Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Оптимизация образовательной среды педагога как условие успешного профессионального развития учителя новой формации

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

С. В. Савицкая,
учитель русского языка и литературы
Калиновской НСШ Тайыншинского района

Главным признаком педагогического мастерства
может быть творчество учителя.К. Д. Ушинский

 

Оптимизация образовательной среды педагога как условие успешного профессионального развития учителя новой формации

 

В нынешнее время уже сложно представить школьное образование без использования современных технологий, которые делают работу учителя предметника более эффективной, плодотворной и интересной.

Для успешного профессионального развития учитель новой формации должен быть востребован в образовательной среде, коммуникабельный, интеллектуальный, компетентный специалист и, творческая натура, обладающая качествами, необходимыми для творческой деятельности. Это прежде всего:

  • психологическая готовность: стремление к поиску, наблюдательность, критичность, умение выйти за привычные рамки, преодолеть шаблоны;
  • стратегическая готовность: интуиция, определение общего направления поиска, логичность, видение реальных перспектив;
  • тактическая готовность: развитое воображение, гибкость мышления, способность к переключению на другие виды деятельности, ответственность, настойчивость и упорство в достижении цели;
  • практическая готовность: способность к проектированию, трудолюбие, надёжность, уравновешенность, умение пользоваться педагогическим инструментарием при проектировании учебно-воспитательного процесса, готовность к сотрудничеству с обучаемыми, уверенность в успехе.

Творчество не отдельная сторона педагогического труда, а процесс, в котором учитель не только реализует свои потенциальные силы и возможности, но и развивается сам.

Личным кредо каждого учителя должно стать «образование в течение жизни» (из Послания Президента «Построим будущее вместе!»)

Путь к творчеству лежит через самосовершенствование, осознание себя в педагогическом процессе как творца. Формируя свой стиль работы, учитель овладевает способами самопознания и самоанализа педагогического опыта.

Обобщение опыта предполагает различные формы:

  • мастер-классы,
  • творческие отчёты,
  • открытые уроки,
  • научно-практические конференции,
  • семинары,
  • творческие группы.

Главное, чтобы результатом деятельности был некий продукт или какие-либо достижения.

В 2010 году мне посчастливилось работать в областной творческой группе учителей русского языка и литературы школ с русским и казахским языками обучения по теме: «Методическое обеспечение преподавания русского языка и литературы» под руководством старших преподавателей Веры Дмитриевны Шубиной и Гульсары Жармагамбетовны Мунжасаровой.

Главной целью работы послужило совершенствование профессионально-педагогической компетентности учителей русского языка в области применения информационно-коммуникационных технологий в обучении русскому языку и литературе

Задачи:

  1. Формировать систему знаний о роли и возможностях современных ИКТ в обучении русскому языку, необходимых для решения задачи оптимизации обучения.
  2. Формировать умения оценивать дидактические качества ИКТ по русскому языку, необходимых для решения задачи обучения русскому языку с использованием ИКТ.
  3. Актуализировать систему знаний, умений и навыков учителей в области cовременного русского языка, теории и методики обучения русскому языку, необходимых для решения учебно-методических задач — проектирования уроков разных типов по русскому языку.
  4. Изучать, обобщать, пропагандировать передовой педагогический опыт творчески работающих учителей русского языка области.
  5. Углублять профессиональные знания, умения и навыки учителей путём проведения семинаров, курсов, круглых столов, творческих встреч.
  6. Оказывать научно-консультативную и методическую помощь в совершенствовании профессионализма и компетентности учителей русского языка и литературы области.

Успешность профессионального развития учителя новой формации напрямую зависит от поддержки и помощи методической службы, основная цель которой — стимулирование педагогов к профессиональному самосовершенствованию. Поэтому в творческой группе созданы следующие условия:

  • для обеспечения эффективности своей деятельности педагогам предоставлено право выбора темы;
  • для изучения теоретических аспектов и ознакомления с опытом работы других педагогов;
  • каждому педагогу предоставлена возможность презентовать свои наработки на заседаниях;
  • на определенных этапах реализации темы творческого отчёта руководители отслеживали, анализировали и корректировали деятельность педагога.

Участники группы: В работе творческой группы принимали участие учителя различных учебно-образовательных заведений: гимназии, школы-лицея, городской классической гимназии, школы-интерната, лицея, средних школ, неполных средних школ. Из вышеперечисленного следует, что приемлема система работы школ инновационных и обычных средних школ.

В работе принимали участие учителя-предметники, заместители директоров по учебной работе, методист городского отдела образования Уточенко Галина Ивановна. Под руководством заведующего кабинетом информационных технологий Самыратова Нагашибая Мухамедиевича участники творческой группы учились создавать мини-презентации, работать в программе АКТИВСТУДИО, что очень важно при повышении методического мастерства. На протяжении нескольких заседаний я научилась проектировать уроки литературы с использованием ИКТ.

Работая в творческой группе, я имела возможность выступить на научно-практической конференции «Интеграционные процессы образовательного пространства в контексте диалога казахской и русской культур», посвящённой Дню славянской письменности, где представила историко — литературно-музыкальную композицию по лирическим произведениям поэтов-фронтовиков «Солдатами спасённая весна». По материалам научно-практической конференции РИЦ ИПК и ППК издан сборник.

Обобщением моего опыта стал цикл уроков по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин» (демонстрация слайдового материала по урокам) Я представляла 10 уроков в системе, которые аналогичны друг другу. Каждый урок содержит презентацию, я проиллюстрирую вам некоторые фрагменты. Созданный цикл «уроков — презентаций " по роману «Евгений Онегин» сопровождает лекцию учителя видеорядом, который представлен иллюстрациями, видеоматериалами, необходимыми таблицами, схемами. Это позволяет создать на уроке атмосферу погружения в изучаемую тему. Логическое построение материала в слайдах позволяет учащимся легче его усвоить. На этих уроках нет необходимости писать на доске, вывешивать плакаты во время урока и т. д., поэтому уроки отличаются высокой организованностью, слаженностью. Созданные в электронном виде уроки могут быть использованы другими учителями школы, при необходимости легко корректируются. А учащиеся, которые пропустили какой-либо урок, могут ознакомиться с темой урока самостоятельно, изучив урок-презентацию в компьютерном классе.

При проектировании цикла уроков по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин» я использовала более эффективные интерактивные формы работы, которые помогают выявить глубину осмысления произведения.

Методы и приёмы технологии интерактивного обучения:

  • Работа в парах
  • Мозговой штурм
  • Работа в малых группах
  • Займи позицию
  • Незаконченное предложение
  • Шкала мнений
  • Проективные технологии
  • Открытые вопросы
  • Опрос по очереди
  • Точные ответы.

Современная жизнь вносит свои коррективы в методику преподавания. Чтобы урок литературы был интересен ученикам, мне пришлось осваивать новые методы подачи материала. Считаю, что среди инновационных методов наиболее приемлема для использования на уроках русской словесности технология интерактивного обучения.

В своей работе для уроков изучения художественных произведений, уроков изучения основ теории и истории литературы, уроков развития речи я использую как готовые презентации, созданные другими учителями-словесниками, так и свои. Кроме этого, после проведения уроков-презентаций многие старшеклассники изъявили желание создать свои презентации. Так, после изучения темы «Сон Татьяны. Именины» ученица создала презентацию по теме «Народные приметы. Святки», а ученик создал свою «Концепцию счастья».

Мудрые китайцы говорят: «Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне попробовать, и я научусь». Жить и учиться с интересом и максимальной эффективностью в современной школе можно и с помощью информационных технологий.

Что дает мне использование информационно-коммуникационных технологий?

  • экономию времени на уроке;
  • повысить уровень наглядности в ходе обучения;
  • внести элементы занимательности;
  • оживить учебный процесс.
  • глубину погружения в материал;
  • повышенную мотивацию обучения;
  • интегративный подход в обучении;
  • возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа-материалов
  • делают урок современным.

Считаю, что использование информационных технологий способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, развивает познавательный интерес, творческие способности учащихся, позволяет использовать на уроках различные виды контроля, способствует повышению учебной мотивации и повышению качества знаний.

Информационная технология обучения — это технология, ориентирующая учащегося на новый стиль образования в течение всей жизни, развивающая умения и навыки для непрерывного самосовершенствования. Ожидаемый результат работы в творческой группе оправдался.

Подводя итог своего выступления, я могу с уверенностью сказать, что все участники в группе:

  • представили информацию в наглядно-образной форме;
  • научились моделировать, проектировать, выделять гипотезы, делать выводы.

В начале работы в творческой группе в основном у учителей преобладали эмоции удивления, в процессе работы участники много работали, что явилось итоговым успехом, чувством радости в достижении поставленных целей и совершенствовании педагогического мастерства.

Я убеждена: чтобы стать успешным и счастливым человеком, самому учителю надо много учиться, не бояться ломать стереотипы, овладевать новыми технологиями, стратегиями обучения, т.е самосовершенствоваться. В модернизации образования, в реформировании образовательного процесса центральной фигурой является учитель — исследователь, учитель — лидер.

Выступление хотелось бы закончить словами Президента РК Н. А. Назарбаева:
«УЧИТЕЛЬ НОВОЙ ФОРМАЦИИ — духовно развитая, социально зрелая, творческая личность, компетентный специалист, профессионально владеющий всем арсеналом педагогических средств, стремящийся к постоянному самосовершенствованию. Он несет ответственность в формировании и развитии высокообразованной творческой личности и максимальной самореализации».

Хочу пожелать своим коллегам творческого поиска, СОВЕРШАЙТЕ ДОБРО, ПОКА ВЫ СУЩЕСТВУЕТЕ. Д. Дидро

Источник: СК ИПК ППК

Категория: