Международный творческий конкурс «Школьные годы чудесные» для детей, педагогов и воспитателей

 

Организация личностно-ориентированного обучения в процессе производственного обучения профессии «Штукатур»

 

 

Дмитриева Ольга Дмитриевна, мастер производственного обучения, стаж 19 лет, первая квалификационная категория, г. Петропавловск, СКО, Петропавловский строительно-экономический колледж

Организация личностно-ориентированного обучения в процессе  производственного обучения профессии «Штукатур»

В последние годы личностно-ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство Казахстана. Большинство педагогических коллективов страны настойчиво осваивает теоретические основы и технологию использования данного подхода в учебно-воспитательном процессе.

Актуальность личностно-ориентированного подхода объясняется тем, что динамическое развитие казахстанского общества требует формирования ярко индивидуальной, прагматичной, раскрепощенной, независимой личности, способной ориентироваться в быстро изменяющемся социуме.

Личностно-ориентированное образование включает следующие подходы:

  • разноуровневый;
  • индивидуальный;
  • дифференцированный;
  • субъективно-личностный.

Одним из главнейших признаков, по которому различаются все педагогические технологии, является мера ее ориентации на обучающегося, подход к обучающемуся. Либо технология исходит из могущества педагогики, среды, других факторов, либо она признает главным действующим лицом учащегося — личностно ориентирована.

Термин «подход» более точен и более понятен: он имеет практический смысл. Термин «ориентация» отражает преимущественно идейный аспект.

В центре внимания личностно-ориентированных технологий — уникальная целостная личность растущего человека, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Ключевыми словами личностно-ориентированных технологий образования являются «развитие», «личность», «индивидуальность», «свобода», «самостоятельность», «творчество».

Личность — общественная сущность человека, совокупность его социальных качеств и свойств, которые он вырабатывает у себя пожизненно.

Развитие — направленное, закономерное изменение; в результате развития возникает новое качество.

Индивидуальность — неповторимое своеобразие какого-либо явления, человека; противоположность общего, типичного.

Творчество — это процесс, в результате которого может быть создан продукт. Творчество идет от самого человека, изнутри и является выражением всего нашего существования.

Личностно-ориентированные технологии пытаются найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого студента: берут на вооружение психодиагностические методики, изменяют отношения и организацию деятельности учащихся, применяют разнообразные средства обучения, перестраивают суть образования.

Личностно-ориентированные технологии противостоят авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к студенту в технологии традиционного обучения, создают атмосферу любви, заботы, сотрудничества, условия для творчества и самоактуализации личности.

Почему отдано предпочтение этой технологии обучения? Во-первых, личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность обучаемого, обеспечение комфортных, бесконфликтных условий ее развития, реализацию ее природных способностей. Во-вторых, учащийся в рамках этой технологии не просто субъект приоритетный, он — цель образовательной системы, а не средство достижения чего-либо отвлеченного.

Таким образом, личностно-ориентированный подход — это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности студента, развития его неповторимой индивидуальности.

Деятельность преподавателя на уроке с личностно-ориентированной направленностью:

  • Создание положительного эмоционального настроя на работу всех студентов в ходе урока.
  • Сообщение в начале урока не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе урока.
  • Использование проблемных творческих заданий.
  • Стимулирование студентов к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.

Цель дидактического материала, применяемого на таком уроке, состоит в том, чтобы отработать учебную программу, обучить студентов необходимым знаниям, умениям, навыкам.

Задания разрабатываются по тематике, по уровню сложности, по цели использования, по количестве операций на основе разноуровневого дифференцированного и индивидуального подхода с учетов ведущего типа учебной деятельности студентов (познавательная, коммуникативная, творческая).

В основе такого подхода лежит возможность оценки по уровню достижения в овладении знаниями, умениями, навыками.

Педагогика, ориентированная на личности студента, должна выявлять его субъективный опыт и предоставлять ему возможность выбирать способы и формы учебной работы. При этом оценивают не только результат, но и процесс их достижений.

В личностно-ориентированном обучении позиция студента существенно изменяется. Он не бездумно принимает готовый образец или инструкцию преподавателя, а сам активно участвует в каждом шаге обучения — принимает учебную задачу, анализирует способы ее решения, выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок и т. д. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным. В этом случае меняется характер восприятия, оно становится хорошим «помощником» мышлению и воображению.

Задачи мастера производственного обучения:

1. Создание атмосферы заинтересованности каждого студента в работе.
2. Умение рационально планировать и организовывать работу.
3. Оценка деятельности студента не только по конечному результату, но и по процессу его достижения.
4. Стимулирование студента к использованию выполнения задания без боязни ошибиться, получить неправильный ответ или просто высказаться и т. д.
5. Создание проблемных ситуаций, которые позволяют студента проявлять инициативу, самостоятельность.
6. Поощрять студента находить рациональные или новаторские способы работы.

В настоящее время в профессиональном обучении сложились благоприятные условия для внедрения в учебный процесс личностно-ориентированных технологий, так как с переходом на новые государственные образовательные стандарты возросло количество часов на самостоятельную работу, появилась возможность формировать учебные планы с учетом интересов обучающихся.

Индивидуальный подход к каждому студенту, учитывающий его мотивацию, интересы, способности, психологические особенности, накопленный опыт, является одним из основных требований к личностно-ориентированному обучению. Сегодня, когда выпускникам учреждений начального профессионального образования приходится сталкиваться с конкуренцией на рынке труда, всё более актуальным становится повышение качества профессиональной подготовки. Прежде всего, это будет зависеть от эффективности организации производственного обучения в условиях учебной мастерской, в ходе которого формируются профессиональные умения и навыки студентов. И методов производственного обучения, применяемых средств и приёмов, которые позволяют раскрыть потенциал обучающих.

Считаю, что в основе обучения лежит признание индивидуальности, самобытности и самоценности каждого обучающегося. Исходя из этого, поэтапно планирую уроки производственного обучения. На первых урока у студентов складываются общие представления об избранной профессии при посещении строительных организаций. Поэтому для экскурсии выбираются новые современные предприятия, чтобы закрепить интерес к выбранной профессии.

В первые месяцы производственного обучения, которые проходят в мастерских колледжа, основной формой производственного обучения является фронтальная работа. Она заключается в том, что все студенты выполняют одинаковые задания. При такой форме мастер проводит единый вводный инструктаж, объясняя особенности работы, предупреждает о типичных ошибках; коллективно обсуждаются причины неудач и ошибок, выполненные изделия сравниваются с образцами. Такая коллективная работа студентов способствует восприятию одними учащимися удачных приемов у других и поиску выхода из затруднения за счет обмена опытом. Здесь необходимо дать студентам возможность высказаться, пусть даже неправильно, а при выполнении задания стараться стимулировать первые удачи. Это создает ситуацию успеха, развивает у студентов познавательный интерес, чувство удовлетворенности своей работой. И здесь мастер уделяет особое внимание налаживанию психологической совместимости, созданию в группе атмосферы товарищества и взаимного уважения. Проявляя наблюдательность и педагогический такт, мастер ровно и одинаково доброжелательно относится ко всем, опираясь на актив.

Задания предполагают работу с инструкционно-технологическими картами.

Затем на уроках производственного обучения предполагаю работу в парах. Комплектуются пары с учетом пожеланий и способностей (сильный и слабый). Работая в паре, студенты могут помогать и обсуждать задание, проверять и оценивать работу. Это развивает у них взаимопомощь, поддержку и терпимость. Работой группы на занятии руководит студент (старший), эти функции выполняются поочерёдно, что соответствует реалиям трудовой жизни, когда необходимо и руководить, и подчиняться. Все работают под контролем мастера, который помогает разрешить тупиковые или проблемные ситуации. Это создаёт атмосферу сотрудничества и духа взаимопомощи. При этом мастер контролирует работу в парах и отмечает индивидуальные результаты каждого.

При обсуждении и анализе производственных ситуаций руководствуюсь следующими правилами:

  • избегаю вопросов, подразумевающих только один правильный ответ;
  • формулирую вопросы так, чтобы они заставляли студентов делиться мыслями, чувствами, а не давать заученных ответов.
  • признаю их право на ошибку, непонимание;
  • избегаю вопросов, в которых содержится агрессия, например: «Кто-нибудь вообще может ответить на этот вопрос?»
  • стремлюсь привлекать к участию в обсуждении и анализе всех обучающихся группы;
  • подбадриваю студентов, ориентируя их на успешность.

В колледже стало традицией ежегодно проводить конкурсы профессионального мастерства среди студентов. Цель конкурса — выявление уровня и качества подготовки выпускников, совершенствование профессиональной подготовки, повышение престижа рабочих профессий среди молодежи. Участники конкурса демонстрируют теоретическую подготовку, профессиональные умения и навыки при выполнении практических заданий, использовании оборудования, применении рациональных приемов и методов труда, проявляя творчество в работе, культуру труда.

Конкурс проводится в два этапа: вначале в учебной группе, затем лучшие участвуют конкурсе колледжа. Второй этап проводится в два тура. В ходе 1 тура посредством тестирования проверяется теоретическая подготовка участников конкурса. Тесты составляются преподавателями спецдисциплин и мастерами производственного обучения в соответствии с программами по предметам профессиональных циклов и охватывают основные разделы и темы по профессиональным модулям и спецдисциплинам. Победители участвуют в областном конкурсе. Это мероприятие, несомненно, стимулирует студентов к профессиональному развитию, позволяет всем участникам совершенствовать свои профессиональные умения и навыки, а также выявлять более одаренных обучающихся.

Из вышесказанного следует, что главная цель уроков производственного обучения состоит в том, чтобы каждый студент обладал высокой квалификацией, профессионализмом, раскрыл свои индивидуальные способности и, как следствие, видел перспективу своего развития, стремился к профессиональному росту, чувствовал себя уверенно на рынке труда, стал конкурентоспособным специалистом. Для создания личностно-ориентированного взаимодействия мастеру необходимо верить и доверять студентам, стимулировать и поддерживать их стремление к саморазвитию.

Список литературы

1. Шепелев А. М., «Штукатурные работы», М., 1988, 226 стр.
2. Беспалько В. П. «Слагаемые педагогической технологии»
3. Алексеев В. В., «Штукатур», М., «Стройиздат», 1987, 50 стр.
4. Белоусов Е. Д. и др., «Малярные и штукатурные работы», М., «Высшая школа», 1990, 270 стр.
5. Горбов А. М., «Штукатурка и шпаклевка», изд. Донецк «Сталкер», 2002, 210 стр.
6. Клочанов П. Н., «Рецептурно — технологический справочник по отделочным работам», М., 1973, 324 стр.
7. Мороз Л. Н., Лапшин П. А. «Штукатур» Феникс-2009год, 253 стр.
8. Сериков Л. В. «Штукатур — Маляр новый строительный справочник», Феникс — 2007год, 254 стр.