Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Обобщение опыта работы воспитателя КГКП «Ясли сад № 24 города Аксу» Кондратьевой Ольги Александровны

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Обобщение опыта работы воспитателя
КГКП «Ясли сад № 24 города Аксу»
Кондратьевой Ольги Александровны

«Сильным, опытным становиться педагог,
который умеет анализировать свой труд»
Сухомлинский В. А.

«.... На основе данного метода можно создать систему обучения, которая вооружит детей важным умением-умением самостоятельно приобретать знания и использовать их в своей деятельности. Мыслительные карты — это инструмент, позволяющий эффективно структурировать и обрабатывать информацию, мыслить, используя весь свой творческий и умственный потенциал»
Тони Бьюзен

Тема: «Мыслительные карты в развитии познавательно-речевой активности детей»

Цель: Повышение своего теоретического, научно-методического уровня и профессионального мастерства, и общекультурного уровня путём внедрения мыслительных карт в образовательный процесс.

Цель создания мыслительных карт:

  • Запоминание детьми сложного материала;
  • Сбор и передача информации;
  • Прояснение какого-то вопроса и решение проблемы;

Задачи:

1.Формировать способность к созданию мыслительных карт по образовательным разделам «Коммуникация», «Социум», «Познание»
2.Изучение педагогических, методических, литературных источников теории карт Тони Бьюзена.
3.Исследовать актуальность проблемы в рамках ДОУ.
4.Выявить наиболее приемлемую форму введения данного метода.
5.Исследовать результативность применяемого метода.
6. Обобщить собственный педагогический опыт.

Актуальность: С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, следователем того мира, который его окружает.

Использование данного метода в дошкольном образовании, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развивать творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания мыслительных карт. Кроме того, делает образовательную систему ДОУ, открытой для активного участия родителей, следовательно, данная проблема является актуальной не только для детского сада, но и для общего в целом. Чем разнообразнее и интенсивнее данная деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается и набирает новые знания и опыт.

Основная часть: Для развития интеллектуально развитого ребенка необходимо внедрение в педагогический процесс новых форм работы, в частности- я использовала мыслительные карты по Тони Бьюзену.

Создание таких карт — это совместная познавательная, творческая или игровая деятельность детей, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Основной целью работы с картами является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития каждой возрастной группы детского сада.

Современная жизнь вынуждает нас педагогов всё больше задумываться в том, как помочь нашим детям охватить тот объём информации, что обрушивается на них, как помочь им увидеть взаимосвязи событий, явлений вокруг себя, понять, что у всего окружающего — есть причина и следствие. Принято считать, что информация храниться в памяти в нескольких видах: в вербальном (речевом), визуальном (наглядном) и кинетическом (двигательном).

Думая, мы строим свой образ некоторого объекта (например «моя кукла »). Поставив цель, первоначально мы представили ее, как некий образ, далее начинается воображение, начинаем проговаривать, представляем ее в красном платье и с длинными волосами и белыми бантами, кто мне ее подарит и когда, кто будет с ней играть и т. д. Мысль ребенка ответвляется от первоначального образа, мгновенно расходится по различным связям, возвращается к исходному пункту, но при этом меняет точку отсчёта, преобразует предмет, от которого отталкивалась.

Это особенность работы мозга. Проще всего можно изобразить такой процесс в виде ментальной (мыслительной) карты. По своей структуре она может быть похожа на рисунок — клетки с отростками, дерево с кроной и корневой системой, переплетение трещин, пучок водорослей и т. д.

Мыслительная карта — словами идеи, задачи, проблемы. Она представляет собой ассоциативную сеть, состоящую в детском саду в младших группах — картинки, в более старшей возрастной группе печатными буквами т. е. словами.

Существуют определённые правила создания мыслительной карты. Согласно правилам, носящим характер рекомендаций, нужно выполнить определённую последовательность действий:

  • Для создания карты используются только формат листа не менее А-3, а так же цветные карандаши, фломастеры, маркеры и т. д.
  • Основная идея, проблема, тема -располагается в центре;
  • Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки, слово.
  • Каждая главная ветвь имеет свой цвет;
  • Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т. д. порядка соединяются с главными ветвями;
  • Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева);
  • Над каждой линией —ветвью пишется только одно ключевое слово-ассоциация;

Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, условные символы. Поставить проблему на себя: изучение лексической темы, разработка проекта, плана занятия, межличностные отношения и т. д. )

С помощью мыслительных карт, можно распределить известную информацию и понять чего не хватает, обнаружить сильные и слабые стороны наших представлений о предмете, увидеть, как встраивается новое содержание в старые рамки, какие компоненты модели связаны, а между какими связь ещё не установлена. При линейном способе мышления мы шаг за шагом, постепенно и последовательно переходим от одного аспекта явления к другому, теряя при этом возникающие ассоциации, а значит взаимосвязи. Мыслительная карта представляет собой шаг вперёд на пути от линейного (одномерного) логического мышления, сквозь латеральное (двухмерное) к многомерному, неограниченному мышлению. Используя метод мыслительных карт, мы можем идти в своих мыслях всё дальше и дальше, возвращаясь назад, соединять различные радиусы между собой.

Главное — не стесняться, искать цепочки и контакты, перекидывать мостики, стараясь следовать своим внутренним представлениям о предмете на основе собственных ассоциаций, окружая его со всех сторон.

В образовательной области в разделе «Социум» карты можно использовать по ПДД, о своей семье и ближнем окружении.

В образовательной области «Коммуникация» в разделе развитие речи и художественная литература можно разрабатывать и применить карты при заучивании стихотворений, составление рассказов, составление творческих рассказов и пересказов.

В образовательной области «Познание» в разделе ознакомления с окружающим разрабатываем карты по темам недели о природе и природных явлениях.

Например:

Разбор мыслительной карты с раздела «Познание» по теме недели «Зимушка — зима». Определяется в центре — тема т. е. основная идея. Главные ветви — ассоциации (признаки, одежда, забавы, животные, птицы, что мы видим и т. д.)

Ветви второго и третьего порядка (идет расшифровка всех признаков — например в признаках можно указать: снег, метель, сугробы и т. д.; в ветви одежда: варежки, валенки, шапку, шубу, шарф и т. д.) Дети при составлении таких карт как правило очень активно вступают в деятельность, подсказывают и фантазируют что же еще можно добавить.

Обобщение опыта работы воспитателя КГКП «Ясли сад № 24 города Аксу» Кондратьевой Ольги Александровны

Результат: По средствам мыслительных карт решаются обучающие, развивающие, воспитывающие задачи. Составленная на занятии карта, станет тем материалом, которую дети в дальнейшем смогут использовать в свободной самостоятельной деятельности, совершенствовать связную речь. самостоятельно закреплять и повторять пройденный материал.

Мыслительные карты, представленные на занятиях, дети так же смогут использовать в свободной самостоятельной деятельности, через организацию сюжето-ролевой игры «Школа».

Мыслительные карты помогли детям понять разницу между способностью к хранению объёма информации, которая может быть запечатлена в памяти и эффективностью хранения информации при составлении карты. Эффективное хранение информации означает её усвоение и понимание. И чем больше информации усваивается, таким образом, тем сильнее становится память, мышление и интеллект.

Приложение: Мыслительные карты

Смотреть в формате PDFСмотреть в формате PDF