Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Организация самостоятельной работы на уроках истории при подготовке к национальному тестированию

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Цветкова С.В. учитель истории высшей категории г. Петропавловск Северо-Казахстанской области Цветкова С.В.

 

Самостоятельная деятельность учащихся является необходимым элементом процесса обучения, активизации учащихся на уроке, развития мышления, а также при подготовке к ЕНТ. Эффективность самостоятельной работы зависит от ее организации, умелого сочетания с другими методами работы. Самостоятельная работа в каждой конкретной ситуации имеет свои цели и задачи:

 

  • формирует необходимый объем и уровень знаний, умений и навыков;
  • вырабатывает психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний;
  • формирует основные мыслительные операции.

С точки зрения роли и функций в учебной деятельности задания самостоятельной работы делятся на два типа:

  • проверочно-тренировочные, требующие подведения фактов под ранее усвоенные понятия;
  • творческо-поисковые, предусматривающие приобретение новых знаний на основе сообщаемых фактов в результате самостоятельного поиска способа решения.

Самостоятельную работу можно использовать на различных этапах урока

  • в качестве средства для создания проблемной ситуации и постановки проблемы;
  • как способ закрепления и контроля за качеством усвоения фактов, понятий, закономерностей;
  • как средство проверки знаний;
  • как средство применения знаний в процессе повторения и обобщения на специально выделенных для этой цели уроках.

В ходе опроса одни задания предлагаются для коллективной работы всему классу, другие ставятся в качестве вопросов вызванному для устного ответа ученику, третьи предлагаются для письменного ответа отдельным ученикам, четвертые выполняются на доске с последующим привлечением класса к исправлению и оценке проделанной работы.

Монтаж мозаики

Задача — определить зашифрованные исторические события. К историческому событию добавить соответствующую дату, назвать исторического деятеля. Например, 16 декабря 1986 г. — декабрьские события в Алма-Ате; 1929—1931 гг. — выступления крестьян против насильственной коллективизации; «смутный султан» — Кенесары Касымов и т. д.

«Тяжелый приказ» 120 тыс. чел. 9 января 1857 г. Сузак
Юрист Б.Каратаев Ерейментау «Новый штат» Б.Ашекеев
1929—1931 гг. «выжженная земля» К. Рыскулбеков «карашыгын»
Целиноград 1979 г. 1870 г. Темиртау 1837—1847 гг.
А.Иманов Есет Котибаров 16 декабря 1986 г. «смутный султан»

 

1 пятилетка «Письмо пяти» Пособие 500 рублей «Годы великого джута»
Алма-Ата НЭП Колхозы образование КАССР
А.Молдагулова Автономия Алаш От 19 до 43 лет Турксиб
М.Тухачевский Продразверстка Смагул Садвокасов Ф.Голощекин
Точное наименование «казах» Битва за Москву продразверстка Мятеж Чехословацкого корпуса

 

Определить исторического деятеля

1. Он был старшиной рода Байбакты, хан Нуралы был женат на его старшей сестре. Пользуясь громадным влиянием в Младшем жузе, возглавил народное восстание. Кто это? (С.Датулы)

2. Будучи влиятельным султаном, он сумел принять подданство Китая, сохранив подданство Российской империи. Еще при жизни его причислили к лику святых. О ком идет речь? (Абылай)

3. П. П. Семенов-Тянь-Шанский этого выдающегося сына казахского народа за величие и незаурядные способности, самоотверженность и храбрость называл «Митридатом казахской степи». Возглавивший самое крупное восстание против колониального гнета, он погиб в 1847 г. в войне с кыргызами. Кто он? (К.Касымов)

4. Выдающийся певец казахской земли, оказывал большое влияние на Абылай хана, сопровождал своего повелителя во многих походах. Назовите его имя.(Бухар-жырау)

5. Мухаммед-Канапия — так называли его при рождении. В Кашгарию он съездил под именем купца Алимбая. Среди казахов (чингизид) стал первым действительным членом Русского географического общества. Кто это? (Ч. Валиханов)

6. Основные требования и цели восставших 1836—1838 гг. он сформулировал в своих стихах. Воин — сподвижник Исатая, известный поэт, чье имя включено в календарь памятных дат ЮНЕСКО. О ком идет речь? (Махамбет Утемисов)

7. Он посвятил свой первый кюй «Кишкентай» руководителю народного восстания Исатаю Тайман-улы. До нас дошло 60 его кюев. Гениальный композитор, классик казахской инструментальной музыки — назовите его имя. (Курмангазы)

8. Он — внук Жанибека. Не пользовался большим влиянием, но отличался жестокостью. В 1524 году разорвал союз с ханом Могулистана Султан Саидом. А остаток жизни провел среди кыргызов. (хан Шигай)

9. Это было сложное время. Хану приходилось вести войну на два фронта — за присырдарьинские города и на юго-востоке с ойратами (джунгарами). Он пригласил нас — трех биев, — и мы вместе с ним составили «Семь установлений». Это укрепило ханство. При нем в районе Каракума собрался первый курултай с целью организации общеказахского ополчения против джунгар. Его наследник султан Кайып не смог сохранить единство трех жузов. (хан Тауке)

10. Он — правнук Урус-хана, вместе со своим родственником обосновался во владениях могольского хана Есен-Буги. Последний принял его радушно; увидев в нем и его сородичах оплот для защиты своих западных владений. После смерти Есен-Буги, он окончательно укрепился в Семиречье, создав свое ханство. (хан Керей(Гирей))

11. В 1513 году взял под контроль самый южный город — Сайрам. Его признали ногайцы. Московское государство при Василии III вступило в дипломатические связи с Казахским ханством. Сведения о Казахском ханстве распространились до Европы. Этот правитель вошел в историю Казахского ханства как «собиратель казахских земель». При нем численность населения составляла один миллион человек. (хан Касым)

12. Он — потомок Джанибека, сын Касыма. Ему удалось отстоять земли на востоке и юге Семиречья в борьбе с ойратами и могольскими правителями, установить союзнические отношения с узбекским ханом Абдиллахом. Народом прозван был «справедливым ханом». (Хаккназар-хан)

13. Он — сын Шигая. Одним из первых отправил посольство в Москву. После смерти узбекского хана Абдиллаха овладел Ташкентом, Туркестаном, Самаркандом. Дойдя до Бухары, был тяжело ранен и в том же году скончался. (хан Тауекель)

14. После гибели Барака, хана Ак Орды, на ханство был избран Абулхаир. Казахские племена, не желавшие ему подчиняться, откочевали в Жетысу. Возглавил их сын Барака, став одним из основателей Казахского ханства. Кто он? (султан Жанибек (Джанибек))

О ком и кто?

1. «Человек, обласканный тобой, и в смерти не будет раскаиваться». (о Б.Годунове К.Жалаири)

2. «Ты так загордился и забыл
Что у уйсуна Толе би
Был рабом, пасущим вердлюдов» (об Аблае Бухар Жырау)

3. «Он один из самых крупных философоф среди мусульман. Никто из них не дорос до его уровня». (об Аль-Фараби Ибн Хаукаль)

4. «Среди детей Жанибек хана он был наиболее известным. Он подчинил все страны вокруг себя…» (о Касым хане Кадыргали би)

5. «Он своим умом, интеллигентностью и справедливостью всех заставил признать его… Он дал общий для всех закон и по нему выносил решения. Таким образом, он опирался не на силу, а на мудрость и опыт». (о Тауке хане А.Левшин)

6. «Он философ кочевого ногайско-казахского аула». (об Асан Кайгы Ч.Валиханов)

7. «А этот чужеземец, несмотря на то, что он скиф, очень умен, мудр. Он открыл мне глаза, обогатил мои мысли, помог по- иному сформировать многие мысли, дал много советов, научил многому полезному». (Солон об Анахарисе)

8. «После того, как этот человек поднялся до ханского звания, он настолько стал сильным, что подчинил себе не только ногаев, но и башкирскую страну, Казань, Сибирь и Астраханское ханство, а также Бухару, Хиву, Ташкент и еще много городов и собрал с них дань». (о Хакк-Назаре П. И. Рычков)

Кто изучал Казахстан?

1. Он офицер русской армии. Возглавил военно-походную экспедицию, организованную по личному распоряжению Петра I. Экспедиция собрала ценный материал о расположении казахских жузов. (И. Д. Бухгольц)

2. Пленный швед, участник экспедиции И. Д. Бухгольца. Составил «Карту Джунгарии», впервые опубликованную в 80-х г. Х1Хв. в «Записках Русского географического общества». (И. Г. Ренат)

3. Русский ученый, главная цель — изучение истории Сибири. За что был прозван «отцом Сибирской истории». Его труд «Сибирская история» заключает в себе ценные данные, особенно о казахских родах Среднего жуза. (Г. Ф. Миллер)

4. Его замечательные труды, такие как «Топография Оренбургского края», «История Оренбургская (1730—1750 гг.)», впервые с высокой степенью объективности осветили наиболее сложные проблемы и периоды в истории Казахстана. Пользовался уважением М. В. Ломоносова. (П. И. Рычков)

5. Он — офицер русской армии, служил в Оренбурге. Его труд «Дневные записки Николая Рычкова в киргиз-кайсацкой степи в 1771 г." содержит оригинальные наблюдения за жизнью казахов Младшего жуза. (Н. П. Рычков)

6. Немецкий путешественник-натуралист. Его труд „Путешествие по разным провинциям российского государства“ подробно характеризует состояние народонаселения, назначение военных укреплений. (П. С. Паллас)

7. Участник экспедиции 1825 г. в Бухару. Автор „Карты племен Младшего жуза“. (В.Вольховский)

8. Он декабрист. Его труд „Описание Западной Сибири“ опубликован в 1867 г. в Петербурге. Один из разделов книги содержит материал о казахах. (И. Завалишин)

9. Всемирно известный ученый, путешественник. Совершил путешествия на Алтай, в Семиречье, Среднюю Азию. Два тома географической серии — „Киргизский край“ и „Туркестанский край“ — дают описание природной среды и занятий населения. (П. П. Семенов-Тяншанский)

10. Выдающийся востоковед, академик. Владел казахским языком. Опубликовал беспримерную в науке серию текстов „Образцы народной литературы тюрских племен“. (В. В. Радлов)

11. Крупный ученый Х1Х века. В книгах " Исследование о Касимовских царях и царевичах…», «Исторические сведения о киргиз-кайсаках…» описал историю Казахского ханства в XV—XVI вв. и осветил проблемы Младшего жуза в середине XVIII века. (В. В. Вельяминов-Зернов)

12. Поэт, художник, отбывал ссылку на полуострове Мангышлак. В своем творчестве отразил тему казахской жизни. Его рисунки «Казахская семья», «Байгуши» являются реалистическими произведениями о быте казахов. (Т. Г. Шевченко)

13. Видный художник. Все свои значительные произведения посвятил казахстанской тематике. В его картинах «Прогон скота», «За дровами» Казахская Степь изображена с большой любовью. (Н.Хлудов)

14. Польский революционер. Его поэма «Киргиз», написанная в 40-х г. Х1Хв., была переведена на английский, итальянский, немецкий и другие языки. Художественными средствами поэма отображала историю и жизнь казахов. (Г. Зелинский)

15. Участник польского освободительного движения, выпускник юридического факультета Петербургского университета, находился в ссылке в Семипалатинске. Его труд «Материалы по юридическим обычаям киргизов» — первый труд по исследованию имущественного права казахов-кочевников. (Северин Гросс)

16. Видный деятель освободительного движения. Совместно с группой политических ссыльных изучил хозяйственное развитие края. Весьма ценным научным исследованием является многотомное издание «Материалы по киргизскому землепользованию». В создание данного труда активное участие принял Алихан Бокейханов. (Ф. А. Щербина)

17. Представитель русского освободительного движения, друг Абая, исследователь Иртыша и Алтая. (Е. П. Михаэлис)

Исторические деятели Казахстана (20в.)

1. Один из организаторов движения 1916 года в Тургайском регионе, избран ханом, но отказался от ханского титула и стал эмиром. (Жанбасын Абдулганпар)

2. Один из руководителей движения 1916 года, установления Советской власти в Тургае. В апреле 1919 года необоснованно арестован и убит в Тургае. (Иманов Амангельды)

3. Крупный общественный государственный деятель, в 1903 году окончил Оренбургское духовное училище, член партии большевиков. (Жангильдин А.)

