Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Обобщение опыта «Использование методики скрайбинг в речевом развитии детей дошкольного возраста»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Шапенова Сауле Зейнулловна воспитатель, 2 категория, стаж 17 лет, ГККП «Ясли-сад №24 города Аксу Павлодарской области»

Шапенова Сауле Зейнулловна

В современном мире активно происходят процессы модернизации образования. Современная дошкольная педагогика не может оставаться в стороне от происходящих процессов. Речь — важнейшее средство общения и вершина познавательных процессов. Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Поэтому речевое развитие дошкольников необходимо рассматривать как основу педагогической деятельности. В образовательной практике накоплено достаточное количество методик, научных трудов, статей по развитию речи у дошкольников. Сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих технологий, многие из которых можно успешно использовать в работе воспитателя детского сада.

Занимаясь с детьми, мы пришли к выводу, что необходимо максимально использовать все известные в педагогике приемы и методы, в том числе и современные методы, которые способствовали бы: совершенствованию мыслительных и познавательных способностей, развитию лексикограмматического строя и связной речи дошкольников. А это значит, опора на личностно-ориентированный, деятельностный, комплексный и дифференцированный подходы, что соответствует требованиям ГОСО и запросам современного информационного общества. Ни для кого не секрет, что Ни для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление. Поэтому перед педагогами встала задача научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. При обучении детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Все вышесказанное и определяет актуальность выбранной темы.

Целью моей работы является: развитие речи детей с использованием методики скрайбинг.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

  • обогащать и активизировать словарный запас детей;
  • учить пересказывать;
  • развивает ассоциативное и наглядно-образное мышление, воображение, которые делают смысл образовательной деятельности понятным.

Возраст: 4-5 лет.

Рисовать можно чем угодно и фломастерами и карандашами, используя бумагу, презентационную доску, сопровождать это все можно рисунками, пиктограммами, символами, буквами, цифрами. И самое главное в этой технологии все-таки не картинки, схемы, а история, которая ведет за собой повествование.

Сегодня выделяют три самых распространенных вида скрайбинга, которые можно использовать в детском саду:

Использование методики скрайбинг  в речевом развитии детей дошкольного возраста

1. Рисованный скрайбинг — является классическим скрайбингом. Художник (скрайбер) изображает картинки, схемы, диаграммы, записывает ключевые слова. Это происходит параллельно с произносимым текстом, является классическим скрайбингом.

Необходимые инструменты и материалы:

  • презентационная доска для рисования маркером или листы бумаги формата А4, А3 (ватман);
  • маркеры, фломастеры, цветные карандаши, краски.

2. Аппликационный скрайбинг — техника, при которой на произвольный фон накладываются или наклеиваются готовые изображения, которые соответствуют произносимому тексту.

Необходимые инструменты и материалы:

  • листы бумаги или любой другой фон;
  • набор картинок-аппликаций.

3. Магнитный скрайбинг — является разновидностью аппликационного, единственное отличие — готовые изображения крепятся магнитами на презентационную магнитную доску.

Необходимые инструменты и материалы:

  • презентационная магнитная доска;
  • набор готовых картинок, магниты.

Применяя данную методику, можно выделить основные этапы работы. Первое и самое важное — это научиться выделять основной смысл, который хочу донести до детей.

Использование методики скрайбинг  в речевом развитии детей дошкольного возраста

Используя данную методику в совместной деятельности с детьми, стараюсь, не загружать их большим объемом текста, а набрасываю им упрощенные рисунки. И в итоге ребенок не только быстро запоминает, но и заинтересовывается самим процессом. Используя данную методику в совместной деятельности с детьми, стараюсь, не загружать их большим объемом текста, а набрасываю им упрощенные рисунки. И в итоге ребенок не только быстро запоминает, но и заинтересовывается самим процессом. Таким образом, происходит качественное усвоение ключевых моментов изучаемого материала. Визуализация позволяет связывать полученную информацию в целостную картину. Отличительная особенность скрайбинга в работе с детьми в сравнении с другими способами донесения информации заключается в том, что появляется возможность задействовать одновременно слух, речь, зрение и воображение ребёнка. А когда фиксация простых образов происходит в процессе донесения информации, дошкольники их не только лучше понимают, но и запоминают.

Глядя на скрайб-рисунки, ребёнок может воссоздать в памяти услышанный рассказ и воспроизвести его, хотя бы в общих чертах. Например: составляем рассказ об игрушках, можно нарисовать, используя опорные схемы: Таким образом, происходит качественное усвоение ключевых моментов изучаемого материала. Визуализация позволяет связывать полученную информацию в целостную картину. Отличительная особенность скрайбинга в работе с детьми в сравнении с другими способами донесения информации заключается в том, что появляется возможность задействовать одновременно слух, речь, зрение и воображение ребёнка. А когда фиксация простых образов происходит в процессе донесения информации, дошкольники их не только лучше понимают, но и запоминают. Глядя на скрайб-рисунки, ребёнок может воссоздать в памяти услышанный рассказ и воспроизвести его, хотя бы в общих чертах. Например: составляем рассказ об игрушках, можно нарисовать, используя опорные схемы:

Использовать технологию скрайбиг можно на любых занятиях и по любой теме. Подойдет он для объяснения нового материала и проверки усвоенного, может быть использован как средство обобщения изученного, как «мозговой штурм» и рефлексия на занятие. Наиболее перспективно использование скрайб-презентаций в проектной деятельности. С помощью скрайбинга можно «экранизировать» сказки, стихи, загадки. Так, например, представим, что ребёнку нужно выучить стихотворение или правило. И да, оно написано буквами. Но ребёнку сложно его запомнить. Попробуйте применить скрайбинг. Попросите ребёнка нарисовать рисунки, которые у него ассоциируются со словами стихотворения или правила, и одновременно проговаривать вслух текст. Ребёнок сам придумает, какими именно образами передать смысл..

В итоге он не только быстро выучит стихотворение, но и заинтересуется самим процессом. Например: стихотворение А. Дуйсенбиева «Озорной мячик»

Использование методики скрайбинг  в речевом развитии детей дошкольного возраста

Использование методики скрайбинг  в речевом развитии детей дошкольного возраста

Таким же способом можно объяснять детям сложные процессы — не загружать их большим объёмом текста, а набрасывать им упрощённые рисунки.
Считаю целесообразным и эффективным использование данной технологии в воспитательно-образовательном процессе, так как она позволяет, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме, достигнуть нового качества знаний, развивает речь, логическое мышление детей, усиливает творческую составляющую учебного труда, максимально способствуя повышению качества образования среди дошкольников.

Наши родители так же стали активными скрайберами, они в домашних условиях используют данную технологию при заучивании стихов, составлении загадок, рассказывании сказок и рассказов. Все это подкрепляют рисунками, картинками и значками. Почему именно родителей привлекли к данной технологии? Все знаете, что такое адаптация и не все дети комфортно чувствуют себя в группе — все для них новое, необычное, а дома — все привычное, знакомое и самое главное мама рядом. И совместно с родителями они создают интересные работы.
Конечно, трудно мгновенно научиться самому, а тем более научить детей скрайбингу. Главным препятствием этому может стать установка: «Я не умею рисовать». Но скрайбинг отличается тем, что образы рисуются в самом простом виде. Ведь каждый может рисовать треугольники, круги, квадраты, черточки.