VI международный творческий конкурс «Поклонимся Великим тем годам!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана и стран ближнего и дальнего зарубежья, посвященном Дню Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

 

Отражение славянских мифов в стихотворениях М. Ю. Лермонтова «Морская царевна» и К. Бальмонта «Русалка»

 

Версия для печатиВерсия для печати
 

Томских Наталья Михайловна, учитель русского языка и литературы высшей категории СШ № 7 г. Аксу Павлодарской области

Цели: создать условия для знакомства с произведениями М. Ю. Лермонтова и К.Бальмонта, формировать умение анализировать стихотворные тексты, соотносить их с мифами; развивать творческие способности, речь учащихся; содействовать эмоциональному восприятию мира художественной литературы.

Ход урока

1. Мотивационно-ориентировочный этап

Цель этапа: побудить учащихся к анализу собственного знания, вовлечь в деятельность на уроке.

Сегодня на уроке мы будем работать над двумя произведениями, в которых отражены славянские миф о русалках.

— Зачем нам нужно знать о русалках? Разве кто-нибудь верит, что они существуют? (система взглядов древних славян на мир)

— Что вы знаете о русалках? К какому миру они относятся?

2. Операционно-исполнительский этап

Работа со словарями. Посмотрим, что говорится о русалках в словарях.

Словарь Ожегова: Русалка — существо, живущее в воде, с длинными волосами, рыбьим хвостом. Глаза зеленоватые, взгляд холодный, манящий, кровь холодная.

Действия: манят на дно, могут защекотать.

Мифологический словарь: Русалки — вредоносные существа, в которых превращаются умершие утопленницы.

Чтение стихотворения М. Лермонтова «Морская царевна». Стратегия направленного чтения. Текст разбивается на три части.

Чтение и анализ первой части

— Где царевич купает коня? (Очевидно, что на начало стихотворения он находится на мелководье, где до него доносится голос из воды).

— Почему фыркает конь и ушами прядёт?

— Кто такая морская царевна? Как она выглядит? Совпадает ли её образ с тем, который создан в славянских мифах?

— Можно ли сказать, что темой стихотворения является любовная тема?

— Как вы думаете, что произойдёт дальше?

Чтение и анализ второй части

— Каким предстаёт перед нами царевич? (Герой не поддаётся обману, он знает, чем грозит ему зов царевны. Ловкий, отважный. Обратим внимание на изначальное равенство героев: царевич — царевна).

— Почему плачет морская царевна?

— Как бы вы поступили на месте царевича?

Чтение и анализ третьей части

— Зачем царевич вытаскивает русалку на берег? (В море морскую царевну ему не победить, в своей стихии она сильнее его).

— С какой целью царевич товарищей громко зовёт? (хочет похвалиться добычей).

— Почему друзья царевича не радуются его победе и стоят смущённой толпой? (погубил русалку без причины)

— Что увидел царевич, обернувшись назад?

— Какой непонятный упрёк шепчут уста чудища? (Это укор царевичу, вытащившему русалку на сушу и обрекшему её на погибель).

— Почему царевич едет задумчиво прочь, о чём он думает?

— Как он будет помнить царскую дочь: как результат победы или увиденный ужас?

— Можно ли оправдать поступок царевича?

Словарная работа, предшествующая чтению стихотворения К. Бальмонта «Русалка»

Опал — минерал, бледный стекловидный камень.
Жемчуг — твёрдое вещество, которое образуется в раковинах моллюсков в виде зёрен.
Малахит — непрозрачный минерал ярко-зелёного цвета.
Лазоревый (лазурный) — светло-синий.

Чтение и анализ стихотворения

— Какая разница между словами «морская царевна» и «русалка»?

— Какое отражение нашёл миф о русалках в стихотворении К. Бальмонта? (русалки в мифологии — это умершие девушки, преимущественно утопленницы)

— Совпадает ли образ русалки с тем, что создан в народных поверьях? (изумрудный наряд, нежен цвет очей зелёных, лучистый взгляд).

— Какой взгляд может быть назван лучистым?

— В какое время суток и в каком мире происходит действие? (на границе дня и ночи и на границе миров: " Над нею догорал оранжевый закат») Русалка — существо потустороннего мира, а время действия потусторонних сил — ночь.

— Почему она такая грустная, печальная? Куда направлен её взгляд? («Над нею догорал оранжевый закат. Уже зажглась луна опалом. Но устремляла вдаль она лучистый взгляд, плывя в течении усталом».) Раньше она была человеком, и мы можем предположить, что там, на земле, остались люди, которых она любит. Это и есть та звезда, за которую она готова отдать все «роскошества жемчужных берегов»

— В чём, на ваш взгляд, заключена основная мысль стихотворения? (Любовь сильнее смерти)

Рефлексия: Какие мысли и чувства вызвало у вас чтение стихотворений?

Домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к одному из стихотворений или выучить стихотворение наизусть.

Категория: