по поводу сегодняшней встречи нам поможет ПОПС-формула.

П — позиция «Мы считаем, что…»
О — объяснение «Потому что…»
П — пример «Мы можем это доказать на примере…»
С — следствие «Исходя из этого, мы делаем вывод о том, что…»