Международный творческий конкурс «Зимние забавы — 2020» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

Обобщение по теме «Покрытосеменные растения»

 

Учитель биологии
первой квалификационной категории
средней школы имени Комарова
п. Шантобе отдела образования
г. Степногорска
Станулевич Светлана Вячеславовна
Станулевич Светлана Вячеславовна

Цели: обобщить знания по систематике цветковых растений; закрепить знания о признаках каждого семейства;расширить кругозор учащихся.

Задачи

Общеобразовательная: выявить уровень подготовки учащихся, уточнить и систематизировать их знания и умения по теме

Воспитательная: воспитывать самостоятельность мышления, продолжить экологическое воспитание учащихся и формирование у них бережного отношения к природе; формировать способности к совместной умственной деятельности.

Развивающая: развивать умение анализировать и сопоставлять, делая правильные выводы.

Тип урока: урок обобщения и контроля знаний по теме.

Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, эвристический.

Форма: игра «Ботанический турнир».

Оборудование: презентация, «черный ящик», в котором находятся горчичник, сигарета, геркулес, видеоролик «Вальс цветов», жетоны.

Ход урока

1. Актуализация знаний

Видеоролик «Цветы». Под музыкальное оформление «Вальс цветов» из балета Чайковского «Щелкунчик» учитель читает стихотворение:

    Есть, есть душа у каждого цветка,
    Свой взгляд и стать у каждой есть травинки,
    Цвет и рисунок венчика, листка,
    И лепестка, и пестика с тычинкой.
    У каждого цветка есть жизни срок,
    Есть время детства, юности, цветенья,
    Плодоношенья, старости порог,
    Есть время сна и время пробужденья.
    Таинственен, красив цветочный мир.
    Войди в него — услышишь утром рано,
    Как светлой музыкой наполнился эфир:
    Поют луга, овраги и поляны…
    Звучит Симфония Цветов! Вдали, вокруг —
    Глядят «антенны» в Космос повсеместно
    Земля — концертный зал, цветы — оркестр,
    Цветок — волшебный инструмент оркестра.

Сегодня на уроке мы повторим все, что изучили по теме «Покрытосеменные растения». Но проведем наш урок в необычной форме, а как игру «Ботанический турнир». Класс разбит на три команды, каждая имеет свое название и своего капитана.

Визитные карточки команд.

Во время игры необходимо выполнять 3 основных правила:

  • хорошо себя вести;
  • активно работать;
  • уважительно относится к ответам своих одноклассников.

2. Повторение, обобщение и проверка знаний

Конкурс 1 «Разминка»

Каждой команде задается по 8 вопросов (блиц-опрос). За каждый правильный ответ — жетон.

Вопросы для первой команды:

  1. Стебель Злаковых (соломина)
  2. Из неё делают чёрную муку (рожь)
  3. Соцветие Сложноцветных (корзинка)
  4. Бамбук это злаковое? (да)
  5. В каком растении содержится никотин? (табак)
  6. Корневая система тюльпана? (мочковатая)
  7. У представителей, какого семейства встречается симбиоз? (бобовых)
  8. Соцветие пшеницы? (сложный колос)

Вопросы для второй команды:

  1. Плод репы (стручок)
  2. Соцветие ландыша (кисть)
  3. К какому классу относится одуванчик (двудольные)
  4. Другое название дикой розы? (шиповник)
  5. Корневая система гороха? (стержневая)
  6. Соцветие тимофеевки луговой (султан)
  7. Плод тыквы (тыквина)
  8. Родина картофеля (Южная Америка)

Вопросы для третьей команды:

  1. Как называют семена арахиса? (земляной орех)
  2. Жилкование листьев у двудольных растений? (сетчатое)
  3. Соцветие ромашки? (корзинка)
  4. Плод гороха? (боб)
  5. Корневая система риса? (мочковатая)
  6. К какому семейству относится хлопчатник? (мальвовые)
  7. На корнях, каких растений живут клубеньковые бактерии? (бобовые)
  8. Открыл центры происхождения культурных растений (Вавилов)

Конкурс 2 «Назови семейство»

На слайдах картинки цветка, плода, представителя семейства. Команда называет семейство. За правильный ответ получает жетон.

Назвать семейство
Рисунок 1

Рисунок 1

Назвать семейство
Рисунок 2

Рисунок 2

Назвать семейство
Рисунок 3

Рисунок 3

Назвать семейство
Рисунок 4

Рисунок 4

Назвать семейство
Рисунок 5

Рисунок 5

Назвать семейство
Рисунок 6

Рисунок 6

Назвать семейство
Рисунок 7

Рисунок 7

Назвать семейство
Рисунок 8

Рисунок 8

Назвать семейство
Рисунок 9

Рисунок 9

Конкурс 3 «Ботанический турнир»

На слайде появляется игровое поле.

Команды по очереди выбирают семейство и номер вопроса. За правильный ответ команда получает жетон. В случае неправильного ответа, спрашиваются представители других команд.

Розоцветные

1. Этот плод послужил началом Троянской войны. Он рос в висячих садах Семирамиды в древнем Вавилоне. Его вкусили библейские Адам и Ева.

2. Назовите растения, имеющие эти листья (предлагаются лист шиповника, яблони, манжетки, малины)

3. Загадка:

    «Сидит на палочке
    В красной рубашечке.
    Брюшко сыто,
    Камешками набито»
    (Шиповник)

Злаковые

1. «Черный ящик». В нем лежит продукт, название которого связано с героем древнегреческих мифов. Из какого злака его получают? (Геркулес)

2. Какую кашу можно сварить из будущего веника? (Пшенную)

3. Из каких злаков получают эти продукты (Предлагается черный хлеб, макароны, манная крупа, овсяное печенье)

Крестоцветные

1. Назовите древнее культурное растение этого семейства, про горечь которого сложены поговорки? (Хрен, редька)

2. «Черный ящик». В нем лежит предмет, используемый в медицине при лечении кашля, простуды. Семена растения, из которого он изготовлен, жгучие на вкус, вызывают также жжение кожи. (Горчичник)

3. Загадка

    Лето целое старалась —
    Одевалась, одевалась…
    А как осень подошла,
    Нам одежки отдала,
    Сотню одежонок
    Сложили мы в бочонок. (Капуста)

Пасленовые

1. Загадка

    Цветок напрасный,
    Плод опасный,
    А все поле засажено
    (Картофель)

2. Назовите 4 ядовитых растения этого семейства. (Дурман, белладонна, табак, белена черная)

3. «Черный ящик». В нем находится предмет, на одном конце которого огонь, а на другом — человек, который сам себя губит. (Сигарета)

Бобовые

1. Почему бобовые растения называют естественными удобрениями?

2.Из набора семян, выберите те, которые принадлежат к семейству Бобовые.
(предлагаются семена тыквы, фасоли, подсолнечника, кукурузы, гороха, пшеницы)

3. Загадка

    Лист — перчатка,
    Плод — лопатка. (Люпин)

Конкурс 4 «Реши задачу»

1. Назовите растение из семейства Злаковые класса Однодольные, которое растет всего 40 дней, хотя живет более 100 лет. Какова высота этого растения, если за день оно наращивает 50 см? (20 м)

2. Сколько килограммов лепестков розы следует собрать, чтобы получить 1 кг розового масла? (Для изготовления 100 г масла нужно 50 кг лепестков.) (500 кг)

Конкурс 5 «Исправь ошибки»

Командам раздаются карточки с текстом, тот же самый текст появляется на слайде. Задача участников, найти и исправить ошибки в тексте.
Картофель.

Это фруктовое растение из семейства Крестоцветных было завезено к нам из Азии. Картофель используется в пищу, причем очень вкусны его плоды — стручки. Картофель — это многолетнее растение.

Правильный ответ:

Это овощная культура из семейства Пасленовых была завезена к нам из Южной Америки. Картофель используется в пищу, причем очень вкусны его видоизмененные подземные побеги — клубни. Картофель — это однолетнее растение.

Конкурс 6 «Угадай растение по легенде»

Учащимся зачитывают легенду. Посовещавшись в группах, они могут сразу назвать растение, о котором идет речь, и получить 5 баллов. В случае затруднения отгадывают с помощью подсказок (получая меньшее число баллов в зависимости от количества подсказок).

Задание № 1

Согласно легенде, Кентавр нашел, что сок этого растения обладает драгоценными свойствами заживлять раны. Он исцелил им свою рану, нечаянно нанесенную отравленной стрелой Геракла. Именно с этих пор растение имеет название «центаура», т. е. цветок Кентавра. Кентавр впоследствии пожертвовал собой, отказался от бессмертия и ушел вместо Прометея в царство мертвых. И лишь небесно-синие цветки каждое лето напоминают о нем.

Подсказки:

  1. Это растение по-своему украшает хлебные поля. Оно цветет вместе с рожью и считается злостным сорняком.
  2. Это растение семейства Сложноцветные.
  3. Краевые цветки воронковидные, ярко-синие.
  4. Из цветков получают голубую и синюю краску.
  5. Название сходно с именем человека (Василек)

Задание № 2

Существует легенда, что эти цветы появились из белоснежной пены, которой было покрыто тело Афродиты, когда она вышла из моря. Увидев на ней этот прекрасный цветок, боги окропили его нектаром, от которого он приобрел свой нежный аромат. По легенде, Афродита, узнав о беде, случившейся с ее возлюбленным, Адонисом, устремилась на поиски, не разбирая дороги. Острые камни и шипы ранили ее ноги. Из капель божественной крови появились красные цветы.

Подсказки:

  1. Этот цветок в течение тысячелетий остается любимым у многих народов
  2. Садоводы увеличили число его лепестков с 5 до 100.
  3. Из лепестков получают масло и варят варенье.
  4. «Дедушкой» этого растения является шиповник.
  5. Стебель покрыт шипами. (Роза)

Задание № 3

Легенда гласит, что после похищения Персефоны Аидом, ее мать, богиня плодородия Деметра, в поисках дочери странствовала по земле. Безмерно страдая и не находя себе покоя, она была не в силах остановиться и отдохнуть. Боги, сочувствуя несчастной матери, сделали так, что при каждом ее шаге вырастал цветок красного цвета. Богиня, набрав целый букет, наконец успокаивалась и засыпала.

Подсказки:

  1. Цветки крупные, одиночные. Красные, белые и фиолетовые.
  2. Человек начал разводить его ради съедобных семян.
  3. Млечный сок этого растения действует как снотворное.
  4. У основания лепестков есть темноокрашенное пятно.
  5. К сожалению, его с давних пор используют не только как лекарство, но и как наркотик. (Мак)

Задание № 4

Легенда гласит, что буддийский монах по имени Дарума как-то заснул во время молитвы. После пробуждения, разгневанный на себя за слабость, он отсек себе веки, чтобы глаза больше не могли закрываться. А из отрубленных век выросли кусты, напиток из листьев которых помогает монахам не спать во время молитв.

Подсказки:

  1. Это растение выращивается в Индии, Китае, на Шри-Ланке и в других странах.
  2. Человек использует листья этого растения.
  3. Это невысокий, около 1 м высотой, кустарник.
  4. Напиток из его листьев озбуждает нервную систему и может привести к бессоннице
  5. Для этого напитка изобрели специальный аппарат для кипячения воды, который широко использовался на Руси. (Чай)

Задание № 5

По легенде, мать богов — Гера (Юнона) нашла спрятанного от ее ревнивого взора младенца фиванской царицы Геркулеса и, зная божественное происхождение малютки, хотела дать ему молока. Но мальчик, почуяв в ней своего врага, укусил и оттолкнул ее, а молоко разлилось по небу, образовав Млечный путь. Несколько капель упали на землю и превратились в прекрасные белые цветы.

Подсказки:

  1. Их белый цвет является символом невинности и чистоты.
  2. Название цветка в переводе с древнегреческого означает «белый-белый».
  3. Во Франции этот цветок являлся эмблемы королевской власти.
  4. Издавна люди поклонялись этому цветку как одному из самых прекрасных созданий на земле. Даже пожелание благополучия звучало так: «Пусть твой путь будет усыпан розами и,…».
  5. Целое семейство покрытосеменных растений было названо в его честь. (Лилия)

Задание № 6

Легенда гласит, что злой дракон решил похитить у людей Солнце; но схватив его, дракон сильно обжёг лапы. От злости дракон стал рвать и топтать огненный шар. Упавшие на Землю солнечные искры превратились в прекрасные цветы.

Подсказки:

  1. Этот цветок как бы соединяет легкий холод зимы и теплое дыхание лета. Ее по праву считают царицей осени.
  2. Когда-то на Востоке в его честь устраивали роскошные пиры, изображение этого цветка служило символом знатности, счастья и считалось священным.
  3. В Японии, на родине цветка, его изображение входит в национальный герб, этот цветок является символом солнца.
  4. Орден с изображение этого цветка — высшая награда Японии.
  5. Предки этого цветка из семейства Сложноцветные были исключительно желтыми. Название цветка происходит от греческих слов «хризос» — золотой и «антемос» — цветок (золотой цветок).

Конкурс 7 «Четвертый лишний»

В каждом из предложенных рядов есть одно лишнее название, его подчеркнуть и объяснить почему.

  • шиповник, черемуха, томат, вишня (все представители Розоцветных, а томат — Пасленовые)
  • акация, клевер, ячмень, арахис (все — Бобовые, ячмень — Злаковые)
  • одуванчик, ромашка, полынь, тюльпан(все — Сложноцветные, а тюльпан — Лилейные)
  • дуговое жилкование, мочковатая корневая система, сетчатое жилкование, одна семядоля в зародыше (все признаки класса Однодольные, сетчатое жилкование — признак класса Двудольные)

3. Подведение итогов игры

Вот и подошел к концу наш урок.

Каждая команда подсчитывает количество полученных жетонов. Определяется команда-победитель.

4.Награждение команд дипломами. Выставление оценок.

5. Домашнее задание

Категория: