Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

От творчества учащихся к качественному обучению

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Миркина Людмила Владимировна учитель истории школы-гимназии № 22 высшей квалификационной категории

Миркина Людмила Владимировна

Новые требования, предъявляемые сегодня к общеобразовательной школе, которые определены в «Послании Президента народу Казахстана 2030» и в «Законе об образовании РК» ориентируют, прежде всего, на формирование конкурентоспособной личности, свободно адаптирующиеся в быстроменяющихся социально-экономических, политических, жизненных условиях. Для этого необходимо учителю в процессе обучения создавать все условия для самоопределения и самореализации личности учащихся, активного усвоения учеником способов познавательной творческой деятельности.

Школьные предметы гуманитарного цикла играют большую роль в формировании национального самосознания ребёнка. А ведущая роль принадлежит, конечно, истории и правоведению, где можно построить новую модель человека, гражданина и патриота своего государства Республики Казахстан.

Историческое мышление начинается с определенного вопроса и складывается из таких мыслительных операций, как анализ и синтез, сравнение и систематизация, абстрагирование и обобщение. Нужно стремиться к развитию таких качеств мышления, как самостоятельность, критичность, гибкость, доказательность, логика и глубина мышления. Всего этого можно добиться с помощью рациональных приёмов, которыми учитель вооружает школьника, обучая его пользоваться ими в процессе изучения исторических событий. Таким из приёмов является творческий подход к обучению, который учит добывать, анализировать, интерпретировать, обобщать факты, погружаясь в историческое событие. Побуждает к сочинению стихов, прозы, к критическому осмысливанию изученного материала, определению исторических понятий, цели исследования, достигая ожидаемого результата. Поэтому в своей работе на уроках истории я использую методы интерактивного обучения, организовываю творческую работу учащихся, которую разрабатываю самостоятельно с учётом опыта казахстанской и российской педагогической и методической науки.

Проблема качества образования актуальна во все времена. Работа в среднем звене часто сталкивается с одной и той же проблемой — переход из младшего звена в среднее (появление новых предметов) и переходный возраст (когда учеба отходит на второй план). В этих понятиях и заключается проблема, когда учителю необходимо создать все условия для качественного обучения, т. е. заинтересовать ребёнка в получении новых знаний, научить анализировать и воспроизводить знания и быть всегда интересным для ученика. Я могу поделиться опытом…

Так что же такое творчество? Урок — это творчество учителя. Не один уро не будет скучным, а главное некачественным, если его преподать с душой. Учитель должен сделать для себя законом — ничего не преподносить ученикам, если самому это не интересно! В каждой теме необходимо находить что-то захватывающее, задевающее за душу! Это и есть учебно-воспитательный процесс. И в нём необходимо создавать условия для развития творческих способностей учащихся, учитывая возрастные особенности.

В своём труде «Творчество, как инновационный процесс» В. Н. Николоко рассматривает творчество как «процесс человеческой деятельности, создающей качественно — новый материальные и духовные ценности, или итог создания субъективного нового». Творчество представляет собой продуктивную деятельность, производящую новое и влияющую на активизацию учебной деятельности. Активизация — есть усилие, оживление деятельности, побуждение к решительным действиям, повышение эффективности и качества.

Так же о творческом подходе и развитии творческих способностей говорится о технологии модульного обучения Жанпеисовой М.М и технологии критического мышления Загашев И.О. «Это для творческих учителей. Чтобы каждый, работая с удовольствием, чтобы задание и тексты были интересны, и развивал не только память и интеллект, но и творческие способности каждого ученика».

Одним из главных признаков активизации деятельности является интерес. Учиться — интересно! Вот что должно быть главным девизом урока, а одной из главных задач учителя — предметника — заинтересовать каждого ученика. «Не отбить» ему охоту в изучении и заложить крепкую и качественную основу материала, научить добывать и закреплять знания, проносить через себя и анализировать, в значит подходить творчески.

Интерес — есть познавательная направленность человека на предметы и явления окружающей деятельности, связная с положительным эмоциональном переживанием. Подходя с творческим подходом к подготовке урока, необходимы такие задания, методы, к которым ученик бы подошел с таким же интересом и творчеством. В моей работе виды таких заданий будут раскрыты.

Продолжая разговор о творчестве необходимо сказать, что это и есть дифференцированный подход и развитие самостоятельности. Интерактивные предметы позволяют провести отбор содержания, формы, объем материала, что создаст оптимальные условия для усвоения знаний каждого ученика. Реализация знаний учеником через творчество позволит узнать новое, заинтересовать ученика, закрепить знания и развивать самостоятельность. Учитывая индивидуальные особенности класса необходимо давать такие задания (на уроке, дома), к которым ученик, исходя из своих способностей, творчески подошел к данному заданию (рисунок, кроссворд, проект, реферат и т. д.). Представляя право выбора мы используем элективную дифференциацию, которая характеризуется выбором дополнительного материала, задания и развития самостоятельности. При таком подходе можно ответить на вопрос «Куда исчезли тройки?»

Учитывая вышесказанное можно говорить о результативности обучения, т. е. о качестве образования, его соответствии потребностям и ожиданиям положительного результата.

Поднимая вопрос о качестве обучения я всё больше стала проникать в процесс обучения — механизм становления творческой познавательной самостоятельности учащихся. Творческое отношение к учению прежде всего определяется высокой научной в общепедагогической подготовке учителя. Однако высокая квалификация наставника сама по себе не станет источником творчества детей. Не менее важно отношение самого педагога к учебному материалу и форма его изложения. Всё обобщаемое учителем должно быть им воспринято, переработано, «должно войти в плоть и кровь и явиться как бы самобытным продуктом». Систематическая творческая работа будет обеспечивать глубокие и прочные знания, творческое отношение и самостоятельность, развивать не только активное речевое общение школьников, но и интерес, мышление, логику. Проявление творческой деятельности многообразно, мной были разработаны 4 вида творчества.

Планируя урок необходимо планировать и вид творческой деятельности учащихся или ученика. Это может являться как работой на уроке, та и домашним заданием.

Особенности и приёмы:

Изучение и воспроизведение нового материала, преобразование в виде рисунка, опорного конспекта (схема), разгадывание или составление кроссворда. Наиболее интересен в среднем звене классные и школьные выставки, конкурсы и т. д.

Практическая деятельность учащихся, проявление социальной активности, своего личного «Я». Ребята пронесут изучаемый материал через себя, не останутся равнодушными и происходящим событием. Можно использовать в общешкольных мероприятиях, коллективных выступлениях.

Индивидуальная самостоятельная работа нацелена не одаренных детей. Открытие чего-то нового, малоизученного, анализ и доказательство. В методе проекта ученик проявляет самостоятельность, находится в поиске. Работа над оформлением и представлением материала.

В практической деятельности ученик реализует свои знания, основанные на научном подходе, отражает свой личный подход к данной теме. Экспонаты и поделки различного вида: замки, орудия труда, пирамиды, одежда, предметы домашней утвари в различную историческую эпоху.

В каждом виде творческой деятельности проявляется самостоятельность ребёнка, дифференцированный подход учителя: от слабого к сильному. Ученик принимает самостоятельное решение в любой творческой деятельности, а самое главное проявляет делание к уроку, к предмету, к учителю. К такому интересному, разнообразному в своих действиях учителю ученик будет идти с большим желанием, неся с собой стихи собственного сочинения, исторический экспонат, сделанный вместе с папой, проект изучаемой темы, выполненную контурную карту. Ученик будет смело идти на урок, зная, что учитель его любит и принимает таким, какой он есть — с его особенностями и творческим отношением к предмету.

Чтобы организовать творческую работу на уроке и дома необходимо выполнять следующие условия:

1. Чётко определить цель вашего урока.
2. Выбрать технологию, метод, приём работы такой, выполнение которого вызовет интерес у всего класса и каждого ученика в отдельности.
3. Методы и приёмы должны побуждать на дальнейшее изучение предмета, а значит, не потерять интерес.
4. Задания должны требовать использования не только учебного материала, но и дополнительного.
5. Использовать дифференцированный подход, дать возможность учащимся принимать решения при выборе задания.
6. Использовать материал предыдущего урока для изучения и реализации новых знаний.
7. Активизировать деятельность учащихся для достижения поставленной цели.
8. Грамотное и эстетическое оформление творческих работ.

Примерные критерии к оформлению творческих работ учащихся.

Художественный, литературный, научный вид:

1. Формат, А 4, шрифт 14, 16;
2. Титульный лист (тема, Ф.И., класс)
3. Цель работы;
4. План или содержание;
5. Использование дополнительного материала, логическое построение;
6. Фантазия при оформлении;
7. Вывод (отношение к теме, итог работы);
8. Список использованной литературы.

Технический вид:

1. Эстетика;
2. Проявление фантазии и выражение своей мысли;
3. Форма, объем, размер (20*30 см);
4. Использование материала;
5. Отношение к теме;
6. Защита проекта.

С этими критериями оформление работ учащихся знакомить в начале учебного года. В течение учебного года контролировать и работать с ребятами индивидуально по оформлению. Так учащиеся научатся оформлять и готовить сочинения, рефераты, проекты. При защите излагать тему, рассказывать о своём изобретении и отношение к теме. Эта тему будет эффективна и качественна, так как учащиеся будут помнить о своей работе и с интересом готовиться к новой теме, ждать другого интересного задания. Такой подход будет влиять и на взаимоотношение ученика и учителя, так как с интересом и большим желанием будет идти к вам на урок.

Многие творческие задания учителя вызывают интерес и у родителей. Например, проект «Улица, на которой я живу» Титоренко П. (7 класс) выполнял вместе с папой. А при изучении темы «Культура в XIV — XV вв.» Калиева А. (6 класс) вместе с мамой сшила праздничный наряд казахской девушки.

Все творческие задания каждого класса необходимо собирать в портфолио. Здесь показана системность в работе с каждым классом и каждого ученика. Портфолио служит объектом отслеживания работ, выставкой и дополнительным материалом на других уроках. Можно использовать эти портфолио и при работе с родителями. Демонстрируя работы учеников на родительских собраниях, мы активизируем и деятельность родителей в учебном процессе.

Необходимо всегда помнить, что отношения ученика или учеников к вашему предмету зависит только от вас, от вашего педагогического мастерства. Если ученику интересно на вашем уроке, значит, он активен в учебной деятельности, это и будет являться вашим качеством преподавания.

Категория: