Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Обобщающий урок по теме «Спряжение глаголов» с элементами литературоведения

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Мукашева Шынара Даутовна учитель начальных классов первой квалификационной категории КГУ «Новоишимская СШ № 1» район имени Габита Мусрепова СКО

Мукашева Ш.Д.

Задачи: Закрепить, обобщить знания учащихся об окончаниях глаголов 1- и 2-го спряжения настоящего и будущего простого времени, развивать умения распознавать спряжения глаголов по личным окончаниям и суффиксу неопределенной формы, формировать умения употреблять глаголы в речи, способствовать совершенствованию грамматико-орфографических, речевых умений и навыков, способствовать воспитанию ответственного отношения к учению, творческой активности, любви к природе, развивать интерес к русскому языку, умение думать, размышлять.

Вид: Урок обобщения знаний.

Методы: словесный, анализа и синтеза, наглядный, практический.

Форма работы: фронтальная, Индивидуальная, групповая.

Оборудование: музыкальное оформление произведения Вивальди " Зима», раздаточный
материал с разноуровневыми заданиями, карточки с пословицей, с текстом «Зима».

Ход урока

І. Мотивация

Организация класса.

Психологический настрой.

— Я рада вновь видеть Вас и улыбки на ваших лицах. Думаю, что сегодняшний день принесет нам радость и теплоту общения.

ІІ. Реализация

2.1.Сообщение темы урока.

— Сегодня на уроке мы поговорим о времени года, которое восхищало и очаровывало своей величественной красотой многих поэтов, посвятивших свои великолепные произведения этой поре и обобщим знания о спряжении глаголов.

Вводная часть.

— Назовите дату и место нашей встречи.

— Произведите запись числа в тетради.

2.2. Фонетическая зарядка.

— Прочитайте слово, записанное на доске:

(ф*иврал*)

— Охарактеризуйте согласные звуки в данном слове:

(ф*) — согл., мягк. глух, звук;
(в) — согл., тверд, звонк. звук;
(р) — согл., тверд, звонк. звук.
(л*) — согл., мяг|к. звонк. звук.

— Чем интересно это слово? (В нем букв больше, чем звуков). Почему?

(ь — не дает звука).

— Запишите слово в тетрадь. Что означает слово? (название месяца). Назовите орфограмму данного слова, (безударная непроверяемая гласная в корне е).

— Что вы можете рассказать об этом месяце зимы? (В нем 28 или 29 дней, является последним месяцем зимы, финалом зимы, завершает это время года).

— В феврале на 2 часа возрастает долгота дня.

3. Орфографическая пятиминутка:

— Много пословиц и поговорок сложено в народе об этом месяце. К какому жанру относится пословица? (к устному народному творчеству). Запишем в тетради, 1 ученик у доски пословицу: «Февраль и теплом приласкает, и морозом пугает».

— Как вы понимаете смысл пословицы? (Днем в затишье начинает! пригревать солнце, а ночью в феврале бывают крепкие морозы. Недаром февраль по народному двуликий месяц: и лютень, и бокогрей).

— Какие орфограммы встретились в пословице?

1) безуд. непров.гласная -е — в слове февраль.
провер. безударн. гласн. -е — теплом, — теплый.

3) приставка -при со слов, пишется слитно.
безуд. гласная -а — ласка.
Слово из словаря — мороз ом сущ. Т.п. 2 скл.
безуд. личн. окончания глаг. наст, вр., неопред. ф. — 1 спр. — ет.
однородн. члены предлож.

4. Актуализация знаний.

— Повторим пройденный материал о глаголе:

Определение глагола.

Определение спряжения глагола.

Какие спряжения имеет глагол? (1 и 2)

Как определить спряжение глагола? (по ударным личным окончаниям глагола, либо по суффиксу неопределенной формы).

Какие глаголы — исключения знаете? Приведите примеры.

Выборочный диктант.

— Эти знания нам пригодятся в дальнейшей работе.

(4 уч-ся предлагаю работу по перфокартам. Определи спряжение глаголов).

Остальные работают со мной над выборочным диктантом.

Предлагаю вниманию детей загадку

Воет, свистит ветки ломает,
Снег поднимает, с ног всех сбивает.
Слышишь его, Да не видишь его.

— Слова какой части речи служат подсказкой? Отгадайте? (Ветер).

— Задание: выпишите их; определите спряжение с комментированием.

Работает 1 уч-ся, затем по цепочке — с рассуждением определяют спряжение; остальные — проверяют с помощью сигнальных карточек

4.1. Восстановление текста:

Природа полна гармонии. Многие поэты восхищаются картиной наступившего обновления природы с приходом красавицы-зимы. Поэты и писатели сумели запечатлеть красоту своего родного края. Они помогут нам оценить, увидеть мир природы, научат любить и беречь величавее богатство родной земли.

— Вспомним отрывки из произведений А. С. Пушкина, который любил это время года, посвятил ему великолепные произведения.

На доске: 1-й вариант:

Буря мглою небо ________(н.в., ед. ч., 3 л.,1-ое спр.)
Вихри снежные крутя.
То как зверь она _______(б.в.,3-е л., ед.ч., 1-ое спр.).
То________, как дитя.

2-й вариант:

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул (дохнуть), завыл (| завыть)
И вот сама
Идет (н.в., ед.ч., 3-е л.,1 сйр.) — волшебница — зима.
Дохнул — дохнуть (пр. вр., ед. ч.,м.р., 3 л., 1 спр.)
Завыл — завыть (пр. вр.,ед.ч., м.р., 3 л.,1 спр.)

Как изменяется глагол? (временам, лицам, числам, в пр. времени — по родам).

5. Мини — сочинение на тему «3има».

— Сейчас я вам предлагаю на время стать писателями. Ваша задача: используя глаголы составить 2–3 предложения о зиме. Речь должна быть эмоционально — окрашенной, используя яркие образные выражения, воссоздайте картину зимней природы.

— Посмотрите на доску, пусть каждой выберет вариант по своим силам.

Под мелодичные звуки музыкального произведения Вивальди «Зима» пишут сочинение.

Вариант 1. «Пишу сам(а)».
Вариант 2. «Прошу маленький SOS» (помощи).
Вариант 3. «Прошу большой SOS».

В кармане под SOS — слова — помощники.
ой вариант: день, мороз, небо, земля, снег, деревья.
ий вариант: Пришла______ зима. Стоят __________ морозы.
Земля___________ снегом. Деревья ______________узорами инея.
В________________ снег спрятались деревья.
Проверка: чтение 3-х рассказов по выбору.
Какие глаголы употребили?

6. Педтехнология «Ищу ошибку».

Сейчас мы побываем корректорами. Работаете в парах. Важно помнить условие: не только самому выполнись задание, но и помочь своему товарищу.

На партах лежат листы с текстом. Знакомство с инструкцией:

а) читаете текст, находите ошибки, исправляете синей пастой. Друг с другом не общаться.
б) После окончания проверки в парах проводите совместный поиск ошибок и исправляете их зеленой пастой.
в) На найденную ошибку вспоминаете правило.

Содержание текста: «Наступила зима. Побилели луга и паля. Льдом покрылась рика. На диревьях лижат сниговые щубы. Наснигу кругом узоры птичьих слидов».

а) На какие орфограммы встретились слова?
б) Работа по содержанию:
О чем говорится в тексте? В чем заключается главная мысль? (С приходом зимы в природе происходят изменения).

— Как бы озаглавили? (Зима в лесу).

— Работы уберите на край парты. После звонка сдадите на проверку.

ІІІ. Рефлексия

Подведение итога урока.

Систематизируем, обобщим знания.

Определение спряжения глаголов.

Назвать глаголы — исключения.
Замени глаголы прошедшего времени:
Посинел от холода-посинеть,
Покраснел от стыда-покраснеть,
Побелел от страха-побелеть,
Позеленел от злости-позеленеть.

— Таким образом, с помощью цвета, используя глаголы, можно передать состояние или настроение человека.

— Кто испытывал эти чувства на уроке?

— А в каком настроении находитесь вы, покажите окружающим, подарив им свои улыбки.

— На этом урок подходит к концу.

Комментирование и выставление оценок.
Домашнее задание.

Категория: