Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Организация формативного оценивания в начальных классах

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Щур Ольга Станиславовна учитель начальных классов КГУ СОШ № 59 г. Караганды

Щур Ольга Станиславовна

Новая для Казахстана организация критериального оценивания направлена на развитие учащегося, повышение его интереса и мотивации к обучению. Система критериального оценивания это достижение учащимися ожидаемых результатов обучения. Чтобы достичь повышение мотивации и интереса ученика нужно установить ясные и измеримые критерии оценивания. Практика критериального оценивания носит справедливый характер оценивания и способствует созданию повышения качества образования в целом.

Формативное оценивание-вид оценивания, который проводится непрерывно, обеспечивает непрерывную связь учителя и ученика, позволяет своевременно корректировать учебный процесс.

Формативное оценивание включает в себя дескрипторы и задания по всем целям обучения. Дескриптор — это уровень успеха по определенному баллу, характеризующему каждый шаг ученика к достижению высокого результата, каждый уровень оценивается определенным количеством баллов, чем выше успех, тем больше будет баллов по данным критериям.

Формативное оценивание основывается на единстве обучения и оценивания, обеспечивает цель обучения и сбор доказательства получения знаний и развитие навыков согласно учебной программе. Наращивая потенциал выполнения формативного оценивания, каждый ученик достигает ожидаемые результаты, становится уверенным в решении более трудных заданий и задач. Когда ученику в процессе формативного оценивания оказывает поддержку учитель или более способный сверстник, то его развитие проходит в зоне ближайшего развития. Зона ближайшего развития — это понятие, введенное Л. С. Выготским, означающее «зону между фактическим уровнем развития, который определяется способностью ребенка самостоятельно справляться с решением поставленных задач, и потенциальным уровнем развития, который определяется его способностью справляться с решением более сложных задач при помощи взрослого или более способного сверстника». Поскольку ответственность за обучение лежит как на учителе, так и на самом ученике (на языке партнерского права — «солидарная ответственность»), то оба должны прилагать максимум усилий для смягчения воздействия любых неудач на результаты. В рамках теории формативного оценивания основанием процесса поддержки учащихся должны являться следующие три вопроса: «на какой стадии обучения учащиеся находятся?», «куда они стремятся в своем обучении?», «что необходимо сделать, чтобы помочь им достичь этого?».

Формативное оценивание состоит из пяти ключевых стратегий:

• Разъяснение ожидаемых результатов и критериев оценивания;
• Формирование эффективных обсуждений и взаимодействий в классе, которые будут свидетельствовать о понимании учащихся;
• Предоставление обратной связи, которая будет стимулировать учащихся к достижению результатов;
• Вовлечение учащихся в качестве источников и ресурсов взаимообучения;
• Становление учащегося как «создателя» своего знания.

Формативное оценивание в начальных классах проводится учителем регулярно в течение четверти, обеспечивает непрерывную связь учителя с учеником без выставления баллов и оценок.

При формативном оценивании учащийся имеет право на ошибку и её исправление, что позволяет учителю определить уровень возможностей ученика, выявить трудности в обучении,
помочь достичь лучших результатов.

В целях наилучшего усвоения учебного материала учеником необходимо уделять внимание на уровень обучения учащегося, для строительства траектории движения к наилучшим результатам. Каждый учитель может самостоятельно разрабатывать задания для формативного оценивания, согласно учебной программе и несёт ответственность за её результаты.

Использование методов компетентностного подхода в работе учителя определяет необходимость подготовки человека к деятельности и функционированию в социуме посредством приобретения жизненно-необходимых компетенций. Одним из уровней представления результатов компетентностного подхода является функциональная грамотность. Развитие функциональной грамотности учащегося определены в Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы, одной из целей которой являются формирование интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан

Два вида формативного оценивания «добился», «стремился» помогает ученикам доработать свои задания и добиться высоких результатов.

Набранные баллы помогают ученику самостоятельно выбрать личную траекторию саморазвития. В результате сами ученики, их родители и учителя, сравнивая успехи в определенном промежутке времени (квартальный, промежуточный, годовой и т. п.), получают возможность постоянно наблюдать за динамикой личностного развития ученика и его знания. Демократичность оценки способствует решению множества проблем психологического характера между учениками и родителями, между учениками и учителями, между родителями и учителями.

При традиционном оценивании работы ученика, учитель подчёркивает или зачёркивает неправильные ответы учеников, ставит вопросительные знаки, что непонятно для ученика начального класса. При формативном оценивании, учитель даёт рекомендации, где произошла ошибка и как её исправить. При письменной или устной обратной связи ученик сам понимает свою ошибку. А учитель через учебные действия ученика понимает, какие действия и подходы нужны для устранения пробелов в знании. Учитель может пересмотреть методику обучения, форму организации обучения, освоение времени, состав группы.

Чтобы рационально организовать письменную обратную связь в начальных классах, можно провести следующие работы:

Учитель вместе с учениками определяет оценочные критерии любой работы (контроль, сочинение, пересказ, эссе и т. п.).

При проверке задания определяется наличие какого-то результата с учетом этих критериев. Если задание выполнено без ошибок, то обязательно нужно применить надписи «молодец», «хорошо», «отлично» или изображения веселых смайликов.

На месте, где пропущена ошибка, ставится стрелка и пишется «комментарий» в поле тетради или в конце упражнения. Учителем понятно указывается, где и как допущена ошибка, чтобы ученик мог сам понять допущенную ошибку, далее дается рекомендация, на какой странице книги найти правило и повторить его.

При формативном оценивании оценочные критерии концентрируются в одну тему или в один раздел. Оценочные критерии учитель должен предварительно подготовить, в случае необходимости можно обсудить и дополнить вместе с учениками. Например: при написании сочинения учитель будет обращать внимание:

  • на раскрытие темы
  • на соблюдение знаков препинания
  • на использование цитат
  • на написание заключительной части сочинения
  • на правильность и аккуратность написания букв

Ученик не только учится самостоятельно оценивать свое знание, но и будучи довольным достигнутым успехом, имеет мотивацию в дальнейшем повышать свое стремление к учебе.

Список литературы:

1.Концепция внедрения системы критериального оценивания успехов в учебе учеников Автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальные школы» / сайт nis.edu.kz.
2.Формативное оценивание в начальной школе Дудкина О. И., Буркитова А. А., Шакиров Р. Х.. Алматы, 2012.
3.Виды и назначения программ оценки результатов обучения школьников. Болотов В. А., Вальдман И. А. 2013.
4.Развитие высших психических функций. Выготский Л. С. Москва1978.

Категория: