Международный творческий конкурс «Школьные годы чудесные» для детей, педагогов и воспитателей

 

Праздник «День знаний для первоклассников»

 

Гусельщикова Галина Николаевна, учитель начальных классов

Цели: организовать праздничное начало учебной деятельности для первоклассников, задать необходимый эмоциональный настрой, пробудить интерес к школе, познакомить с одноклассниками, начать формирование классного и родительского коллектива.

Учитель. Здравствуйте, дорогие наши дети, мамы и папы, бабушки и дедушки! Вот и наступил долгожданный день — 1 сентября. Я поздравляю всех присутствующих с этим замечательным праздником.

Посмотрите вокруг — это наш класс, в котором мы будем учиться. Он чистый, светлый, красивый. Постараемся, чтобы он оставался таким же целый год.

А теперь вспомним, как зовут меня? (дети отвечают) Всех я вас уже знаю, а вы помните как зовут ваших соседей по парте? Вспомним же как их зовут (ученик встаёт, а все остальные хором называют его имя). А теперь улыбнемся друг другу соседке или соседу за партой, а потом ребятам, сидящим впереди или позади вас.

Некоторых ребят я попросила к сегодняшнему дню выучить стихи. Давайте их послушаем.

    1.
    В детский садик мы ходили,
    Было мало нам хлопот.
    А теперь мы повзрослели —
    Стало всё наоборот.
      2.
      Книжки новые купили,
      Ручки и тетрадки,
      Постараюсь, чтоб в портфеле
      Было всё в порядке.
    3.
    Звенит звонок всё громче, всё сильней,
    Какая трель над миром разливается!
    Ты думаешь, распелся соловей?
    Не соловей, уроки начинаются!
      4.
      Учиться буду я с душой,
      Делать все задания.
      Чтоб пятёрки получать,
      Приложу старания.
    5.
    И девчонок за косички
    Дёргать я не стану.
    А ещё я обещаю —
    Плакать перестану.
      6.
      Буду взрослым помогать,
      Слушать всё внимательно.
      Буду буквы выводить
      Очень я старательно.

Учитель. Дорогие ребята! Сегодня у вас замечательный день. Вы отправляетесь в далекое плавание в страну Знаний. Посмотрите на ваши парты. Они стоят, как корабли на рейде, готовые отправиться в плавание вместе со своими капитанами. А капитаны этих школьных кораблей — вы, наши милые первоклассники. Как путешественники во время пyтешествий совершают открытия, так и вы каждый день будете узнавать что-то новое. Школьная жизнь так разнообразна и насыщенна, что вы без конца будете удивляться, и за одиннадцать школьных лет вы узнаете немало интересного!

Итак, друзья, наши корабли отчаливают. Мы отправляемся в плавание по великому океану Знаний. Наша эскадра приближается к морю Русской азбуки. (Выходит Русская азбука.)

Русская азбука:

    Учились все по мне и встарь,
    Русская азбука или букварь:
    Рисунки, буквы, точки,
    Коротенькие строчки.
    Тому, кто хочет много знать,
    Кто хочет книги прочитать
    Про горы и долины,
    Про водные глубины,
    Про реки, звёзды и моря
    Не обойтись без азбуки или букваря.

Учитель — Скоро и вы, дорогие первоклассники, научитесь читать. Но для этого вы должны выучить 33 буквы русского алфавита. Давайте же проверим, знаете ли вы уже сейчас эти буквы? (Русская азбука загадывает загадки про буквы.)

    1.
    На эту букву посмотри —
    Она совсем как цифра три. (З)
    2.
    Эта буква широка
    И похожа на жука. (Ж)
    3.
    Эту букву в спортивном зале
    Перекладиной назвали.
    Ну-ка, милый, не ленись
    Подойди да поклонись.(П)

Учитель — Молодцы! Остальные буквы узнаем позже. Мы продолжаем наше плавание по океану знаний. Наша эскадра приближается к континенту Цифр и здесь мы познакомимся с великой Математикой, а чтобы знать математику, нужно уметь считать и знать 10 цифр. А вы умеете считать? А вы знаете цифры? (Математика загадывает загадки.)

    1.
    А потом пошла плясать
    По бумаге эта цифра.
    Руку вправо протянула,
    Ногу круто изогнула. (5)
    2.
    Она похожа на гусёнка,
    С длинной шеей, шеей тонкой. (2)

Математика:

    Чтоб водить корабли,
    Чтобы в небо взлететь,
    Надо многое знать,
    Надо много уметь!
    И во всем нужна —
    Вы заметьте-ка
    Очень важная наука
    Ма — те — ма — ти — ка. (игра в домино «Сколько?!)

(Так же учитель может познакомить и с другими предметами.)

Учитель — Ребята, а что же ещё должно быть у каждого ученика в школе?

(Портфель.) Давайте отгадаем, что в нём должно лежать.

