Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Очерк об учителях «Большое видится на расстоянье»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Монастырская Валентина Николаевна, учитель русского языка и литературы высшей категории СОШГ № 1 имени Д. А. Конаева, село Кордай Кордайского района Жамбылской области

Монастырская В.Н.

Работа представлена как портретный очерк учителя, в основе которого лежит анализ-исследование и изображение профессионального мастерства педагогов, профессиональных секретов, отражающие личностные особенности, с целью распространения его опыта работы, оказания социально-психологического воздействия на читателя, включающего убеждение и эмоциональное вовлечение.

Работа представляет интерес как портретный очерк учителя — жанровая разновидность публицистического портретного очерка, — в центре которого яркая творческая индивидуальность учителя, его неординарный, творческий подход к преподаванию своего предмета, к решению важных педагогических (социально значимых) проблем, его психолого-педагогические приемы, стиль педагогической деятельности, методические открытия, индивидуальная технологию обучения. Автор дает свою оценку, которая имеет социально обусловленный характер.

Цель данного очерка — дать эмоционально-образное представление об учителе, вызывающем интерес, прежде всего в плане его высоких профессиональных качеств, показать человека в профессии, привлечь внимание к неординарной личности педагога, эмоционально воздействовать на читателя, пробудить у него определенные мысли, стремления.

 

Не может учитель без школы прожить,
а без учителя — школа

Учитель, дни жизни своей, как один,
Ты школьной семье посвящаешь,
Ты всех, кто учиться к тебе приходил,
Своими детьми называешь.
Но дети взрослеют, от школьной скамьи
Дорогами жизни шагают
И в памяти носят уроки твои,
А в сердце тебя сохраняют.
Любимый учитель, родной человек,
Будь самым счастливым на свете,
Хоть трудно порой достаются тебе
Твои непослушные дети.
Ты дружбой и знаньями нас наградил,
Прими благодарности наши!
Мы помним, как в люди ты нас выводил,
— писал М. Садовский.

90-летие Газеты Знамя труда

А я хочу рассказать о замечательных педагогах — моих наставниках, с которыми мне посчастливилось работать — это методист РОО и С Кордайского района Головинова Надежда Дмитриевна и завуч СОШГ № 1 школы имени Д. А. Конаева Волошина Нина Даниловна. Почему вдруг?! Столько лет молчала! Да всё потому, что действительно «большое видится на расстоянье».

Уже почти 28 лет, я работаю в Кордайском районе учителем русского языка и литературы, в 1986 году полная амбиций с красным дипломом и на всё со своей точкой зрения приехала из Тараза (Джамбула). Познакомилась с методистом Головиновой Н. Д. сразу же, так как вопросов было больше, чем ответов, ведь после института ничего же не знаешь в оформлении документов, составлении календарных планов. Дитц Ш.Г., (завуч школы) не долго думая, направила меня в РОО со словами: «Там узнаешь всё!» Как же быстро я поняла, что именно Надежда Дмитриевна научит всему тому, что мне надо. И чуть ли не ежедневно я приходила к ней, вспоминаю, что даже и пообедать-то толком не давали мы (как мне сейчас за это стыдно!), у неё в коридоре вечно была толпа учителей русского языка и литературы. Глаголы и наречия… метафоры, эпитеты… плюшкины и чацкие… Булгаков, возвращённые в литературу имена, все это — реальная жизнь.

Я для себя нашла замечательного наставника в этом скромном методисте, а в первую очередь учителе, который ежедневно тихо и добросовестно выполнял свою трудную и такую нужную работу не ради славы и наград, а просто по велению сердца, такого большого и открытого для любого из нас, кто нуждается в её добром слове, участии, совете. О, этот замечательный человек всегда с горящими глазами, очень чистой и открытой душой, педагог с большей буквы разговаривала с нами, как с равными. Так было много лет, я всё ждала, когда же Надежда Дмитриевна глянет на нас с высоты своего Олимпа. Нет, этого не было, хотя достичь её высот в районе не может никто. Комфортно, уютно с нею было всегда, не зависимо от обстановки, а где только ни был её кабинет! В каких чудовищных условиях она только ни работала! Да как работала! Ещё как работала! Сколько работала!

Головинова Н.Д. в составе жюри во время районной олимпиады

Вспоминаю открытый урок русского языка в школе имени М. Ломоносова. Присутствующих больше, чем учеников. По тем временам, когда наглядные пособия доставались с трудом, готовились своими руками, урок был одним из самых оборудованных в школе. Чего здесь только не было! Карточки с заданиями, иллюстрации к произведениям, таблицы, коллекция диафильмов, проигрыватель — сейчас все это по сравнению с компьютером, проектором и интерактивной доской кажется анахронизмом. Но это было так недавно! И это было так давно! А это было так эффективно. Благодаря педагогическому мастерству Надежды Дмитриевны это работало на все 100%. У нее было чему поучиться каждому учителю-предметнику, не только учителям русского языка и литературы.

Всегда удивляла способность этой женщины находить общий язык с каждым учеником и учителем. Это особый дар, который так ценят ее выпускники, и так хотелось овладеть этим мастерством нам, молодым педагогам, и всем опытным коллегам. Но тогда стремились перенять опыт работы и лишь надеялись:

Быть может, кто-нибудь из нас
Войдет вот так же в школьный класс
И проведет такой урок,
Что все забудут про звонок.

Постепенно, теперь я знаю это точно, она усмирила мою гордыню, убила во мне жёлтого дьявола, заставляющего думать о деньгах, приучила работать на 100%, не думая об оплате. Проводя со мной уроки преданности своему делу, семье, ставя в пример то, что любовь и доброта, мудрость и неравнодушие способны творить чудеса. А в непростое время 90-ых это многого стоит!

Когда с внутренним миром всё было покончено, занялась повышением моей квалификации. Заставила меня обобщать опыт работы по литературе, участвовать в различных конкурсах и олимпиадах по предмету, выступать перед коллегами на конференциях, проводить брифинги, консультации при подготовке к ЕНТ, да разве всё перечислишь?!

И теперь, когда вспоминаю прошлое, встаёт перед глазами всегда одна картина: выше среднего роста, интеллигентная женщина со вкусом одетая двигается неторопливым шагом, а рядом шустрые, шумные, громкоголосые молодые педагоги заглядывают в рот, чтобы не пропустить ни одного слова, у нас даже и в мыслях не было перебивать или обгонять любимого мастера. Надо сказать, что вокруг Надежды Дмитриевны были всегда учителя, вот уж такой она человек, обладает каким-то волшебным магнетизмом. Её голос тихий, вкрадчивый, кажется, она его никогда не повышает, везде, где бы она не находилась в уютном и не очень кабинете или на улице в шумном центе на празднике, или на площади во время очередной выставки, учителя слушали её рассказы с неподдельным любопытством, чуть ли не открыв рот. Умеет Надежда Дмитриевна привлечь и удержать внимание коллег, потому что разговаривает с нами как с опытными, на равных, бесхитростным, простым языком, всегда честно и искренне. А люди ведь чувствуют любую фальшь, так как слушают не ушами, а сердцем, человека не обманешь. В каждом учителе увидит что то, поддержит, поможет.

Я до сих пор помню 1987 год, когда на августовской конференции вступила в спор с уже седой заслуженной учительницей по поводу использования на уроке теории литературы. Меня там мэтры чуть в порошок не стёрли! Но она встала на мою сторону и потом ещё ни один раз говорила, что у нас в районе появился молодой педагог, понимающий теорию литературы и суть литературного процесса. Через много лет я услышала ещё одну фразу, которая мне очень польстила. В разговоре (не буду говорить с кем), а это стандартная ситуация, когда проявляют недовольство учителем, обвиняя в некомпетенции, Надежда Дмитриевна сказала: отдайте класс Филатенковой В.Н., пусть научит их литературе. Для меня эта фраза стала признанием моего труда как литератора.

Время идет, школа меняется. Но такие учителя, как Надежда Дмитриевна, так нужны именно сегодня, в век реформ образования! Быть может, соединение опыта, мудрости, доброты и душевной красоты и есть то, что спасет мир педагогики?

Предлоги и союзы… Гиперболы, оксюмороны… Раскольниковы и Обломовы… Все это — жизнь Надежды Дмитриевны. Все это — моя молодость. Все это — память об Учителе, о Человеке с большой буквы.

Я очень благодарна Вам, дорогая Надежда Дмитриевна, за всё, что Вы сделали для меня! Теперь я это понимаю точно!

***

Волошина Н.Д. сентябрь 2013 года

Моя учительская судьба столкнула ещё с одним наставником, правда от которого шарахались в разные стороны практически все педагоги школы. И только спустя 10 лет понимаю, сколько нервов потрачено на нас, сколько здоровья, сил угрохано на неблагодарную по отношению к её заслугам школу! Ведь «большое видится на расстоянье», слишком уж «большое», что вблизи не заметили, не хотели замечать того «большого», что вкладывалось в талантливых педагогов, а с безграмотными Волошина Нина Даниловна не связывалась вообще.

В её команде только тот, кто хорошо знает свой предмет, может понять передовые взгляды в педагогике, освоить Новые технологии, применить их на уроке, внедрить в свой опыт новые приёмы, написать анализ своего труда, проект с учащимися, защитить его на областном и республиканском уровнях, издать свою школьную газету и так далее.

Но как она нас заставляла работать, вы бы видели, как мы упирались, вы бы только посмотрели! Без смеха и слёз сейчас и не вспомнишь! А теперь, деловые, выступаем на уровне областных и республиканских педчтениях, семинарах, конференциях, пишем свои книги и брошюры, всё знаем, умеем, нас ничем не удивишь… А кто нас учил готовить эффективное, яркое, аргументированное выступление на педсоветах, методсоветах, проводить научные конференции?! Справедливости ради хочется сказать, что всегда на всех курсах звучит её имя, когда говорим, что эта Технология у нас в школе уже применяется. Как плохо, что редко сейчас её вспоминают на педсоветах. Но всему своё время, дорогое вино должно быть выдержанным, так и наше понимание приходит с годами. Все постепенно поймут, сколько сделано Ниной Даниловной для школы. Не зря ведь уже давно Юлий Ким сказал:

Мы замечаем не всегда,
Мы замечаем не всегда,
Как много нам забот
И терпеливого труда
Учитель отдает.

Она говорит, что ей в жизни повезло, в школах, где она работала, были очень хорошие педагогические коллективы, только я думаю, что в этом есть и её огромная заслуга. Для себя этот вывод я уже давно сделала, большую роль Нины Даниловны в моей педагогической судьбе отметила. Именно она убедила меня заняться выпуском школьной газеты «Конаевский вестник», под её чутким руководством было выпущено 58 выпусков. Но первый не забуду никогда! Как она его проверяла, возвращала, ругалась! И фраза «Ладно, пойдёт!» прозвучала как самая приятная музыка, целая команда вздохнула облегчённо. Когда набралась опыта, услышала другую фразу: «Как долго я тебя ждала», да и не сразу поняла её, как и герой из фильма «Москва слезам не верит». Работа в газете была для меня очень полезной, я освоила компьютерную грамотность, да и вообще столько приятных воспоминаний. Наш опыт признали даже в областной газете «Знамя труда» и много раз писали о нас, приглашали на 90-летие, а также из АТУ бывали на встрече с нами.

Алматинский технологический университет

У Нины Даниловны сильный характер. Вся её жизнь — это преодоление сложностей, мне кажется, если их нет, она сама создаёт себе препятствия. Как будто преодоление их — её жизненное кредо. Сама всю жизнь учится и нас заставляет. Постоянно разгадывает кроссворды, сканворды, решает головоломки, всегда у неё какой-то вопрос для обсуждения наготове. Неустанно повторяет: «Не будешь тренировать мозг — засохнет…» Даже не верится, что она уже на пенсии. Но День пожилых людей её не касается! И пусть теперь она не является завучем школы, всё равно пытается внести что-то передовое в нашу жизнь. У неё отличная память, огромное жизнелюбие и жизнеутверждающая позиция. За свою педагогическую деятельность вырастила не одно поколение детей. Её ученики, которым по 40 и более лет, не забывают своего любимого педагога, они частые гости в её доме. Порадовались мы за неё, когда первые выпускники пригласили её в Германию.

Есть ли у Нины Даниловны награды или знаки отличия? Есть, но не так много, как хотелось бы. Она награждена медалью «Ветеран труда» и знаком «Отличник народного просвещения», но самая большая награда — это любовь учеников, которые в любом возрасте останутся для неё мальчишками и девчонками, которых она учила слушать, писать, считать, думать и тихо ходить по коридорам школы. Для учителей первой школы Нина Даниловна всегда будет примером обладания большого опыта, мастерства и уверенности. Она скрупулезно занимается с ребятами, имеет востребованную коллегами методическую копилку, готовит к урокам богатый материал. А в этом году взяла ещё и 5 класс. В роли классного руководителя мы её не видели.

Справа Волошина Н.Д. — организатор конференций

Нина Даниловна и Надежда Дмитриевна — настоящие представители старой школы педагогов, которая всегда идет в ногу со временем. Они были рождены, чтобы стать учителями. Эти женщины даже внешне как-то похожи, всегда сияют добротой, заботой, пониманием. Именно сияют. На таких людей, действительно, хочется равняться.

О, наставники наши и менторы!
Если глянуть на пройденный путь,
Комплиментами и сантиментами
Мы не баловали вас отнюдь.
Мы такие-сякие, порочные,
Огорчаем мы вас без конца.
Но под грубою сей оболочкою
Благодарные бьются сердца.
Над башкою над нашей дубовою
Потрудившись, побившись не раз,
Вы упорной своею любовию
Прочный дуб превратили в алмаз.
И, конечно же, вашими стараниями
Наши свойства и эти, и те
Засверкали различными гранями,
Извините, во всей наготе.
Мы не будем ни льстить, ни задабривать,
Ни за что-то прощенья просить,
Ведь и нам, чай, придется когда-нибудь,
Может, полных кретинов учить.

 

Категория: