Патриотическое воспитание на уроках НВП в условиях модернизации образования
Новак Сергей Иванович преподаватель-организатор НВП |
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите. Вместе с тем, воспитание патриотизма — это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие казахстанской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно казахстанского патриотического сознания. Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы.
Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей «малой родине», патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты.
Многие говорят, что современные подростки, юноши и девушки «не имеют ничего святого за душой», не ценят труд своих родителей, не помнят своих предков, не преклоняются перед памятью павших на фронтах Великой Отечественной войны. Это не так. Их внешняя вульгарность, подражание моде — наносное, просто бравация и самоутверждение. Они нормальные, они всё понимают и всё ценят, и всё берегут. Они бываю настоящими, если с ними по-настоящему, если им доверяют.
Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки.
За последние годы способствовало немало факторов: усиленное обсуждение в СМИ мнения об ошибочном пути развития Казахстана, отсутствие общей
государственной идеологии, которая смогла бы стать базовой в деле такого воспитания.
Одной из важных задач государства является военно-патриотическое воспитание молодёжи, в основе которого, лежит подготовка молодых людей страны к службе в Вооружённых Силах РК, воспитание любви к армии, формирование высокого чувства гордости за принадлежность к Казахстану, постоянной готовности к защите Родины. Каким должен быть выпускник школы, будущий защитник Отечества?
Это должен быть высокообразованный, физически развитый молодой человек, обладающий высокими моральными принципами. На это нацеливает нас национальная доктрина образования в РК, утверждённая законом, которая является основополагающим государственным документом. Она определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования. Наши задачи по подготовке молодёжи к службе в армии и военно-патриотическому воспитанию чётко определены в законе РК О воинской обязанности и военной службе.
Прежде чем приступать к работе педагогический коллектив школы должен твёрдо знать основные задачи по военно-патриотическому воспитанию учащихся, которые перед ним состоят, это:
1. Участие в реализации государственной политики в области военно-патриотического и гражданского воспитания детей и молодёжи
2. Воспитание чувства патриотизма, формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности к служению Отечеству, и его вооружённой защите.
3. Изучение истории и культуры Отечества и родного края.
4. Участие в подготовке и проведении мероприятий по увековеченью памяти защитников Отечества.
5. Передача и развитие лучших традиций воинства.
6. Противодействие проявлениям политического и религиозного экстремизма в молодёжной среде.
7. Физическое развитие учащихся, формирование здорового образа жизни.
8. Участие в подготовке учащихся к военной службе.
Исходя из этих задач, составляем годовой школьный план по проведению мероприятий военно-патриотического воспитания. Системность и целенаправленность работы по военно-патриотическому воспитанию в школе обеспечивается, прежде всего, тщательным планированием. При составлении проекта плана, работаю в тесном взаимодействии с директором школы, учителями физкультуры, классными руководителями, учителями-предметниками, необходимо учитывать рекомендации ОДО, общественных организаций. Только после этого план представляется директору школы на утверждение. Военно-патриотическое воспитание учащихся и выполнения плана осуществляется всем педагогическим коллективом.
Военно-патриотическое воспитание осуществляется, прежде всего, в процессе обучения. Занятия по предмету НВП необходимо проводить по программе с учащимися 10-11 классов по разделам:
1. Тактическая подготовка.
2. Огневая подготовка.
3. Строевая подготовка
4. Общевоинские уставы.
5. Военная топография.
6. ОБЖ и гражданская оборона, а также в конце учебного года проводятся 5-ти дневные полевые занятия с юношами 10 классов.
На занятиях по НВП учащиеся знакомятся со спецификой воинского труда, готовятся к выполнению обязанностей солдата, познают особенности службы в армии, воспитывают в себе качества необходимые защитнику Родины. Программа позволяет по каждой теме привлекать материал из жизни воинов в мирных условиях, при ведении боевых действий, использовать на уроках примеры из героического прошлого нашей армии и воспитывать у старшеклассников любовь к Вооружённым Силам.
На занятиях по огневой подготовке использую возможность показать превосходство нашего стрелкового оружия перед иностранным. Изучение военной присяги помогает раскрыть важнейшие требования к морально-боевым качествам воина, показать, какую самую высокую обязанность берёт на себя воин, принимая присягу и вступая в ряды защитников Родины.
Полевые занятия служат проверкой практических навыков и позволяют учащимся оценить свою подготовку к защите Родины.
На занятиях должна быть введена единая военизированная форма одежды для учащихся, урок начинать с построения взвода по отделениям, доклад командира взвода преподавателю, приветствие, осмотр внешнего вида учащихся. То есть, урок необходимо проводить согласно требованиям строевого устава, приближённо к армейским условиям.
В патриотизме гармонично сочетаются лучшие национальные традиции народа с преданностью к служению Отечеству. Патриотизм неразрывно связан с интернационализмом, чужд национализму, сепаратизму и космополитизму. Патриотическое воспитание школьников — это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Самое главное приобретение человека в период детства и ученичества — это вера в себя, вера в то, что он знает и умеет, чувство собственного достоинства. Эти качества необходимо формировать в процессе патриотического воспитания посредством различных средств и способов. Героическая борьба, подвиги лучших сынов Отечества должны стать основой патриотического воспитания. Рассказывая о героических личностях, необходимо подчеркивать их нравственные устои и мотивы их действий, так как это может затронуть душу ребенка.
Овладение теорией и практикой военно-патриотического воспитания учащихся, всесторонняя подготовка их к военной службе, к выполнению своего долга к достойному служению Отечеству — одна из задач педагогического коллектива учебного заведения, военно-патриотической работы в школе. Создание системы военно-патриотической работы в школе предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения, направленные на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества.
Система военно-патриотической работы в школе включает в себя систему, комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания учащихся. Патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в области воспитательной деятельности.
Система патриотического воспитания не может оставаться в неизменном виде. Ее изменение и развитие обусловлено как достижениями первоочередных задач системы патриотического воспитания, так и изменениями, происходящими в экономической, политической, социальной и других сферах нашего общества, а также новыми условиями современного мира, что обуславливает гибкость в управлении системой военно-патриотического воспитания в школе. Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание молодежи в соответствии с законом «О воинской обязанности и военной службе». Оно направленно на формирование готовности к военной службе как особому виду государственной службы. Военно-патриотическое воспитание характеризуется специфической направленностью, глубоким пониманием каждым гражданином своей роли и места в служении Отечеству, высокой личной ответственностью за выполнение требований военной службы, убежденностью в необходимости формирования необходимых качеств и навыков для выполнения воинского долга в рядах Вооруженных Сил Республики Казахстан. Высокое качество уроков невозможно без хорошей учебно-материальной базы, поэтому в школе нужно вести работу по её созданию и совершенствованию. В школах необходимо создавать военный кабинет, оборудованный красочными стендами по всем разделам предмета, техническими средствами, хорошо иметь видеосистему с набором учебных и художественных фильмов по военной тематике.
Умелое использование общеобразовательных предметов в целях военно-патриотического воспитания служит одним из основных средств подготовки учащихся к защите Родины.
Уже в младших классах учащиеся осмысливают такие понятия, как Родина, Подвиг, Патриот, Воин-освободитель. В повседневной работе, на педагогических советах необходимо акцентировать внимание предметников на большие возможности для военно-патриотического воспитания на уроках любого предмета.
Изучение истории помогает учащимся усвоить основные положения о воине и армии, о воинах справедливых и несправедливых, о роли народных масс и личности в истории. Овладение историческими знаниями неразрывно связано с дальнейшим развитием и укреплением патриотических и интернациональных чувств.
Существенную роль в становлении гражданина и патриота своей страны играет литература. Анализ программ, действовавших в советской школе, показывает, что
литературное образование было в значительной мере ориентировано на решение задач патриотического воспитания учащихся, на их подготовку к защите социалистического Отечества. Яркие образы защитников Родины, борцов за ее свободу и независимость учили любить Отечество, свой героический народ, показывали боевые и трудовые традиции.
На уроках литературы формируются нравственные идеалы молодёжи на примерах положительных героев художественных произведений, устанавливается живая связь далёкого прошлого с современностью, воспитывается чувство гордости за нашу Родину, её народ. Преподаватели русского языка и литературы могут активно использовать творческие работы учащихся на военно-патриотические темы.
В процессе изучения основ физики, химии, биологии географии, математики у учащихся формируется диалектическое понимание развития природы. Школьники знакомятся с применением законов физики, химии, биологии в военном деле, влиянием научно-технической революции на развитие военной техники, решают задачи, содержание которых отражена военная тематика. Так, например, можно интересно провести открытый урок физики, на котором рассказать, как советские физики в годы войны за кратчайший срок изобрели способ размагничивания корпусов кораблей и тем самым спасли жизнь многих тысяч моряков от подрывов на минах. Можно также выступить на уроке и рассказать о применении достижении физики в современных видах оружия. Перспективным направлением в обучении учащихся основам военной службы является применение в учебном процессе персональных компьютеров. Наличие в школе хотя бы одного компьютерного класса, оснащённого современными компьютерами, позволит в полной мере реализовать эти возможности. Пока на уроках школьники могут играть в военные компьютерные игры, но это позволяет до разработки специальных обучающих программ, развивать у учащихся такие качества, необходимые будущему воину, как: быстроту реакции, навыки работы на сложной боевой технике. Необходимо ориентировать юношей на выработку качеств необходимых солдату:
1. высокая работоспособность;
2. выносливость;
3. чёткая координация и точность движений.
Посещение занятий по НВП в комплексе с военно-патриотическим воспитанием положительно отражаются на учащихся. Они становятся более дисциплинированными, как в школе, так и вне её, поднимается их общефизический уровень, улучшается выправка и собранность, появляется интерес к выбору военной профессии.
Совершенствование воспитательной работы по формированию личности, обладающей высокой степени гражданственности является требованием не только сегодняшнего дня, но и долгосрочной программой. Время требует, чтобы в новых условиях социально-политического развития, формировался гражданин, обладающий самостоятельностью, способный не только жить но и работать в условиях рыночного отношений, но и способный принимать участие в политических процессах демократического общества, с высокими духовно-нравственными установками в условиях потенциального государства, обладающего наряду с интернациональными, должными патриотическими качествами.
Современный мир многообразен, и наше молодое, суверенное государство строит свою стратегию на миролюбие и добрососедстве. Однако ещё не ликвидированы различного рода военные угрозы. Это и не прекращающиеся локальные войны, и усиление международного терроризма, и действие экстремистских групп и объединений.
Наличие подобного рода военных угроз вынуждают нас совершенствовать военную доктрину, обращать особое внимание на обеспечение национальной безопасности.
Роль морального фактора в современной войне, несмотря на огромный скачёк в развитии средств вооружённой борьбы не только уменьшилась, но и резко возросла.
И недаром, в условиях реформирования Вооружённых Сил Республики Казахстан, Президент, Верховный Главнокомандующий — Нурсултан Абишевич Назарбаев требует, что "Казахстан должен войти в XXI век с качественно новой армией, вобравший в себя самые новейшие достижения военной науки, техники, имеющий свою специфику, отражающую воинские, духовные традиции народов нашей Республики.
Казахстанский патриотизм — это многомерное явление. Родина для нас начинается с родного дома, семьи, с картинки в первом букваре, с единства нашей многонациональной страны, с её целостности, суверенитета, безопасности. Военно-патриотическое воспитание — составная и значительная составляющая патриотического воспитания, и перефразируя известные слова, можно смело сказать, что всякий суверенитет лишь тогда, чего-нибудь стоит, если он умеет защититься.
В настоящее время военно-патриотическое воспитание молодёжи является одной из наиболее острых социальных проблем. Наблюдаются элементы нежелания юношей служить в рядах Вооружённых Сил, ухудшение состояния здоровья подростков, увеличение числа правонарушений среди несовершеннолетних. Система организации военно-патриотического воспитания стала нуждаться в обновлении и совершенствовании. Нужно формировать у учащихся старшего звена высокие морально-боевые качества будущих защитников Родины — Республики Казахстан, воспитывать учащихся на высоких духовных и воинских традициях народа Казахстана, расширения военно-патриотического кругозора, сознательного отношения к выполнению гражданского долга по защите Республики Казахстан, воспитанию добросовестного отношения к военному делу, дисциплины и исполнительности, привитию интереса к военной профессии, формированию духа коллективизма, дружбы и войскового товарищества, изучение исторического прошлого нашей родины, духовного наследия наших предков, их воинских и боевых традиций.
В заключение хотелось бы отметить еще один момент. Вся история Республики Казахстан подтверждает тот факт, что вопросы военно-патриотического воспитания не должны рассматриваться изолированно от религии. Но представители традиционных конфессий не привлекаются к разработке образовательных программ, учебников и учебных пособий. Без педагогических инноваций в содержании учебных программ, учебников и учебных пособий невозможно в настоящее время воспитывать патриотизм у учащихся. В сложной, неопределенной общественно-политической обстановке нельзя допустить существование духовного вакуума, поэтому, чтобы преодолеть кризис общественного сознания, необходимо в большей степени усилить внимание к воспитательному потенциалу учебников. Их содержание должно быть нацелено на воспитание чувства патриотизма, гражданственности, чувство национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию народов Республики Казахстан.
Источники:
httpss://bibliofond.ru/view.aspx?id=536233
httpss://infourok.ru/
- 20381 просмотр