Загадки

    1.
    У меня обложка синяя,
    На любой странице линия,
    Чтоб помочь ученику
    Ровно вывести строку. (Тетрадь)
      2.
      Я писать умею на бегу,
      Но жить без вас я не могу.
      Кто дружить со мной готов
      Тот не пожалеет
      Столько он хороших слов
      Написать сумеет! (Ручка)
    3.
    Я другой приятель ваш
    Проворный, черный…
    В тетрадях палочек ряды
    Мои упорные труды.
    Чем вы со мной дружнее,
    Тем палочки ровнее. (Карандаш)
      4.
      Прямота.,
      Моя главная черта. (Линейка)
    5.
    У меня чумазенькая спинка.
    Но совесть у меня чиста —
    Помарку стер ведь я с листа. (Ластик)
      6.
      Я нужна вам для порядка.
      Зря страницы не листай.
      Там, где я, вот там читай. (Закладка)

Учитель. Много вещей в портфеле ученика. Но пока нет самой главной. Попробуем отгадать.

    Я все знаю, всех учу,
    Но сама всегда молчу,
    Чтоб со мною подружиться,
    Надо грамоте учиться. (Книга)

— А теперь отгадайте из какой сказки эти отрывки?

    А дорога далека,
    А корзинка нелегка.
    Сесть бы на пенек,
    Съесть бы пирожок. («Машенька и медведь»)
    Ах ты, Петя-простота,
    Сплоховал немножко:
    Не послушался кота,
    Выглянул в окошко. («Петушок — золотой гребешок»)
    Красна девица грустна:
    Ей не нравится весна,
    Ей на солнце тяжко!
    Слёзы льет бедняжка («Снегурочка»)
    Нет ни речки, ни пруда
    Где воды напиться?
    Очень вкусная вода
    В ямке от копытца. («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
    Всех на свете он добрей,
    Лечит он больных зверей,
    Он известен, знаменит
    Добрый доктор… (Айболит)
    Отворили дверь козлята
    И… пропали все куда-то! («Волк и семеро козлят»)
    Появилась девочка в чашечке цветка,
    А была та девочка не больше ноготка.
    Кто читал такую книжку,
    Знает девочку-малышку. («Дюймовочка»)
    Носик — круглым пятачком,
    Им в земле удобно рыться,
    Хвостик маленький, крючком,
    Вместо туфелек — копытца.
    Трое их и до чего же
    Братья дружные похожи!
    Отгадайте без подсказки,
    Кто герои этой сказки? («Три поросенка»)
    Бабушка девочку очень любила,
    Шапочку красную ей подарила.
    Девочка имя забыла свое.
    А ну, подскажите, как звали ее? («Красная шапочка»)
    Возле леса на опушке
    Трое их живет в избушке.
    Там три стула и три кружки,
    Три кровати, три подушки.
    Угадайте без подсказки,
    Кто герои этой сказки? («Три медведя»)

Учитель. — Молодцы, много сказок знаете. Но еще больше узнаете, когда научитесь читать. Ребята, а теперь совет, как нужно относиться к своим вещам:

    Сами вещи не растут,
    Сделать вещи — нужен труд.
    Карандаш, тетрадь и ручку,
    Парту, доску, книжку, сумку — береги,
    Не ломай, не мни, не рви!

Советы первоклашкам (можно сделать памятку, читают пятиклашки)

    1.
    Утром рано просыпайся,
    Хорошенько умывайся.
    Чтобы в школе не зевать,
    Носом парту не клевать.

    2.
    Одевайся аккуратно,
    Чтоб смотреть было приятно.
    Форму сам погладь, проверь,
    Ты большой уже теперь.

    3.
    Приучай себя к порядку,
    Не играй с вещами в прятки,
    Каждой книжкой дорожи,
    В чистоте портфель держи.

    4.
    На уроках не хихикай,
    Стул туда-сюда не двигай,
    Педагога уважай
    И соседу не мешай.

    5.
    Не дразнись, не зазнавайся,
    В школе всем помочь старайся,
    Зря не хмурься, будь смелей
    И найдёшь себе друзей.

    6.
    Вот и все мои советы,
    Их мудрей и проще нету,
    Ты, дружок, их не забудь
    В страну Знаний держишь путь.

Учитель — А теперь первоклашки прочитают стихи.

    1.
    Здравствуй, школа! Мы с цветами
    Первый раз заходим в класс.
    И осенними глазами
    Смотрит солнышко на нас.

    2.
    Поднимать мы будем руки,
    Без запинки отвечать,
    Смело грызть гранит науки
    И пятерки получать.

    3.
    Солнце, точно первоклассник,
    С тучкой, словно с рюкзачком,
    Заглянуло к нам на праздник
    С дошколенком — ветерком.

    4.
    Мы уже все буквы знаем,
    Знаем новые слова.
    Очень просто сосчитаем
    Всех ворон и дважды два.

    5.
    В школе будем мы трудиться,
    Будет некогда скучать,
    Постараемся учиться
    На «четыре» и на «пять»!

    6.
    Прозвенел колокольчик волшебный.
    Дружно входим с волнением в класс.
    Новый год — не простой, а учебный
    Открывает учитель для нас.

    7.
    Солнце смотрит с улыбкой задорной
    На веселых, нарядных ребят:.
    Мы готовы к учебе упорной,
    Все глаза любопытством горят.

    8.
    Так, листвою шурша золотою,
    Новый год в сентябре к нам пришел
    И дорогою знаний тернистой
    Нас к вершинам науки повел.

Учитель — Мы с вами побывали на разных морях, континентах, заливах и узнали о помощниках в океане Знаний, но ещё у нас вами есть помощники. Кто же они? Конечно же, ваши родители. Им мне хочется тоже дать советы.

— Уважаемые родители! Сегодня ваш ребёнок стал первоклассником. Я поздравляю вас с этим замечательным событием. Верю, что школьные годы станут и для вас, и для вашего ребёнка чудесным временем, принесут вам радость, счастье. Удачу. Рада. Что именно ваши дети будут рядом со мной четыре года, будут доставлять мне радость общения с ними. Вместе с вами мы будем растить будущего Человека. Всегда рада услышать ваши пожелания, советы. А пока примите мои советы.

Советы родителям первоклассников (можно сделать памятку)

1. Будите ребенка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте его с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если «вчера предупреждали».

2. Не торопите, умение рассчитать время — ваша задача, и если это вам плохо удается, то вины ребенка в этом нет.

3. Не отправляйте ребенка в школу без завтрака; до школьного завтрака ему придется много поработать.

4. Не прощайтесь, предупреждая и направляя: «смотри не балуйся», «веди себя хорошо», «чтобы сегодня не было плохих отметок и т. п. Пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов. У него впереди трудный день.

5. Забудьте фразу «Что ты сегодня получил?». Встречайте ребёнка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствуете себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребенок чересчур возбужден, если жаждет поделиться чем то, не отмахивайтесь, не откладываете на потом, выслушайте, это не займёт много времени.

6. Если видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет всё сам.

7. Выслушав замечание учителя, не торопитесь устраивать взбучку и постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил без ребенка.

8. После школы не торопите садиться за уроки, необходимо два-три часа отдыха (а в первом классе хорошо бы часа полтора поспать), для восстановления сил. Лучшее время для приготовления уроков с 15 до 17 часов. Занятия вечерами бесполезны, завтра придётся все начинать сначала.

9. Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 5–20 минут занятий необходимы l0-15-минутные «переменки».

10. Во время приготовления уроков не сидите «над душой», (дайте возможность ребенку работать самому, но уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка «не волнуйся, все получится», «давай разберемся вместе», «я тебе помогу»), похвала (даже если не очень получается) необходимы. Не акцентируйте внимание на оценках.

11. В общении с ребенком старайтесь избегать условий. «Если ты сделаешь, то. .». Порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости от ребенка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.

12. Найдите (постарайтесь найти) в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребенку, не отвлекайтесь на домашние заботы, телевизор, общение с другими членами семьи. В этот момент важнее всего его дела, заботы, радости и неудачи.

13. Выбирайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребенком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без него. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, врачом, психологом, не считайте лишней литературу для родителей, там вы найдете много полезного.

14. Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое состояние. Чаще всего это объективные показатели утомления, трудности учебы.

15. Учтите, что даже «совсем большие» дети (мы часто говорим «Ты уже большой» 7-8-летнему ребенку) очень любят сказку перед сном, песенку и ласковое поглаживание. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, накопившееся за день, и спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношений, не обсуждать завтрашнюю контрольную и т. п.

Завтра новый день, и мы должны сделать все, чтобы он был спокойным, добрым и paдостным.

С уважением, Ваша Галина Николаевна.

Учитель — Пока ваши родители знакомятся с советами хотелось бы, чтобы вы нарисовали что-нибудь о сегодняшнем дне. (дети рисуют)

— И в конце нашего путешествия мы с вами примем клятву первоклассников.

Клятва

    Мы, мальчишки и девчонки,
    Клянёмся! Быть всегда послушными,
    Весёлыми, нескучными,
    Маме с папой помогать,
    Малышей не обижать.
    Быть всегда прилежными
    И нашей дружбе верными.
    В дорогу знаний путь открыть,
    На благо родине служить.
    Клянёмся! Клянёмся! Клянёмся!

Учитель — Вот и подошло к концу наше плавание. Наша эскадра причаливает к родном у берегу, но ещё много дней и месяцев мы будем уходить в плавание по великому и прекрасному океану Знаний, где будем узнавать всё новое и интересное. Попутного ветра вам, первоклашки!