Международный творческий экспресс-конкурс «Вот оно какое, наше лето!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья, посвященном летнему отдыху

 

Преимущества использования мультимедийных средств при обучении казахскому языку

 

Версия для печатиВерсия для печати

Ширажиева Алия Бекмановна
СКГУ им. Манаша Козыбаева

В настоящее время постоянно развивающееся общество, вступающее в деловые и бытовые контакты, ставит задачу более качественного владения государственным языком. Для этого обучающий процесс необходимо интенсификацировать и индивидуализировать.

Интенсификация и индивидуализация обучения могут осуществляться в трех направлениях:

  1. разработка новых методов и приемов обучения;
  2. внедрение новых форм организации учебного процесса (с учетом требования повышения удельного веса самостоятельной работы учащихся);
  3. более интенсивное применение современных информационных технологий в практике обучения.

Очевидно, решение проблемы зависит от выбора средства обучения, а также от определения места этого средства в процессе обучения языку. Среди технических средств, направленных на реализацию принципа индивидуализации обучения, следует отметить лингафонные кабинеты, интерактивные доски, компьютерные программы, видеолекции и др. Использование современных технологий допускает выполнение большого количества упражнений всеми студентами в индивидуальном режиме при минимальных затратах времени, обеспечивает выполнение письменных заданий, дает возможность вовлечения всех каналов (анализаторов) в работу по формированию умений и навыков.

При обучении с помощью современных технологий результат обучения достигается за счет «пошаговой управляемости студента». Учебная компьютерная программа, исполняя роль организатора учебного процесса, предлагает задание и контроль над ходом его выполнения. Машина реагирует на каждое действие студента, сообщает мгновенно результат выполнения действия, предлагает помощь.

Фактор влияния ранее усвоенных знаний и выработанных навыков применительно к обучению с использованием компьютерных программ, которые влияют на дальнейший ход обучения, то есть обеспечивают возможность тренировки в чтении, письме, аудировании и даже говорении. Причем навыки оперирования лексическим и грамматическим материалом, тренируемые как в рецептивных, так и продуктивных видах деятельности, становятся более гибкими и прочными.

Практически все продуктивные лексические упражнения выполняются со зрительной опорой и, следовательно, способствуют формированию прочных графико-моторных связей, обеспечивающих опознование лексических едениц по зрительному образу. Это способствует формированию рецептивных лексических навыков, то есть при обучении с помощью компьютерных упражнений большая часть лексики усваевается двусторонне: для понимания при чтении и для использования в письменных высказываниях студентов.

С помощью компьтерной программы можно внести существующий вклад в формирование навыков письменной речи, оказывая при этом косвенное влияние и на устную речь студентов. Устная речь при этом выходит на качественно более высокую ступень и содержит меньшее количество ошибок. Не менее важным фактором формирования навыков признается разнообразие условий тренировки.

Компьютерная программа помогает варьировать объем тренировки и сделать ее более разнообразной, обеспечивает многократное выполнение действия, что способствует автоматизации навыков.

Создание комбинированных упражнений, состоящих из нескольких заданий, сменяющих друг друга на экране компьютера, позволяет варьировать объем тренировки для каждого студента индивидуально, дают возможность использовать разнообразные тренировочные упражнения, направленные на обработку различных операций: актуализации, идентификации и дифференциации, классификации и др.

Упражнения являются структурными единицами в содержании предмета «казахский язык», которые упорядочивают предметные действия обучаемых с изучаемым материалом. Они служат конкретным способом использования лексических и грамматических единиц в планируемой деятельности и выступают как основное средство поэтапного управления ее формированием. Машина моделирует условия коммуникативной деятельности, предлагает различные упражнения ситуативного характера, в которых студент должен реализовать свой языковой потенциал. Создание таких упражнений происходит автоматически и экономит время преподавателя.

Компьютерная программа дает возможность каждому студенту выполнять предметные действия с изучаемым материалом и одновременно видеть результат выполнения. Возможность перемещать изучаемые языковые единицы способствует запоминанию материала, поскольку, как утверждают психологи, он связан непосредственно с действием, которое он видит или выполняет сам.

Компьютерная наглядность является смешанной. Каждый студент может увидеть языковые единицы и их изображение на экране, прослушать, как они произносятся. Индивидуальный темп работы и наличие смешанной наглядности позволяют получить требуемые впечатления (зрительные, слуховые, моторные) и способствуют лучшему запоминанию материала. Следует также отметить, что значительный объем памяти компьютера, позволяющий хранить, предъявлять и обрабатывать информацию, создает возможности для многократного повторения той или иной единицы языка в упражнении определенного уровня всеми студентами и, следовательно, для улучшения запоминания и достижения соответствующего уровня автоматизма.

Таким образом, использование мультимедийных средств помогает создать более благоприятные условия для формирования навыков у студентов с учетом особенностей их психического развития (мышления, внимания, восприятия и памяти), а также индивидуально-типологических особенностей.

Работа с компьютером способствует оживлению учебной деятельности студента. Студенты испытывают удовольствие от работы на компьютере. По словам психологов, удовольствие от деятельности представляет собой «мотивирующую» силу. Другими словами, компьютер является мощным психолого-педагогическим средством формирования потребности — мотивационного плана деятельности студентов, средством поддержания и дальнейшего развития их интереса к изучению казахского языка.

Литература

  1. Иностранные языки в школе, № 2, 2008.
  2. Иностранные языки в школе, № 4, 2008.

Источник: СК ИПК ППК