Урок на тему «Формирование тембрового слуха и развитие навыков оркестрового звучания учащихся старших классов»
Лобкова Лидия Валерьевна |
Открытый урок преподавателя высшей категории Лобковой Л. В. с ученицей 7 класса Адылбековой Ж. по фортепиано.
Тема: «Формирование тембрового слуха и развитие навыков оркестрового звучания учащихся старших классов»
Цель: Освоить выразительный язык тембров и навыки оркестрового звучания.
Задачи:
1. Обучить умениям извлекать характерные тембровые звучания, опираясь на художественную концепцию музыкальных произведений. Добиться тембрового различия звуковых образов, способствовать поиску фортепианных красок.
2. Развить тембро-динамическое и внутрислуховое представление звуковых градаций при интерпретации фортепианных произведений. Создать у учащихся ассоциацию образа, подсказывающую игровые приёмы.
3. Воспитать творческое и дирижёрское отношение к авторскому тексту.
Жанр урока: тематический
Вид урока: урок теоретических и практических работ (исследовательского направления) Тип урока: комбинированный Методы: репродуктивный, проблемно-поисковый, иллюстративный, дилогический, целостного анализа, словесной интерпретации музыкального образа, сравнительной характеристики.
Т. С. О.: наглядно-дидактический материал, инструмент клавинова, карточки со словесно-ритмической драматургией.
План урока:
1. А. Н. Скрябин. Прелюдия cis — moll
2. П. И. Чайковский «Нежные упрёки»
Ход урока:
1. А. Н. Скрябин. Прелюдия cis — moll Слушание музыки: Прелюдия cis — moll. Ознакомление с музыкой начинается с её исполнения преподавателем и активным вслушиванием в её художественное содержание учащимся.
Проводится беседа о концепции, музыкальной драматургии, различиях художественных образов и связанных с ними тембровых особенностях. Оформление художественно-образного содержания музыкального произведения начинается со строгого отбора средств выразительности и серьёзных творческих решений. Этому процессу сопутствует анализ, сопоставление, вычленение и синтез различных репродуктивных слуховых проявлений.
Преподаватель: проникая во все подробности авторского теста, через метод наводящих вопросов у учащегося формируется умение анализировать произведение с позиций образно-содержательных, музыкально-теоретических, пианистических и психологических. а) Какой характер выражает образный строй драматургии? Из предложенных характеристик ученица выбрала — лирико-драматический характер.
б) какой тональный лад выражает драматургическое содержание этого произведения? (тональность до диез минор. В этой тональности композиторы передавали глубокие душевные переживания человека, сильные потрясения, скорбные события).
в) что выражает собой жанр прелюдия? (Прелюдия переводится как вступление к основной пьесе, но есть прелюдии такие, как «Прелюдия» до диез минор, имеющие самостоятельное значение.
г) что собой представляет мелодия прелюдии? (Мелодии присуще интонационное высказывание, такие мелодии относятся к разряду «говорящих».
д) в каком регистре записан 1-й мотив? (в высоком, это говорит о том, что действующий персонаж — дама молодого возраста. Учитывая то, что фактура произведения несёт в себе вопросо-ответную интонацию, можно предположить, что верхний регистр олицетворяет женский персонаж, средний и нижний регистр — мужской персонаж, и они ведут между собой диалог. Чувствуются доверительные интонации, поддерживающего в горе, близкого человека. Тон высказывания интимный. Диалог происходит на протяжении всей пьесы.
е) какая форма прелюдии? (трёхчастная форма. Третья часть повторяет темы 1части, они звучат намного эмоциональнее. Это всплеск душевного состояния — отчаяние человека, потрясённого горем, трагическими событиями, которые он не может изменить или повлиять на них и смиряется с ними. 2 часть вносит радостный поток ощущений — это могут быть воспоминания о прошлых счастливых днях, но беззаботную лёгкую мелодию прерывает мотив реальных событий. Он как бы вторгается в воспоминания и напоминает — это было раньше, а сейчас беспросветное горе.
Преподаватель: действенным средством, проникающим в сферу воспитания музыкального воображения ученика, является придумывание вымышленных программ, обновляющих творческое восприятие учащихся. Особенно велика роль способа, вызывающего ассоциации с тембровыми красками разных жанров музыкального искусства (камерной, симфонической, хоровой). Он является убедительным художественным стимулом, порождающим в творческом воображении ученика новые образные представления и поиски звуковых средств исполнения. В данном произведении А. Н. Скрябина, прелюдии до — диез минор, внутреннее представление звучания человеческого голоса является той питательной средой, которая обогащает темброво-динамическую и артикуляционную стороны фортепианного звучания
Сочинённая литературная драматургия характеризует разные оттенки состояния души — отчаяние, беспомощность, мольбу, поддержку, потрясение от навалившегося горя, обращение к потусторонним силам — создателю вселенной, нежелание жить без любимого человека, безутешного в отчаянии, смирение с выпавшей на её долю участи. Как сказала ученица, мелодии произведения присуще интонационное высказывание, относящееся к разряду «говорящих». Мелодические построения лишены длинного развития, и дробятся на короткие мотивные и ритмические линии, выражающие диалог между лицами. Основой образного содержания является живая вопросо-ответная интонация.
Интонационный строй мелодии первого мотива, содержащий в себе интонацию вопроса «Что мне делать?» требует утончённой нюансировки и внутримотивного движения к 4-ой доле такта. Музыкально-психологическая «разгадка» первого нисходящего по ломаным интервалам мотива, настраивает ученика на эмоциональное состояние панического вопроса. Чувство тревоги, опасности, зародившихся внутри, парализовавших волю и самообладание молодой особы, выходят наружу еле слышной динамикой — рр.
Прикосновение к клавиатуре требует активных кончиков пальцев и безукоризненного интервального ансамбля. Короткий ответ «Крепись», состоящий из раздельно-подчёркнутых нот в среднем регистре несёт интонацию «Поддержки» и исполняется акцентами на каждый звук мотива приёмом martellato крепким опорным звуком, прямыми пальцами-столбиками. Работая над динамическим соотношением 2-х мотивов, в качестве упражнения, мотивы распределены между преподавателем и ученицей. Сцепление 2-х и последующих мотивов происходит в темпе «rubato».
Ученица играет, добиваясь поставленных задач.
Преподаватель: вопроса — ответный диалог происходит на протяжении всей пьесы. Начало 2-й части вносит просветление в настроение пьесы. В воображении ученицы возникает картина радостных ощущений. Это могут быть воспоминания о прожитых счастливых днях влюблённых, но они пролетели мгновенно, как молния. Лёгкое исполнение 1-й фразы расчленёнными звуками, уравновешивается тяжёлым ответным мотивом контрастной динамикой. Артикуляционные штрихи подсказывают пути выразительного интонирования мелодии. Беззаботную лёгкую мелодию прерывает мотив реальных событий в усиленных звуковых ощущениях. Он напоминает-Это было раньше, а сейчас беспросветное горе. Первоначальная тема обрастает множеством голосов, превращаясь в огромный поток эмоционально раскалённых чувств. С большой художественной конкретностью автор выявляет в конце прелюдии эмоциональный надрыв, неистовое состояние отчаяния и безнадёжности звучностью на fff, звуковое воплощение которого можно добиться, используя силовые возможности игрового корпуса. Это всплеск душевного состояния, отчаяние человека, потрясённого горем, трагическими событиями, которые невозможно изменить, и смиряясь на время, не теряет надежды «Завтра будет новый день, может он принесёт добрую весть».
Ученица играет 2 часть, добиваясь красочного исполнения всех выше указанных образных задач. Выражение душевных состояний через цветовую гамму облегчает их восприятие и способствует сознательному выбору интонационных красок. Музыка А. Н. Скрябина отличается утончённой нюансировкой исполнения, редким художественным своеобразием и глубиной мысли. Она охватывает широкий круг эмоций — от тонкого лиризма и задушевности до бурного драматизма и героического пафоса.
2. П. И. Чайковский. «Нежные упрёки»
Ученица кратко рассказывает: кто такой П. И. Чайковский, в какой эпохе он жил? Что такое жанр пьеса? Что характерно творчеству П. И. Чайковского (широкая распевность, мелодическое богатство, искренность, теплота высказывания) В какой тональности написана пьеса? Сколько в ней присутствует тем? Какова её драматургия?
Преподаватель: в работе с ученицей над пьесой «Нежные упрёки» возникла необходимость сочинения словесной драматургии, помогающей уловить ритмо-слоговый смысл и темброву окраску образов.
I
Не любишь меня ты! Ну, что же случилось?
Не даришь мне цветов! Ты всё мне расскажи
До свадьбы другим был Забыл ты, что клялся
Вни-ма-тель-ным! До гроба любить
II
Ну что ты, «котёнок!» Забочусь о нашей
Зачем так говоришь! Семье я каждый день!
Я клялся при жизни. Чтоб ты мой цветочек
Любить тебя! Жила хорошо!
III
А жизнь даётся. Давай мириться
На радость людям! Не будем ссориться
И надо её счастливо прожить. Любимая с тобой навеки связаны.
Интонация упрёков выражена автором трёхзвучными хореическими мотивами, которые артикулированы акцентами на 2-й звук мотивов. Словесный текст по своему ритму опирается на музыкальный метр (чередование опорных и не опорных долей в ритмическом движении). В выработке красочной интонации мотив помогают слова «Не любишь, меня ты!» На 2-м ударном звуке мотива необходимо ощутить мягкую опору руки и плавный переход на последний звук, добиваясь точной интонации «упрёков». Здесь очень важно услышать межмотивные паузы и выполнить «мелодическое дыхание». Параллельно вырабатывать лёгкое, согласованное сопровождение — переход от басового звука к аккорду и обратно. Добиться динамической прослойки между мелодией и сопровождением поможет слаженная работа рук и слуха. Эта работа потребует особого профессионализма, настойчивой тренировки и острого слухового контроля, пока образ не «вылепится». Ученица играет начальные мотивы, добиваясь вышеуказанных задач.
Преподаватель: поднимаясь в восходящем движении мотивы, суммируясь, образуют вторую фразу, возвращающуюся на первый звук доминантового трезвучия. Выполняя межмотивное дыхание, необходимо добиться цельности мелодического высказывания музыкальной мысли первой части предложения, завершив его небольшой кульминацией, заканчивающейся на звуке доминантового трезвучия. После которого опять повторяется тематический материал, приводящий к тонике минорного лада.
Ученица показывает, чего она добилась в образной палитре. Преподаватель корректирует игру ученице, направляя её внимание и слух на проблемные мест.
Преподаватель: имитационная тема в басу подчёркнута автором музыкальной характеристикой espressivo e marcato it canto — очень выразительно и подчёркнуто. Диалог происходит между женским и мужским образами. Тема в нижнем голосе исполняется густым звуком, выразительным и одухотворённым. В этой теме надо так же соблюдать межмотивное дыхание.
Она в точности повторяет мелодический материал 1-й, женской темы, но с большей убедительностью, уверением в верности, любви и заботе. Их семейному счастью ничто и никто не может помешать. Темп 2-й части подготавливает каденция с пометкой allargando. Она исполняется менее воодушевлённо. Удвоенные звуки в октаву секвенционно усиливают напряжение, достигая звучности ff.
Следующая тема вводит в мир полётного движения и требует чёткого и лёгкого прикосновения кончиков пальцев на стаккато к клавишам. Двигаясь по звукам тетрахордов к выделенным синкопированным 2-м долям такта, мелодия секвенционно образует следующую кульминацию и приводит к первоначальной «тихой» теме «упрёков».
Ученица работает над характером тем, выполняет игровые приёмы, помогающие добиться звуковых образов. На протяжении урока преподаватель использовала фортепиано для иллюстрации звуковых задач муз. произведения а также способов их решения, звукозаписи великих мастеров фортепианного искусства: Ашкенази, М. Плетнёва, победителя детского конкурса «ASTANA PIANO PASSION» Фёдора Орлова, 10 лет. г. Москва.
Проводились беседы о стиле исполнения каждого пианиста, кто больше произвёл впечатления на ученицу, какое исполнение ближе всего к её видению художественного содержания и духовного восприятия.
Ученица работает над характером тем, выполняет игровые приёмы, помогающие добиться звуковых образов.
Подведение итогов: оценка за урок — 5
Домашнее задание в конце урока обобщается, намечаются пути совершенствования исполнения всех образов музыкальных произведений.
- 10935 просмотров