Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

О практическом применении Экспериментальной модульной программы

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Скирда Елена Владимировна, преподаватель строительных дисциплин, вторая квалификационная категория высшего уровня, КГКП «Петропавловский строительно-экономический колледж» СКО г. Петропавловск

Скирда Елена Владимировна

Модульное обучение характеризуется образовательным процессом, при котором весь учебный материал разделяется на самостоятельные, завершенные элементы — модули.

Модуль состоит из информации, которая может варьироваться в зависимости от дидактических задач, профильной направленности студентов, а также от их желания в выборе собственного направления.

Многие страны Европейского союза с высокими показателями производительности труда и занятости населения имеют положительный опыт модульного подхода в подготовке квалифицированных рабочих кадров. Для 71% населения этих стран получение рабочей профессии имеет позитивный имидж.

Предприятия и организации строительства в Казахстане испытывают потребность в профессиональных кадрах, на рынке труда стабильно сохраняется дефицит рабочих профессий.

Положительный опыт других государств по внедрению модульного обучения взамен традиционного был изучен в Казахстане и используется в формировании развития технического и профессионального образования нашей страны.

В Петропавловском строительно-экономическом колледже экспериментальная модульная программа внедряется по специальности 1401000 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений». Программа предусматривает подготовку специалистов строительного производства с использованием принципов компетентностного подхода.

Введение модульной системы обучения создаёт условия для привлечения работодателей к образовательному процессу и даёт возможность решить государственную задачу по воспитанию конкурентоспособного профессионала, который сам отвечает за своё обучение, за свой уровень мастерства и умение ориентироваться в разнообразных условиях труда.

Модульная форма обучения по специальности призвана ликвидировать удалённость теории от практики, создать высокую мотивацию получения знаний, приобретения умений и навыков в работе, расширить сферу деятельности учебного заведения в рамках социального партнерства.

Модульное обучение профессии заключается в усвоении студентами модульных единиц и модульных элементов. При реализации Экспериментальной программы предусматривается изучение взаимозаменяемых профессиональных модулей: «Каменные работы», «Штукатурные работы», «Малярные работы», «Монолитные бетонные работы», «Плотнично-столярные работы», «Облицовочные работы» и возможность присвоения трёх рабочих квалификаций из них. Многовариантность программы особенно важна в условиях развивающихся. рыночных отношений, когда происходят количественные и качественные изменения рабочих мест, возникает неизбежность массового переобучения работников.

В 2016-2017 учебном году на обучение по данной программе была набрана группа студентов. В течение первого года обучения ими были пройдены общегуманитарные дисциплины, социально-экономические дисциплины, адаптирующий модуль из общепрофессиональных дисциплин. Вторым этапом стало последовательное изучение в 2017-2018 учебном году трёх профессиональных модулей: «Каменные работы», «Штукатурные работы», «Малярные работы». Каждый модуль состоял из теоретических занятий в колледже и практики на базе строительных предприятий — социальных партнеров. Квалификационные экзамены каждого модуля включали в себя две части: теоретические вопросы и практическое задание. Важным моментом стало участие специалистов предприятия и их компетентное мнение в аттестации и присвоении рабочих разрядов студентам.

Итоги данного этапа доказали, что отличительная черта модульного обучения — активное участие студентов в педагогическом процессе, когда создаются условия для их познавательной деятельности.

Контроль знаний, умений, навыков после изучения каждого модуля позволяет наиболее полно определить результаты его усвоения.

В основе форм организации такой учебной деятельности лежит самостоятельность и ответственность студентов за результаты своего труда. Каждый студент должен осознавать необходимость в приобретении знаний для своей дальнейшей карьеры, обладать всеми необходимыми для этого компетенциями и может выбрать подходящий для него необходимый уровень освоения программы.

Студенты третьего курса специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» уже сейчас имеют три рабочие квалификации: каменщика, штукатура, маляра.

Следующими этапами обучения станет изучение теоретического модуля, преддипломная практика в качестве дублеров работников строительной организации, получение квалификации специалиста среднего звена «Техник-строитель».

Заключительным этапом работы с группой, обучающейся по экспериментальной модульной программе должны быть конкретные рекомендации студентам для использования их на преддипломной практике, на курсовом и дипломном проектировании и для практической работы после окончания колледжа.

В современной методике обучения специальностям технического и профессионального образования остается актуальной проблема поиска и выбора наиболее эффективных и рациональных методов преподавания. Новому содержанию образования способствует технология модульного обучения, ставшая инновационной в современном профессиональном образовании нашего государства.

Главным ожиданием от внедрения Экспериментальной модульной программы в Петропавловском строительно-экономическом колледже является укрепление устойчивых партнерских взаимоотношений между учебным заведением и работодателями, формирование креативной, высококвалифицированной личности, способной реализовывать новые идеи в избранной профессии, рост уровня трудоустройства выпускников по полученным квалификациям.

Литература:

1. Государственная Программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы httpss://www. igaa. kz
2. Ахметова Н. А. Сущность технологии модульного обучения. // Творческая педагогика. 2001. № 1.
3. Колесникова И. А. Теория и практика модульного преобразования воспитательной среды образовательного учреждения: учебно-методическое пособие / под ред. академика РАО З. И. Васильевой. — СПб, 2009/
4. Кудебаева Г. С. Влияние модульного обучения на формирование педагогических знаний студентов -Алматы, 2000
5. Савина М. С. воспитание и профессиональное самоопределение в колледже: Сборник статей / М. С. Савина. — М.. Типографский отдел НП «АПО», 2008./
6. Юцявичене П. А. Теория и практика модульного обучения /П. А. Юцявичене — Каунас, 1989/