4. Участник национально-освободительного движения 1916 года, магистр права. (Акпаев Жакын)

5. Один из руководителей национально-освободительного движения 1916 года. В сентябре 1916 года приговорен к смертной казни через повешение. (Ашекеев Бекболат)

6. Видный деятель Казахстана, служил в судебной палате Петрограда, убит в сентябре 1918 года. (Бокин Токаш)

7. Ученый, общественный и политический деятель, депутат Государственной думы первого созыва, опубликовал статьи под псевдонимом «Сын степей». (А. Букейханов)

8. Поэт, ученый-тюрколог, переводчик, педагог просветитель, общественный деятель, основоположник казахской филологии. Автор первого букваря, предложил реформу казахской письменности («Новое правописание»). (А. Байтурсынов)

9. Журналист, тесно связан с партией «Алаш», создатель первого романа в казахской литературе. Умер в Соловецком лагере. (М. Дулатов)

10. Видный общественный деятель Казахстана, правовед, правнук хана Абулхаира, был комиссаром полиции. (Б. Каратаев)

11. Выдающийся деятель, с отличием окончил юридический факультет Петербургского университета, блестяще владел шестью языками, мог «в единственном числе» представлять всю страну. (М. Чокай)

12. Первый казахский профессиональный инженер-специалист. (М. Тынышпаев)

13. Казахский поэт, просветитель, композитор, переводчик. Племянник Абая, автор романа «Адиль-Мария». (Кудайбердиев)

14. Казахский писатель, поэт, педагог, создатель ряда учебников и методических пособий, учился в Московском литературном институте. (М. Жумабаев)

15. Партийный и государственный деятель, талантливый публицист, был уполномоченным Коминтерна в Монголии. (Т. Рыскулов)

16. Этнограф, композитор, «собиратель жемчуга». (Александр Затаевич)

17. Первый казахский певец, кому удалось выступать с концертами за границей. (А. Кашаубаев)

18. Государственный деятель Казахстана, работал школьным учителем, директором казахского педагогического института, был оппонентом Ф. Голощекина. (Смагул Садвокасов)

19. Партийный и советский работник, автор одного из первых казахских учебников по математике. (Султанбек Ходжанов)

20. Казахский учебный медик, педагог, профессор. В 1939 году был подвергнут репрессиям. (Халеп Досмухамедов)

21. Государственный деятель Казахстана, первый председатель ЦИК КАССР, нарком просвещение КАССР в 1930—1937 гг. (Мендешев С.)

22. Советский государственный деятель, по профессии зубной врач, провел «новую революцию» в Казахстане, репрессирован, в 1941 году расстрелян. (Филипп Голощекин)

23. Партийный и советский деятель Казахстана, высказывающий свое несогласие с голощекинско-сталинской моделью «преобразований» Казахстана (Жалау Мынбаев)

24. Он — партийный и советский деятель Казахстана. С 1925 по 1927 гг. являлся председателем КазЦИК. Высказал свое несогласие с голощекинско-сталинской моделью «преобразований» Казахстана.

25. Член Коммунистической партии с 1930 г. С 1932 г. — заведующий Казахским государственным издательством. Подписал документ «Письмо пяти» о катастрофическом положении Казахстана в 30-е гг. По ложному обвинению репрессирован, в ноябре 1937 г. расстрелян.

26. Первый профессиональный художник Казахстана, основатель национальной школы. Работал землекопом на строительстве Турксиба. В 1929 г. впервые переступил порог художественной школы-студии Н. Г. Хлудова в Алма-Ате. В течение 10 лет избирался председателем правления Союза художников Казахстана.

27. Один из основоположников казахской композиторской музыки. Окончил Ташкентский институт просвещения, 1-й Московский музыкальный техникум. Он написал более десяти вальсов, из которых «Казахский вальс» и «Бул-бул» прославили композитора. Ему принадлежат оперы «Абай», «Джамбул».

28. Казахский народный поэт-акын. В 14 лет уходит из дома и становится певцом. Его произведения изданы на многих языках народов СССР и в 26 странах мира. Он умер 22 июня 1945 г., не дожив до столетия несколько месяцев.

29. Признанный мастер искусства слова, драматург. Учился в двухклассной русской школе. Окончил Омский сельскохозяйственный институт. Был редактором сатирического журнала «Ара». Всемирную известность ему принес роман «Солдат из Казахстана».

30. Он — писатель, ученый-педагог. Автор учебников «Казахская литература ХХ века», «Очерк истории казахской литературы XVIII—XIX вв." для высших учебных заведений. Под влиянием автобиографической трилогии М. Горького написал трилогию «Школа жизни». Поэт.

31. Политический деятель. Трудовую деятельность начал в 15 лет, в 17 лет стал учителем аульной школы. С 1946 по 1954 гг. был Первым секретарем ЦК Компартии Казахстана.

32. Политический, государственный деятель, академик АН КазССР, Герой Социалистического труда. Закончил Московский институт цветных металлов и золота. В 1952—1955 гг. президент АН КССР. Автор книги «О моем времени», «От Сталина до Горбачева».

33. Доктор исторических наук, профессор. Он является автором 6 учебников по истории Казахской ССР, труда «Очерки истории Казахстана XIX века», «Присоединение Казахстана к России». Научные взгляды автора получили оценку как политически вредные, буржуазно-националистические.

34. Казахский писатель, доктор филологических наук, лауреат Государственной премии. Он является основоположником новой отрасли казахской литературы — абаеведения.

35. Активный участник декабрьских событий 1986 г. в г. Алма-Ате. 1 января 1987 г. был арестован органами МВД, приговорен к расстрелу, замененному позже 20 годами тюремного заключения.

36. Доктор филологических наук, академик, член Всемирного Географического общества. Такие его труды, как «Древняя культура Центрального Казахстана», «Бегазы-Дандыбаевская культура Центрального Казахстана», являются вершиной археологических исследований. Его имя носит Институт археологии РК.

Тест

1. Конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан» Президент РК Н. А. Назарбаев подписал _________19________ года.

2. Центром научной работы в Казахстане является Академия наук, которая открылась в _________19________ года.

3. Первый крупный социальный взрыв недовольства политикой центральных и республиканских органов имел место в Темиртау в ________19________ года.

4. Первый космический полет казахского космонавта Т. Аубакирова состоялся в 19______ году.

5. 2-я (действующая) Конституция Республики Казахстан на всенародном референдуме была принята ________19_______ года.

6. Празднование 1500-летнего юбилея города Туркестан проходило в ________ году.

7. Решение о переименовании Казахской Советской Социалистической республики в Республику Казахстан было принято _______19_______ года.

8. Первый в мире искусственный спутник с космодрома Байконур был запущен в ________19________ года.

9. Алма-Атинскую декларацию о создании Содружества Независимых Государств руководители 11 бывших республик СССР подписав _______19_______ года.

10. Н. С. Хрущев обещал в одном из своих выступлений, что коммунизм в СССР наступит в 19_______-х годах.

11. Монография Е. Бекмаханова «Казахстан в 20-40-е годы XiX в." была издана в 19 _______ году.

12. Казахская железная дорога, объединившая в одной системе все железнодорожные пути республики, была создана в 19_______ году.

13. В результате кризиса целинного земледелия в СССР впервые в _______ году была произведена массовая закупка зерна за границей.

14. ХХ съезд КПСС проходил в г. Москве в _______19______ года.

15. Впервые на территории Казахстана было взорвано термоядерное устройство _______19_______ года.

16. Динмухамед Ахмедович Кунаев возглавлял Казахстан с 19_______ по 19 _______ годы.

17. В 19_______ году Казахстан сдал государству свыше 1 млрд. пудов зерна.

18. После широкого обсуждения на сессии Верховного Совета в _______ 19_______ года были утверждены Государственный Флаг и Герб Республики Казахстан.

Ключи: 1. 16 декабря 1991 г.; 2. июне 1946 г.; 3. летом 1958 г.; 4. в 1991 г.; 5. 30 августа 1995 г.; 6. в 2000 г.; 7. 10 декабря 1991 г.; 8. в октябре 1957 г.; 9. 21 декабря 1991 г.; 10. в 1980-х гг.; 11. в 1947 г.; 12. в 1958 г.; 13. в 1962 г.; 14. в феврале 1956 г.; 15. 29 августа 1949 г.; 16. с 1964 по 1986 гг.; 17. в 1956 г.; 18. в июне 1992 г.

Категория: