Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Один из игровых приемов внеурочной деятельности

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Васильева Татьяна Петровна, учитель русского языка и литературы, первая квалификационная категория высшего уровня, КГУ «ОШ № 6», г. Сарань, Карагандинская область

Один из игровых приемов внеурочной деятельности

Эта форма работы не является новой. Я хочу предложить её тем, кто ничего о ней не слышал. Она очень нравится мне и моим ученикам, так как ставит учащихся в активную позицию, помогает избежать однообразия и служит нашей главной цели — познанию. Это своеобразный конкурс, но многодневный. Его можно назвать «Дуэль», «Бой по правилам», «Турнир». Условия игры очень простые.

Каждый ученик может вызвать «на турнир» противника из параллельного класса. Их имена записываются в специально отведенном для этого месте в кабинете русского языка, например, на стенде. После этого вызванный «выбирает оружие», т. е. записывает здесь же те правила, взаимное знание которых и будет проверено во время «боя». Список орфограмм, которые можно выбрать в качестве «оружия», вывешивается заранее, при этом отбираются наиболее важные и трудные для усвоения правила, изучаемые в текущем учебном году или же изученные ранее и нуждающиеся в повторении и закреплении. Например, в 6 классе можно предложить такие темы:

1. Окончания глаголов.
2. Слитное и раздельное написание НЕ со всеми частями речи.
3. Н и НН в суффиксах прилагательных.
4. Корни с чередованием.
5. Правописание числительных.
6. Правописание сложных слов.
7. Словарные слова.

Вызванный ученик письменно сообщает о своем выборе не менее чем за три дня до «турнира», чтобы противник успел подготовиться. В день поединка противники садятся за парты. Перед ними лежат по два листа бумаги — один чистый, а другой со словами, приготовленными заранее для диктовки сопернику. Затем они поочередно диктуют друг другу по одному слову до тех пор, пока один не ошибется. Тогда учитель подходит и проверяет последнюю запись. Ведь может оказаться и так, что ошибся сам диктовавший. Если его противник написал слово правильно, то победа присуждается ему. Это условие заставляет участников «боя» очень тщательно готовить свой список, обращаться к дополнительной литературе, словарю. Имя победителя сразу заносится на стенд.

Следующая «битва» назначается через неделю. Все участники первого тура имеют право вновь выбрать себе противника, но нельзя выбирать того, с кем ты уже сражался и победил. Только если он сам тебя вызовет. При таком условии в турнир вовлекаются все новые и новые участники. Для тех же, кто еще не участвовал в предыдущих турах, никаких ограничений нет.

Подготовка к такому соревнованию и само «сражение» проходят очень азартно. Ведь тут «бой» идет один на один, и честь твоего класса зависит только от тебя одного. Отказаться от участия тоже нельзя, так как в этом случае засчитывается поражение. Не пришел — значит, не знает. Таким образом, игра позволяет учителю без усилий со своей стороны привлечь к участию малоактивных учеников. В первую очередь противники стараются выбрать именно их, так как ученики примерно представляют способности выбранного соперника.

Турнир продолжается целую четверть. Такое соревнование очень просто организовать, оно требует минимальных затрат времени учителя и позволяет решить сразу несколько учебных и воспитательных задач. Во-первых, повторяется и закрепляется учебный материал. Во-вторых, условия поединка воспитывают чувство ответственности, учащиеся четко знают, что подготовленный ими материал они будут использовать для доказательства своей самостоятельности. В-третьих, так как турнир длится долго, возможность хоть раз победить есть у каждого: ведь победителей всегда ровно половина от общего числа участников. Победа вселяет уверенность в своих силах. Если человек лучше знает — он лучше играет.

Такая форма работы очень нравится учащимся. Она заставляет каждого быть активным, почувствовать личную ответственность перед всеми и всех переживать за каждого. Результаты каждого сражения долго обсуждаются, нового «боя» ждут с нетерпением, готовятся с каждым разом все тщательнее и тщательнее. А учителю только требуется подобрать орфограммы.

Список литературы:

1. Служевская Т. Л. Одна из форм внеурочной работы по русскому языку — Русский язык в школе. № 1 1984г.

Категория: