Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Нерудные полезные ископаемые Казахстана

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Безгина Татьяна Александровна учитель географии и биологии высшей категории  КГУ Дубровинская средняя школа имени С. Г. Гуденко Северо-Казахстанская область Мамлютский район с. Дубровное

Безгина Татьяна Александровна

Цель: Сформировать понятия о полезных ископаемых нерудного происхождения

Задачи:

1 Познакомить учащихся с полезными ископаемыми нерудного происхождения, их применением, способами добычи
2 Развивать познавательную активность учащихся, умения работать с картами атласа, раздаточным материалом.
3 Развивать речь учащихся, логическое мышление, сравнивать, делать выводы

Психологический настрой

Элювий — это всё, что от гряды
Останется — потугами воды,
Мороз, солнце, ветер — что тайком
Рассыпалось и стало лишь песком
(коль это был песчаник иль кварцит)
Теперь он пустынею лежит,
И сверху кое-где осколков слой
Да щебень. А звалось оно — горой.

Но сланец, и гранит, и известняк
Ведут себя, рассыпавшись, не так
В суглинок превращается гранит,
Песчаной глиной вязкою лежит
А известняк и сланец — прямиком
В обычной глины обернется ком

Актуализация опорных знаний, умений и навыков

Составьте схему полезных ископаемых. (на доске в разброс расположены карточки, учащиеся располагают их в правильной последовательности ): нефть, песок, рудные, мрамор, железо, полезные ископаемые, газ, нерудные, золото, горючие.

— Проверьте правильность выполнения работы. (слайд 3)

Полезные ископаемые

Горючие рудные нерудные
Газ железо мрамор
Нефть золото песок

— Почему вы так объединили ископаемые? (горючие, рудные и нерудные)

Этот мастер белый — белый
В школе не лежит без дела
Пробегает по доске,
Оставляет белый след.

А каком полезном ископаемом шла речь в этом четверостишие? К какой группе полезных ископаемых вы его отнесете?

Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.....
Правильно... Речь сегодня на уроке пойдет о нерудных полезных ископаемых

Новая тема урока

Рассмотрите коллекцию нерудных полезных ископаемых, хорошо вам знакомых: песок, глина, мел, соль.

Попробуйте дать определения: нерудные полезные ископаемые это...

Нерудные полезные ископаемые — неметаллические полезные ископаемые, используемые в промышленности и строительстве в естественном виде или как сырье.

По ходу объяснения учителя, ученики работают с коллекцией минералов, находят месторождения на карте в атласе и заполняют рабочий лист

Нерудные полезные ископаемые

Асбест (слайд 5-7)
Самые крупные месторождения асбестовых руд находятся в Костанайской (Жетыгаринское) и Карагандинской (Жезказганское) областях. Значительные запасы находятся на месторождениях Богетскай на юге Мугоджар и Хантау в Чу-Илийских горах.

Фосфориты (слайд 8-9)

Казахстан по запасам фосфоритов занимает второе место после США. В горах Каратау в Южном Казахстане имеются крупные месторождения фосфоритов. По качеству и мощности они не имеют равных. Месторождения фосфоритов встречаются также на территории Актюбинской области, в верхнем течении реки Эмба.

Соль (слайд 10-11)
В Казахстане имеются огромные запасы солей. Особенно богата солью Прикаспийская низменность. Мощность отдельных соленосных пластов превышает 2 км. Кроме того во многих районах соленых озёр образуется самосадочная соль.

Известняк (слайд 12-13)
Бешкудукское месторождение известняка-ракушечника расположено на землях Агашского района Южно-Казахстанской области

Мергель (слайд 14-15)

Месторождение СЫР-ИЛЕКСКОЕ (Сарыилекское) — Байганинский район Актюбинской области
Мел (слайд 16-17)

Самый крупный пояс запасов мела проходит из Азии (Сирия и Ливия), через Грузию, Западный Казахстан, Россию, Украину, Польшу вплоть до Великобритании.

Мрамор (слайд 18-19)
Мрамор в Казахстане можно встретить в юго-восточной и восточной части этой среднеазиатской страны. Наиболее крупные месторождения мрамора в Казахстане — Таскольское, Каратауское, Насынкольское, Акбастау-Кызылсайское, Тешиктасское.

Гипс (слайд 20-21)
Открыто и освоено месторождение гипса Майозек, где сейчас идет добыча гипса для цементного завода «Central Asia Cement».

Глина (слайд 22-23)

Березовское — светложгущихся огнеупорных глин. Кокчетавский массив

Кварцевый песок (слайд 24-25)
В настоящее время добыча песка производится на базе кварцевых песков Айсаринского месторождения, Северо-Казахстанской области (ж/д станция Даут), с запасами кварцевого песка около 14 млн. тонн.

После знакомства с нерудными полезными ископаемыми выполняют задание.

Работа с текстом учебника: стр. 80 абзац 4 со слов: «Полезные ископаемые имеют....» Задание: Выпишите ключевые предложения характеризующие способы залегания полезных ископаемых и особенности их использования.

Проверь. (слайд 28-29)

Тест «Полезные ископаемые» (слайд 30-32)

Ответы на тест:1с 2б 3с 4б 5с 6с 7б 8с 9с 10с 11б 12с

Рефлексия Лесенка успеха (слайд 33) на рабочем листе, на фигуре человечка поставь галочку соответствующею твоей ступеньки успеха на уроке.

Домашнее задание (слайд 34)

Фамилия, имя ученика: _____________________
Рабочий лист по тема: «Нерудные полезные ископаемые ».
1. Нерудные полезные ископаемые это —

2. Асбест
Где используют?_____________________________________________________________

Где добывают? — _____________________________________________________________

3. Фосфориты
Где используют ____________________________________________________________

Где добывают? — ____________________________________________________________

4. Соли
Использование: ______________________________________________________________

Где добывают? ______________________________________________________________

5. Строительные материалы это ________________________________________________

6. Известняк.
Использование: _________________________________________________________

Где добывают? _____________________________________________________________

7. Мергель
Использование: ____________________________________________________________

Где добывают ____________________________________________________________

8. Мел
Использование: ____________________________________________________________

Где добывают? _____________________________________________________________

9. Мрамор
Добывают _________________________________________________________________

Использование: ____________________________________________________________

10. Гипс
добывают _________________________________________________________________

Использование: ____________________________________________________________

11. Глина
добывают _________________________________________________________________

Использование: ____________________________________________________________

12. Кварцевый песок
добывают_________________________________________________________________

Использование: ____________________________________________________________

Работа с текстом учебника: стр. 80 абзац 4 со слов: «Полезные ископаемые имеют....» Задание: Выпишите ключевые предложения характеризующие способы залегания полезных ископаемых и особенности их использования.

Тест «Нерудные полезные ископаемые»

Рефлексия

Категория: