Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Нетрадиционный урок «Куликовская битва»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Осипова Миланя Яковлевна, учитель истории

Нетрадиционный урок «Куликовская битва»

Цель урока:

  1. Показать, что Куликовская битва была величайшим событием в истории нашей страны.
  2. Отметить героизм, мужество, патриотизм русского народа в борьбе с Золотой Ордой.
  3. Формировать глубокое уважение к истории своей Родины.

Оборудование урока:

  • карта, костюмы (сделанные самими учащимися);
  • компьютер;
  • кантата А.Прокофьева «А.Невский»;
  • книжная выставка «События веков минувших»;
  • икона;
  • карта «Монголо-татарское нашествие».

I. Организационный момент

II. Сообщение нового материала

Учитель. До конца XII в. в Монголии жило много кочевых племен, среди которых выделялось сильное племя, называвшиеся татарами; в XIII в. в Европе так стали называть всех монголов.

В 1206 г. на курултае (собрании) монгольской знати у реки Онон Темучин — глава (хан) одного из объединений племен — был провозглашен всемонгольским ханом под именем Чингисхан. Он и монгольские феодалы развернули активную захватническую деятельность с целью грабежа и порабощения соседних народов. Захватчиков привлекали и важнейшие торговые пути, обладание которыми могло приносить большие доходы. В лице Чингисхана монгольская знать выдвинула крупного полководца и организатора. Завоеватели имели успех потому, что силы их были объединены, в то время как часть из окружавших Монголию народов еще не имела своей государственности, а у других при господстве феодальной раздробленности некому было организовать сопротивление народа.

Монгольское государство скоро подчинило племена и народы Сибири и обложило их данью. В 1211 г. Чингисхан приступил к завоеванию Северного Китая. Походы в Китай дали возможность завоевателям познакомиться с китайской военной техникой и многое позаимствовать оттуда, получить готовое вооружение, осадные машины и т. п.

После первых нашествий на Китай монгольские завоеватели вторглись в Среднюю Азию, Персию и Закавказье, а затем напали на Русь.

Захватчики беспощадно истребляли население, разрушали и сжигали города, селения, чтобы вызвать панику среди жителей, облегчить завоевания, а в дальнейшем, в случае восстаний, предотвратить возможность использовать города и их укрепления для обороны. Ремесленников обычно не убивали, так как их труд нужен был монгольской знати. Феодальную верхушку, местное духовенство и купечество завоеватели стремились привлечь на свою сторону.

Вначале XIII века монголы вторглись в Половецкую степь. Половецкий хан обратился за помощью к русским князьям. 31 мая 1223 года на берегу Калки, маленькой речки, началось кровопролитное сражение. Не было согласия в действиях русских князей, тем не менее, русские воины дрались храбро и решительно, а половцы бросились бежать с поля боя. На Калке Русь потерпела поражение, расплачиваясь за свою раздробленность, но и враги не рискнули идти на Киев, и ушли на Восток.

В 1237 году они вторглись в пределы Рязанского княжества. Один за другим были разгромлены города Рязанской земли.

Ученик.

    По той дороге, где Донской
    Вел рать великую когда то,
    Где ветер помнит супостата,
    Я шла, как в глубине морской.
    Шиповник так благоухал,
    Что даже превратился в слово,
    И встретить я была готова
    Моей судьбы девятый вал.
    А.Ахматова.

Звучит музыка кантата А.Прокофьева «А.Невский» ч. I «Русь под игом монголо-татар».

Под музыку на сцену выходит «Сказитель» со свечой, садится в кресло с книгой. Выходит «Историк» к разделу с книжной выставки «События веков минувших» (музыка умолкает).

Историк: Из глубины веков, по разбитым от войн и напастей дорогам, пробираясь сквозь огонь и мечи; направляется к нам путник: он утомлен и изранен, но упорен и стоек. И если бы мы его спросили: «Кто ты, путник?» — пристально вглядевшись в нас вопрошающих, ответил так…

(Появляется сказитель).

Сказитель. Я тот, чьи мучения измеряются десятками десятилетий, а жизнь лишь несколькими десятками лет… Тот кто веками страдал от войн и истребления, кто всегда жил среди смерти, но не подвластен ей, я — русский народ!

Историк. Русские люди понимают и переживают прошлое родной страны. Они чувствуют себя сопричастным великому целому, именуемому народом. Судьбу народа переживают как собственную, хранят в своей памяти ее драматические — радостные и печальные — события его истории, чтят их, чувствуют свою кровную связь с ним.

Сказитель. Где я только не был, какими путями не шел.

Я бился за свободу с половцами и печенегами, варягами, немцами и монголо-татарами — во имя сократившейся до пяди моей земли, во имя мирной жизни и честного труда.

Я видел села и города, стонущие под игом турецкого «красного султана», где лившаяся вначале тонкими ручьями кровь народа превратилась в поток, унесший миллионы человеческих жизней.

Я помню времена, когда с оружием в руках защищал честь своего дома, а потому увы, сменив меч на посох, разбрелся по всему свету.

Историк. Позвольте мне остановиться на этом историческом факте, описанном во многих книгах.

В конце 1237 г. монголо-татары вторглись на Русь. Оставляя позади пепелища и горы трупов, монголо-татарские полчища двигались в глубь Северо-Восточной Руси. В течение февраля 1238 г. захватчики обратили в развалины 14 русских городов. Страшное зарево пожаров вставало над Русью.

Положение Руси в середине XIII в. было исключительно тяжелым. Страна была разорена. Золотоордынские ханы обложили Русь большой данью.

8 сентября 1380 г. на Куликовом поле впервые монголо-татарские ханы, захватившие столько земель, и поработившие так много народов, потерпели сокрушительное поражение.

Об этом вам расскажет почти каждая из книг, представленных на этой выставке.

(Сказитель со свечой идет к иконе, ставит свечу и вместе с историком уходят).

1-й ведущий. При Иване Калите, деде Дмитрия, Московское княжество стало самым сильным на Руси.

Сыновьям Ивана Калиты удалось избежать распрей и усобиц, которые мешали объединению всех земель и всех сил Руси. А его внук Дмитрий даже смог распространить свою власть на два великих княжества: Владимиро-Суздальское и Московское. Власть Дмитрия была так велика, что он, по словам летописца «Всех князей русских привожаше под свою волю». Это дало ему возможность вступить в единоборство с Золотой Ордой.

2-й ведущий. Одним из блестящих достоинств Дмитрия было умение слушать советников, выбирать нужное и полезное, не считаясь с личными соображениями. Несомненно, что огромную роль сыграло то обстоятельство, что в Москве при отроке находился митрополит всея Руси Алексий, что Троицкий игумен Сергий Радонежский, тогда уже завоевавший огромный авторитет в церкви и в народе, стоял за князей Калитина рода.

Дмитрий Иванович унаследовал от деда умение использовать слабости ордынской политики, а между русскими князьями он искал пути для мирных решений противоречий и споров.

3-й ведущий. Хан Мамай прекрасно понимал: если он проиграет битву, правителем Золотой Орды ему не быть, но если выиграет, власть его укрепится на долгие годы. За большую плату была нанята генуэзская пехота. Множество различных мелких феодалов-разбойников со своими отрядами-шайками потянулись к Мамаю. Они верили в его победу и рассчитывали в будущем дележе ухватить хоть какую-нибудь добычу — содрать ризу с иконы в Московской церкви, отнять коня у крестьянина — или увести с собой его детей и продать в рабство.

4-й ведущий. Дмитрий Иванович обратился с призывом ко всем русским землям прислать свои полки для отпора ордынцам.

И разослал великий князь «по всей русской земле спорых гонцов со своими грамотами по всем городам». И пришли к нему князья Белозерские, готовы они к бою и хорошо устроено их войско. Пришли и ярославские князья со своими силами, и князья устюжские, и иные князья и воеводы со своими силами. В Собирании ратей участвовало не менее 36 городов. Формирование такого войско заняло в общей сложности около 30 дней. При растянутости путей и скорости продвижения это было своеобразным рекордом.

Когда собралось в Москве войско, «готовое умереть за Русь», поехал князь Донской, по древнему обычаю, с князьями и воеводами за благословением на бой к Сергию Радонежскому, игумену и основателю Троицкого монастыря.

Сценка 1

(Сергий стоит у окна, входит Дмитрий).

Дмитрий. Снова наступает час испытания, отче Сергий. Кого просить о молитве, от кого ждать совета и наставления? Ты силен в вере, а вера движет горами…

(Сергий подошел к Дмитрию и положил ему на плечи свои ладони).

Сергий. Не тревожься, господине, будь тверд и мужественен. Иди вперед! Иди вперед бесстрашно и твердо. Все обмыслил я здесь, в уединении, все, что узнавали мы об Орде, все, что рассказывали мне о твоих сборах. Еще бы пообождать, она бы перевесилась поболе, но ведь и там, видно, чуют, куда клонится чаша, там тоже опасаются упустить время.

Дмитрий. Видно так.

Сергий. Час встречи надвигается и неизбежен. Ждать нечего, сильнее не станем, ежели будем ждать, а слабее станем, ибо враг успеет собраться да изготовиться. Враг будет неистов, ибо Орда, ежели вернется к себе без победы, падет! Это её бой решающий, но и для нас решающий тоже. Крови польется полная земля, но, коль враг одолеет, вся жизнь наша кончена. Не останется городов, не останется и монастырей: где же тогда будут лежать книги наши, наша вся мудрость, знания, вера? Снова потекут века рабства, и Русской земле уж никогда не встать. Не бойся ни потерь, ни крови. На тебе вся наша земля лежит, сие есть груз тяжкий и темный: напрягись, сыне мой, господине мой, Дмитрий Иванович, мужайся.

Дмитрий. Не уступлю! Сам вижу, отче Сергий, нельзя уступать.

(Сергий выходит вперед).

Сергий. Помолимся же, братие, близится час…

(Князь опустился перед Сергием на колени, и Сергий трижды перекрестил Дмитрия).

Сергий. Иди! Будь тверд! Он не допустит нашей погибели!

(Дмитрий поцеловал руку Сергию, встал).

Дмитрий. Иду! (Уходит.)

5-й ведущий. Великий князь Дмитрий Иванович собрал в деревне Чернова военный совет, на котором поставил вопрос о дальнейших действиях «Что сотворим? Где битву устроим против татар, на сей стороне. Дона или на другой стороне Дона?» Мнение воевод и князей было единодушным: наступать. Тогда Дмитрий приказал: «Братья! Лучше честная смерть, чем злая жизнь. Лучше было не выходить против врага, чем пойти и, ничего не сделав, возвратиться вспять. Перейдем все за Дон и там положим головы свои!» Он «повелел каждому полку строить мосты через Дон, а самим в доспехи наряжаться».

Русские полки переправились через Дон и вышли на Куликовское поле. Мосты по приказу князя Дмитрия были разрушены — отступать никто не собирался. Русское войско изготовилось к бою.

Сценка 2

Старый воин. Государь, сыне мой, княж Иваныч! Берегись! Ты падешь каждый усумниться в победе. Стой, не падая!

Дмитрий. Как же я смогу, отче, сказать воинам: «Братья, умрем за родину, — а сам встану сзади и лицо свое скрою! Не могу я так сделать, чтобы таиться и скрывать себя, но хочу как словом, так и делом прежде всех начать и прежде всех голову положить, чтобы прочие, видя мое дерзновение, так же сотворили с многим усердием!»

Старый воин. Прежние князья так не делали. Не их было дело биться.

Дмитрий. Потому и биты бывали!

— Стой крепче, Митя!

(Дмитрий обнял его. Старик низко, до земли, поклонился.)
(Дмитрий обратился к своему окружению.)

Дмитрий. Вы знаете, каков мой обычай и нрав. Родился я перед вами, при вас возрос, с вами княжил, с вами ходил в походы. Врагам был страшен, родину укрепил. Вам честь и любовь оказывал. Под вами города держал и большие волости. Детей ваших любил, никому зла не искал, никого не ограбил, не укорил, не обесчестил. Веселился с вами, с вами и горевал. Ныне ждет нас испытание паче прежних. Кто из нас жив будет, блюдите родину. Кто падет, о вдовах и сиротах не печалуйтесь, — живые из нас опекут их. А я, коли паду, поручаю вам блюсти свечу великого нашего дела — крепление Руси. Храните той свечи пламень… Не бойтесь смерти, бойтесь поражения — оно и смерть нам несет и бесславие.

(Подошел к простому воину.)

Дмитрий. Вместе с тобой мы росли. Ты как родной жил при моей матери. Теперь надень мои одежды и стань под моим знаменем.

(Поменялись одеждой.)

Старый воин: Что ты делаешь?

Дмитрий. Буду со всеми биться. Так решил, так и сделаю.

Старый воин. Если падешь, что с войском будет?

Дмитрий. Так я никогда не паду, доколе есть войско!

(Уходит Дмитрий, а за ним остальные.)

6-й ведущий. И поехал, и стал впереди войска в Сторожевом полку. И воины следившие за ним, вскоре потеряли его среди воинов. То там, казалось им, мелькнул его шлем, то в ином месте. Каждый воин мог оказаться Дмитрием, — так еще до битвы он стал бессмертным: доколе хоть один воин из двухсот тысяч устоит на ногах, дотоле не падет и Дмитрий: даже последний из бьющихся мог оказаться князем.

(Под музыку читают стихотворение.)

Баян к русскому воину

    О бранный витязь! Ты печален,
    Один, с поникшею главой,
    Ты бродишь, мрачный и немой,
    Среди могил, среди развалин:
    Ты видишь в родине своей
    Следы пожаров и мечей
    И неужель трава забвенья
    Успеет вырость на гробах,
    Пока не вспыхнет в сих полях
    Война решительного мщенья?
    Или замолкла навсегда
    Твоя за родину вражда?
    Твои отцы славяне были,
    Железом страшные врагам;
    Чужие руки их рукам
    Не цепи — злато приносили
    И не свобода ль им дала
    Их знаменитые дела?
    Когда с толпой отважных братий
    Ты грозно кинешься на бой, —
    Кто сильный сдержит пред тобой
    Врагов тьмочисленные рати?
    Кто сгонит бледность с их лица
    При виде гневного бойца?
    Рука свободного сильнее
    Руки, измученной ярмом, —
    Так с неба падающий гром
    Подземных грохотов звучнее,
    Так песнь победная громчей
    Глухого скрежета цепей!
    Не гордый дух завоеваний
    Зовет булат твой из ножон:
    За честь, за веру грянет он
    В твоей опомнившейся длани —
    И перед челами татар
    Не промахнется твой удар!
    На бой, на бой! — И жар баянов
    С народной славой оживет,
    И арфа смелых пропоет:
    «Конец владычеству тиранов:
    Ужасен хан татарский был,
    Но русский меч его убил!»
    Николай Языков.

III. Закрепление урока

1. Какое значение в истории нашей Родины имеет Куликовская битва? (Запись в тетрадях.)

2. Каково ее международное значение?

3. В чем проявился полководческий талант Дмитрия Донского?

4. Почему для победы над врагом необходима уверенность в своей правоте?

5. Что заставляло воинов быть непоколебимыми перед трудностями и бесстрашными?

VI. Задание на дом

Параграф 13, задание 3 в конце параграфа по желанию.

Категория: