Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

О церковном пении

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

«Пойте Богу нашему, пойте, пойте Цареви нашему, пойте»

 

Всякий раз, войдя в православный храм на Богослужение, вы слышите молитвы и песнопения, которые исполняет клирос или церковный хор. Молитва и пение — одни из главных средств выражения религиозных чувств. Пение есть соединение слов с музыкой голоса. Ум выражает свою работу в простых словах, в формулах, в сухой прозе. Чувства не довольствуются одними лишь словами, для чувств мало простых слов, они требуют возвышенных слов и музыки.

 

О церковном пении

Каждое православное богослужение есть почти сплошь пение молитв, к чему призывал св. апостол Павел: «Будем непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его» (Евр. 13, 15). Церковное пение, по содержанию песнопений, и по мотивам, и по действию на людей гораздо выше, достойнее и благотворнее всякого мирского пения и музыки.

С религиозной точки зрения способность к пению составляет отличительное свойство только разумных существ — ангелов, людей. Пение совместно с речью служит для них средством к выражению высоких чувств богопочтения, свойственных их природе. В Священном Писании, а равно и в явлениях святым благочестивым людям, ангелы представляются сонмом, разделенным на лики или хоры, поющим хвалу триединому Богу.

Еще до сотворения человека, лишь только появились на тверди светила небесные, — все ангелы восхваляли Творца гласом велиим (Ис. 6, 3). Пророк Исаия видел серафимов, окружающих престол Господа Саваофа и взывающих друг другу: Свят, свят, свят Господь Саваоф: исполнь небо и земля славы Его (Ис. 6, 3).

Новозаветный тайновидец Иоанн в разных местах своего Апокалипсиса неоднократно упоминает о пении блаженных небожителей: старцев, окружающих престол Господа, херувимов, ангелов и великого сонма святых мужей от всех племен и язык, которые в разных выражениях с припевом «аллилуия» воспевали хвалу Богу и Агнцу.

Но не пророки только, а и многое благочестивые люди нередко удостаивались слышать ангельское пение. В час рождения Христа Спасителя Вифлеемские пастыри видели множество вой небесных, хвалящих Бога и глаголющих: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение» (Лк. 2, 13, 14). Небесную песнь серафимов удостоились слышать так же блаженный Сатур и Перпетуя, жившие в III веке по Р.Х. († 202 год).

Святой Игнатий Богоносец видел ангелов, воспевающих Святую Троицу попеременными песнями, каковой образ пения и передал Антиохийской Церкви. Во время землетрясения, бывшего в Константинополе в 439 году, восхищенный на воздух отрок слышал ангелов, поющих: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный помилуй нас», — с этого времени песнопение это и учреждено петь и читать при православном богослужении.

Святитель Иоанн Златоуст говорит, что Сын Божий принес людям «все обилие благодати, принес нам небесные песни» и таким образом землю сделал небом. Согласно с этим стройное пение приравнивается к пению ангельскому, а способность к пению и его разумению признается особым даром Божиим.

Есть немало исторических указаний и примеров на то, что церковное пение есть вообще дело угодное Богу, что люди, надлежаще употребляющие его, пользуются особым покровительством Божиим, преимущественно через Пречистую Богоматерь. Присовокупим к этому, что пение, апостолами и святыми отцами одобряется для всех христиан, как предмет достойный их упражнения, как на домашних молитвах, так и при рукоделии.

Пение вообще есть плод благодушия, оно располагает певцов и слушателей к благодушию. Пение христианской Церкви отличается еще и благоговейной радостью, сердечностью и благодатным вдохновением. «Благодушествует ли кто, — говорит апостол Иаков, — да поет». Даже погребение умерших, христиане украшают светлыми всенощными песнями и псалмами, в знак победы Христа над смертью.

Благодушие же есть внутреннее довольство своим положением, есть духовное наслаждение, оно влагает в нас благие намерения и располагает нашу волю к добру. Церковное пение, как дело благочестия служит важным условием к благолепию православного богослужения, оно дозволяет всем присутствующим в храме деятельно участвовать в богослужении, а также предохраняет от дремоты и блуждания мысли во время богослужения, настраивает к молитвенному возношению ума и сердца к Богу.

При участии в пение всех или многих присутствующих, благоговение в храме становиться возвышеннее и назидательнее, праздники одушевленнее и торжественнее, самая жизнь наша, будучи согреваема чувством благочестивого воодушевления, делается возвышеннее и отраднее. Церковное пение должно доходить до сердца каждого молящегося, восприниматься всеми собирающимися в храме за богослужениями, и в первую очередь исполнителями.

Действительно, церковное пение это истинный дар Божий людям.

Татьяна Пшенова регент кафедрального собора Вознесения Господня

Объявлен набор певцов в хор Кафедрального собора Вознесения Господня

Категория: