Международный творческий конкурс «Вот оно какое, наше лето!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья, посвященном летнему отдыху

 

Организация образовательного процесса на уроках физики в условиях малокомплектной школы

 

Вербицкий Сергей Алексеевич, учитель физики-информатики, без категории, КГУ «Глубоковская основная школа», СКО Кызылжарский район, с. Глубокое

Вербицкий Сергей Алексеевич

За последние десятилетия произошло значительное сокращение контингента учащихся в сельских школах РК. В результате демографических процессов во многих средних и 9-летних сельских школах отсутствуют параллельные классы, поэтому абсолютное большинство учителей вынуждены вести от 1 до 3 учебных предметов не по специальности. Отсутствие специального образования, разноплановая подготовка учителя к занятиям, малое число учащихся в классе, неразработанность организационных форм, методов и приемов обучения малых групп учащихся — все это порождает значительные трудности в работе педагогов. Учитель не может использовать адекватно книги по планированию учебного процесса, методике преподавания физики, физическому эксперименту. учебный план и стандарты образования позволяют выбирать различные модели физического образования.

Учитель, преподающий в сельской школе, как правило, иногда является совместителем. И это тоже одна из особенностей преподавания физики в малокомплектной школе. В практике работы школ наблюдаются разные варианты совмещения: или учитель с базовым образованием физики ведет дополнительно другие учебные предметы, или физика становится дополнительным предметом в работе учителя математики, информатики, химии и т. д.

Классы малой наполняемости коренным образом отличаются от обычных классов. Отсутствие двух-трех учеников на уроке в городской школе существенным образом не влияет на запланированный учителем тип урока, его структуру, сочетание видов учебной деятельности учащихся. В сельской школе ситуация резко изменяется: учителю приходится существенно изменять организацию, структуру урока. Вместо запланированного урока приходится проводить совсем другой урок — тренировочный или повторения пройденного. Это делается тогда, когда присутствующие на уроке учащиеся имеют какие-либо пробелы в знаниях по изученному материалу или есть возможность углубленно рассмотреть отдельные вопросы программы с хорошо успевающими детьми.

В составах обычного и малочисленного класса есть определенные качественные различия, что необходимо учитывать при выборе видов учебной деятельности. Обычный школьный класс практически всегда включает учащихся трех основных типологических групп: с высокими, средними и низкими учебными возможностями. Если больше учащихся первой группы, а поменьше третьей группы, то класс считается «сильным», если наоборот — речь идет о «слабом» классе. Основная масса учеников обычного школьного класса относится, как правило, ко второй типологической группе. Составы малочисленных классов выглядят иначе. Весь малочисленный класс может быть представлен либо только одной типологической группой, либо учащимися двух типологических групп, либо тремя типологическими группами. Хотя последний вариант похож на структуру класса высокой наполняемости, здесь есть существенное отличие: вторая типологическая группа учащихся уже не является доминирующей и по количеству учащихся может быть меньше любой из других групп.

Индивидуальные различия учащихся касаются многих сторон психической деятельности человека: восприятия, воображения, мышления, памяти. Большую группу составляют школьники со средними показателями индивидуально-психологических особенностей наряду с представителями полярных типов. В каждом классе обычно имеются дети и с сильной, и со слабой нервной системой, подвижные и инертные, с аналитической и геометрической направленностью ума, с их равновесным сочетанием. Благодаря достаточно высокой наполняемости класса интервалы между полярными значениями индивидуально-психологических особенностей школьников заполнены многочисленными промежуточными показателями основной массы учащихся, что сглаживает переходы от одного ученика к другому, усредняет представление об ученике. Использование фронтальных видов работы позволяет учителю лишь интуитивно учитывать индивидуально-психологические особенности детей, приводит к необходимости ориентировать методику на «среднего ученика», обладающего усредненными показателями нервной системы, психики, ума и, как правило, не существующего реально.

В условиях сельской малочисленной школы диапазон разнообразий индивидуально-психологических особенностей учащихся любого класса, во-первых, становится значительно меньше, что упрощает работу учителя, связанную с учетом в обучении индивидуальных особенностей каждого школьника, во-вторых, становится менее плотным по насыщенности различными показателями, что вынуждает учителя ориентировать учебный процесс непосредственно на каждого учащегося класса.

