Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Нетрадиционные уроки информатики как способ повышения интереса учащихся к изучению предмета

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

    Шевчук Е.В.
    к.т.н, доцент, ВТ и управления, академик МАИН,
    Башинская А.В.
    Студентка 4 курса Специальность Информатика Кафедра Информационные системы СКГУ им. М. Козыбаева

Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя. Э. Хаббард


Научно-технический прогресс привел к изменению характера труда человека. Возросла степень автоматизации производства, усложнилась техника, увеличились требования к знаниям. Поэтому особую актуальность приобрели задачи развития мышления учащихся, их умений самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в новой учебной и трудовой ситуации, в частности уметь самостоятельно применять теоретические знания к решению практических задач.

Вспомним, с каким интересом ребёнок первый раз идёт в школу, ведь его ждёт там много нового, интересного и необычного. Но проходит время, и интерес к учению пропадает. Неинтересные, однообразные уроки, построенные по одной схеме, повторяющиеся изо дня в день, быстро надоедают.

Почему это происходит? В современной дидактике основное внимание уделяется проблемам, связанным с содержанием обучения и его методами, а самой организации познавательной деятельности учащихся уделяется гораздо меньше внимания, от этого и идёт неумение учителя организовать деятельность учащихся на уроке.

В период прохождения практики в СШ № 9 г. Петропавловска решалась такая задача, как — пробудить интерес, не отпугнуть ребят сложностью предмета, особенно на первоначальном этапе изучения курса информатики. Чтобы ученики хотели и умели получать знания, необходимо активизировать деятельность самих учащихся на уроке. Учебный процесс должен строиться так, чтобы ученики сами получали знания, а учитель являлся бы организатором этой деятельности.

В последнее время распространение получают нетрадиционные уроки информатики. Заинтересовал вопрос, почему при огромном усердии и добросовестном отношении к работе учитель не всегда может добиться желаемого результата. Почему после доступного объяснения нового материала ученикам трудно излагать его самостоятельно, пользоваться на практике положениями теории? Если хорошо подумать, то все трудности возникают в первую очередь от нашего несовершенства. Любые знания сейчас настолько стремительно устаревают, что роль учителя как их информатора и транслятора ослабевает.

В традиционной деятельности педагога основная цель — увеличение количества и качества знаний путем простой передачи их от учителя к ученику. Ученик должен выучить то, что ему хорошо объяснили. В нетрадиционной педагогической деятельности основная цель — развитие способностей учеников и учителей, систематизация знаний. При этом увеличивается количество и качество знаний, но главным является то, что это происходит в процессе развития способностей. Учеников нужно учить способу приобретения знаний, эта задача хорошо решается на примерах проведения нетрадиционных уроков.

Повышение эффективности урока — важнейшая проблема, волнующая всех учителей. Нужны нестандартные, оригинальные приемы, активизирующие всех учеников, повышающие интерес к знаниям и обеспечивающие быстроту усвоения материала с учетом возраста и способностей учащихся. Многие учителя не заменяют стандартные уроки классического образца, а дополняют их, способствуя совершенствованию учебного процесса.

Успешность проведения оригинальных уроков зависит от ряда действий учителей и учащихся. Проводится тщательная подготовка таких уроков: даются предварительные задания, объясняется построение урока, роль и задачи каждого ученика, готовятся наглядные пособия: карточки, дидактический материал. Продумывается ход занятий с учетом уровня и особенностей как класса в целом, так и отдельных учащихся, характера и способностей учащихся, получивших конкретное задание, последовательность операций и т. д.

Было проведено тестирование учащихся 8 класса (таблица 1) (что составило 67 учащихся) с целью определения их интереса к изучаемому материалу, теме, методике ведения урока, а также их затруднений при изучении.

Таблица 1
  Да Нет Не знаю
Нравится ли Вам информатика? 92% 2% 6%
Вам нравятся традиционные уроки? (лекция, практика) 10% 85% 5%
Вам нравятся нетрадиционные уроки? (игры, кроссворды, конкурсы, уроки типа КВН, экскурсии и т.д.) 85% 10% 5%
Хотите ли Вы принимать участие во внеклассной работе по информатике? 80% 15% 5%
Хотите ли Вы посещать факультатив (кружок)? 80% 15% 5%
Помогает ли Вам информатика в жизни? 75% 20% 5%
Хотели бы Вы в дальнейшем связать свою профессию с информатикой 50% 10% 40%

Анкетирование может быть анонимным. В ходе анкетирования выяснилось, что 92% учащихся нравится предмет информатики. 85% учащихся отметили, что им нравятся уроки, которые проходят в нетрадиционной форме в виде игр, кроссвордов, конкурсов, уроков типа КВН, экскурсии, а 10% учащихся отметили, что в традиционной форме. 80% учащихся желают посещать факультативы (кружки) и принимать участие во внеклассной работе по информатике. 50% учащихся хотели бы вы в дальнейшем связать свою профессию с информатикой.

Полученные результаты анкеты способствуют более четко конструировать и проводить уроки при сохранении интереса учащихся к предмету. Особое внимание необходимо уделить активизации деятельности всех учащихся, включая слабых, «равнодушных», «трудных», с тем, чтобы все были заинтересованы и включены в том или ином виде в активную работу.

Таким образом, сформировать познавательный интерес к информатике у всех учащихся невозможно и, наверное, не нужно. Важно, чтобы всем ученикам было интересно заниматься информатикой на каждом уроке.