1. Оборудование учебного кабинета

Одним из условий повышения качества и эффективности работы сельской малочисленной школы является создание материально-технической и учебной базы. Поэтому большое внимание в моей работе было уделено оборудованию физического кабинета. Кабинет физики нашей школы оснащен приборами общего назначения, демонстрационными и лабораторными приборами, моделями, приборами для практикума, печатными таблицами, диафильмами, что позволяет обеспечить выполнение демонстраций и лабораторных работ, определяемых программой по физике. Физический кабинет оснащен техническими средствами обучения: графо проектором, эпипроектором, диапроектором «Пеленг», киноаппаратом «Радуга». Все учебное оборудование систематизировано и разме-щено в шкафах по разделам физики; составлен каталог с указанием мест хранения приборов. Диафильмы (с аннотациями) хранятся в специальных ячейках. Материалы для индивидуальной работы (карточки, раздаточный материал), для контрольных работ, тестовые задания, набор кодограмм также распределены по темам и классам. Таблицы наклеены на картон и пронумерованы. В кабинете размещены стенды «Сегодня на уроке» (с требованиями к знаниям и умениям учащихся по изучаемой теме, примерами решения задач), «В мире физики» (с дополнительными материалами, новостями науки и техники), «Учись учиться» (с планами ответов о физических теориях, законах, явлениях, понятиях, приборах, памятками по работе с учебником, образцами оформления контрольных и лабораторных работ), «Алгоритм решения задач», «Проверь свои знания» (с занимательными материалами, виктори-нами, ребусами, кроссвордами) и другие. Кабинет оснащен библиотечкой методической и справочной литературы.

Хорошо оборудованный кабинет позволяет широко использовать в преподавании физики активные методы обучения, дает возможность рационально организовывать учебный процесс, затрачивая минимум времени на всякого рода подготовительные и вспомогательные операции.

2. Организация учебного процесса

В условиях сельской малочисленной школы, учитывая специфические особенности контингента учащихся и родителей, необходим подбор таких форм и методов работы, которые и в данных условиях приводили бы к достижению положительного результата. О таких формах работы и пойдет речь.

2.1. Изучение нового материала с использованием опорных конспектов

Учебный процесс я строю на основе использования опорных конспектов и тестовых заданий к ним. Методика работы учащихся по опорным конспектам, которые определяют четкость изложения, выделение главного в материале, изложение его небольшими порциями, удобными для усвоения и запоминания, обеспечивает ученикам успешность продвижения в усвоении системы физических знаний. Материал темы делится на крупные блоки, имеющие смысловую и логическую завершенность, по каждому блоку составляется опорный конспект.

При изучении нового материала стараюсь максимально использую демонстрационный эксперимент, мультимелийные средства обучения, и ПК. И современные психологи подтверждают значительно бóльшую силу восприятия, если в нем участвует несколько органов чувств. В зависимости от содержания материала, состава класса, задач, решаемых уроком, выбираю ту или иную форму работы: беседу, лекцию, т. д.

Дальнейшая отработка материала проходит в ходе выполнения фронтальных экспериментальных заданий, решения качественных и количественных задач, во время выполнения лабораторных работ, тестовых задании, самостоятельных работ.

2.2. Физический эксперимент — средство развития познавательных и творческих способностей учащихся

В процессе обучения физике большая роль отводится фронтальным экспериментальным заданиям, которые представляют собой кратковременные лабораторные работы, которые выполняются одновременно всеми учащимися класса под руководством учителя. Во-первых, эксперимент является методом исследования физических явлений, обеспечивающим научность школьного курса, и средством наглядности. Во-вторых, эксперимент способствует формированию у учащихся основных понятий, законов, теорий, развитию мышления, самостоятельности, практических умений и навыков, в том числе умений наблюдать физические явления, выполнять простые опыты, измерения, обращаться с приборами и материалами, анализировать результаты эксперимента, делать обобщения и выводы. В ходе выполнения фронтальных экспериментальных заданий происходит овладение методами научного познания и формирование на этой основе научного мировоз-зрения как базы для развития познавательных и творческих способностей.

В своей работе я использую следующие виды заданий:

• наблюдение и изучение явлений;
• наблюдение и изучение свойств тел;
• изучение устройства, действия измерительных приборов и правил обращения с ними;
• измерение физических величин;
• наблюдение зависимостей между физическими величинами;
• опыты, подтверждающие физические законы.

Например, при изучении испарения в 7 классе предлагаю следующее фронтальное экспериментальное задание:

Наблюдение зависимости скорости испарения жидкости
от рода жидкости, площади ее свободной поверхности, температуры

Приборы и материалы: 1) стакан с водой, 2) пипетка со спиртом, 3) пипетка, 4) листы бумаги — 2 шт., 5) веер бумажный.

Задание: определить, от чего зависит скорость испарения жидкости.

Наиболее сильные учащиеся самостоятельно разрабатывают план выполнения работы, проводят необходимые опыты и делают выводы. Учащиеся, испытывающие затруднения в выполнении работы, анализируют задание вместе с учителем, а затем выполняют его по инструкции:

1. Нанесите пипеткой на лист бумаги по капле воды, спирта и наблюдайте за их испарением. Какая жидкость испаряется быстрее?

2. Нанесите пипеткой по капле спирта на разные листы бумаги и сразу же увеличьте свободную поверхность одной из капель. Для этого расположите один лист бумаги вертикально, чтобы капля растеклась по нему. Наблюдайте за испарением капель. Какая капля испарилась быстрее?

3. Нанесите пипеткой по капле спирта на ладонь и лист бумаги. Какая капля испарилась быстрее? С чем это связано?

4. Нанесите пипеткой по капле спирта на два листа бумаги. Один лист отложите в сторону, а возле второго помашите бумажным веером до полного высыхания капли. Какая капля испарилась быстрее? Почему?

5. Сформулируйте вывод: от чего зависит скорость испарения жидкости.

Такие задания соответствуют познавательным возможностям учащихся, усложняются постепенно, что способствует поэтапному формированию системы знаний, умений и навыков учащихся. Активизация мыслительной деятельности достигается путем постановки соответствующих вопросов в ходе выполнения заданий.

В работе с малым коллективом не должно быть однообразия. Также и результативность учебного процесса может быть повышена за счет использования различных форм организации учебных занятий, различных видов деятельности. В своей работе я стараюсь использовать такие виды работ, которые пробуждают у детей интерес к предмету, развивают их познавательные и творческие способности.

К уроку подбирается 10-12 заданий, находящихся в какой-то логической связи. По каждому заданию подбираются приборы (на одном столе приборы для выполнения одного задания). На каждом столе есть краткая инструкция к работе. Со списком работ ученики знакомятся на предыдущем уроке, чтобы дома повторить теоретический материал. В начале урока учитель проводит краткий инструктаж (4-5 мин.)

Наблюдения, которые проводят учащиеся на одном рабочем месте, занимают 4-5 минут. За это время ребята успевают ознакомиться с инструкцией, проделать необходимые опыты и наблюдения, в черновике сделать краткую запись. Через 4-5 минут по команде учителя ученики пересаживаются на следующее место и т. д.

Дома ученики пишут краткий отчет по каждому опыту (установка, ход эксперимента) с объяснением результатов наблюдений.

Пример заданий для урока опытов (7 класс):

1. Определение цены деления измерительных приборов.
2. Сжимаемость газов. Свойства газов.
3. Расширение тел при нагревании.
4. Модель хаотического движения молекул.
5. Диффузия в жидкостях и газах. Зависимость скорости диффузии от температуры.
6. Сцепление свинцовых цилиндров.
7. Изучение свойств жидкостей.
8. Определение скорости равномерного движения тела.
9. Изменение скорости тел при взаимодействии.

2.3. Контроль знаний

Для оперативного контроля знаний я использую различные виды опроса: написание опорного конспекта, тихий опрос (рассказ у стола учителя во время написания классом опорного конспекта), магнитофонный опрос, взаимоопрос (ученики рассказывают друг другу материал и взаимно оценивают рассказ друг друга), «щадящий» фронтальный опрос (на вопросы учителя один вариант отвечает другому, а затем ученики прослушивают правильный ответ учителя), физический диктат, устный фронтальный опрос.

С помощью физических диктантов проверяю знание законов, определения понятий, усвоение и правильное написание физических терминов, символических обозначений, графиков и формул, единиц измерения физических величин.

Для текущей проверки знаний, для проверки сформированности умений обобщать, сравнивать, делать выводы, объяснять физические явления и факты на основе изученных теорий и законов я использую разноуровневые задания. Например, вопросы для проверки усвоения материала темы «Строение вещества. Молекулы» следующие:

а) вопросы первого уровня усвоения (воспроизведения):

1. Определите цену деления мензурки.
2. Определите объем тела с помощью мензурки.

6) вопросы второго уровня усвоения (применение знаний по образцу):

1. Как объяснить слипание двух свинцовых цилиндров? Что нужно сделать, чтобы такое слипание происходило сильнее?
2. Определить объем твердого тела с помощью мензурки.

в) вопросы третьего уровня усвоения (применение знаний в новой ситуации):

1. Как можно определить объем тела, если оно не помещается в мензурке?
2. Как с помощью мензурки определить объем одной капли воды?

Для проверки усвоения изученного материала ученики выполняют тестовое задание (задание к опорному конспекту). Тест позволяет получить весьма информативный результат проверки благодаря тому, что множество вопросов и задач позволяет проверить знание понятий, законов, формул, изученных в теме, умение применять их в различных ситуациях. Кроме того, задания в тесте могут требовать от ученика применения разных мыслительных операций и разного уровня сложности, т. е. проявить определенные познавательные или конструкторские творческие способности. После выполнения тестового задания обязательно следует его проверка и обсуждение вопросов, в которых допущены ошибки, т. к. уходя с урока, ученик не должен оставлять «белых» пятен в изучении темы и должен знать, на каком уровне знаний он сегодня находится. Обоснование каждого из ответов поручается одному или нескольким ученикам, исходя из общедидактических соображений: выяснить причину заблуждений слабого ученика или проверить прочность знаний хорошо успевающего ученика. Аргументация ответов протекает как обсуждение результатов только что проведенной работы, и это, в свою очередь, приводит к тому, что у детей исчезает «ответобоязнь».

Оценки, полученные учеником, заносятся в ведомость открытого учета знаний. Оценку за любую работу ученик имеет возможность исправить на более высокую, выполнив аналогичное задание после консультации учителя. Система открытого учета знаний создает для учащихся возможности выбирать (задавать себе) в пределах требований стандарта уровень усвоения предмета в зависимости от их индивидуальных склонностей и способностей, интеллектуальных и психофизических особенностей, что обеспечивает реализацию принципа дифференциации и мобильности образования. Постоянный контроль учителя за работой учащихся, завершающийся ежеурочным выставлением оценки, создает для них психологический дискомфорт и может привести к нервному срыву. Поэтому многие виды работы, выполняемой на уроке, не оцениваются. Их назначение — выявление пробелов в знаниях и их устранение. Ученики чувствуют себя свободнее, смело высказывают свои мнения по решаемым проблемам, не боясь ошибиться, ведь за неверный ответ не последует наказания оценкой. Учитель на данном этапе выступает больше в роли консультанта, а не контролера. Оцениваю я в основном тестовые задания, самостоятельные, контрольные, лабораторные и зачетные работы. Уменьшение психологического давления на ученика, создание доброжелательного психологического климата, стимулирующего учебную деятельность — это и есть путь реализации принципа гуманизации образования.

3. Заключение

Сельская малочисленная школа традиционно испытывает самые большие трудности — и кадровые, и финансовые, и материально-технические, и в обеспечении научно-методической литературой. Несмотря на это она продолжает жить и развиваться, так как не может оставаться в стороне от социально-экономических перемен, происходящих в обществе.

Учитель сельской малочисленной школы удален от научных, методических и культурных центров, не так часто он может ознакомиться с новинками методической литературы, а по проблемам малочисленных школ можно найти не так уж и много книг. Задачи, стоящие перед сельской школой требуют решения, и учитель ищет пути адаптации образовательных программ для сельских школьников, продумывает организацию дифференцированного и индивидуального подхода, работает над развитием ученика с учетом социокультурной среды. Результатом таких размышлений и является данная работа.

Источник: http://docs.likenul.com/docs/index-16387.html

Категория: