Четвертый международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

Непрерывное профессиональное развитие учителей через подход «Лессон стадии» в преподавании и обучении

 

Версия для печатиВерсия для печати

Загитова Светлана Николаевна, учитель английского языка, высшая квалификационная категория, сертифицированный учитель первого продвинутого уровня, КГУ «Средняя школа № 3» ГУ «Отдел образования акимата Житикаринского района»

Загитова Светлана Николаевна

Обучение в 21 веке направлено на обучение учащихся тому, как учиться, на формирование их как независимых, самомотивированных и увлеченных, уверенных личностей с развитым критическим мышлением. Несомненно, что главной фигурой в процессе преподавания и обучения является сам учитель, его повседневная работа в классе, с классом, с учеником, его планирование учебной работы.

Сегодня в современном обществе востребованы ученики, которые обладают навыками критического мышления, активны, умеющие вести конструктивный диалог, независимые и обладающие лидерскими качествами. Перед учителем стоит важность осознания вопросов: «Зачем необходимо это делать?», «Как помочь ученику?», «Что необходимо сделать для развития?». Именно «Урок (Л. С. Выготский) это «Площадка, где раскрываются, формируются и проявляются личностные особенности учащихся».

Очевидно, что необходимы изменения в технологии проведения урока. Если раньше преобладающее большинство учителей считало, что главная цель их профессиональной деятельности было «давать» ученикам знания, предусмотренные программой, то сегодня учителя ищут такие методические приемы и способы привлечения внимания учеников, которые бы развивали их познавательные интересы, повысили их активность на уроках.

Урок сегодня это —

  • где учитель переходит от фронтальной работы к групповой,
  • где учитель от традиционного использования дидактического материала переходит к индивидуальному, который учитывает личностные особенности конкретного ученика (ученик сам выбирает материал, согласно, тому, кто он аудиал, кинестет или визуал)
  • где учитель и учебник перестает быть единственным источником информации для ученика (ученик пользуется на уроках английского языка различными словарями, справочным материалом, полезными ссылками в Интернете).

Именно сегодня в 21 веке невозможно обучать учеников, будучи учителем 20 века. «Чтобы стать успешным в современном обществе, дети и молодые люди должны быть вовлечены в более эффективные формы активного, конструктивного обучения, обеспечивающего понимание и обретение независимости». Поэтому нам учителям необходимо овладеть новыми подходами и методами в преподавании и обучении. Необходим новый инструментарий к уроку, знания новых методических подходов, направленные именно на развитие ученика. Курсы по Программе первого уровня помогли мне по-новому взглянуть:

  • на урок, (как уйти от однообразия на уроке к индивидуальности ученика),
  • на учителей (как носителей образовательных ценностей),
  • на школу (где необходимо создать такую профессиональную среду, которая бы вынуждала учителей изменить свое сознание о необходимости преобразований в школе),
  • учеников (как и каким образом он обучается),
  • родителей (как непосредственных участников и заказчиков образовательного процесса).

На протяжении нескольких лет наше школьное ШМО работало над темой «Совершенствование образовательного процесса через развитие профессионального мастерства». Учителя использовали образовательные технологии, обеспечивающие познавательную активность: дискуссии по проблемам, проектную технологию, ИКТ, проводили открытые уроки. Но не происходило главного: используемые технологии многими учителями, новые взгляды учителя на ту или иную проблему не воспринимались как свои. Открытые уроки проходили, но в повседневной практике уроки оставались традиционными. Мнение ученика не принималось во внимание. Я задалась вопросом «Как же повысить профессиональную компетентность учителя, чтобы процесс преподавания и обучения был направлен на развитие ученика? Как повысить качество обучения по предмету?. В этом мне помогли уровневые курсы, на которых я познакомилась с новым педагогическим подходом «Lesson Study».

Для решения этой проблемы была создана творческая группа «Исследование урока», целью которой явилось совершенствование методики преподавания и повышения уровня знаний учащихся по английскому языку.

Этот подход помогает совершенствоваться как опытным, так и начинающим учителям, так как в результате совместной разработки урока, наблюдения, анализа учителя формируют и развивают свои представления и знания о преподавании и обучении. Создание вот такой группы учителей, в состав которой входят 2 учителя английского языка со стажем работы до 5 лет, учитель немецкого языка со стажем работы 11 лет и учитель истории — стаж работы 7 лет, послужило толчком к развитию своего профессионального уровня, а с моей стороны педагогическая поддержка как учеников, так и учителей группы.

На первом заседании мы определили проблему «Как повысить мотивацию учащихся 8 классов на уроках» и совместно разработали план урока по английскому языку. Нужно отметить, что подобралась группа педагогов, которые пытаются решить свои профессиональные задачи коллективно и это радует, т. к. развиваются их рефлексивные навыки. Совместно старались разработать урок таким образом, чтобы организовать активное обучение ученика (А, В, С), способы работы в классе, а именно и индивидуальный и групповой с применением приемов критического мышления.

Первый LS прошел по сценарию успешно, есть результаты.

Совместное наблюдение за исследуемыми учениками А, В, С.

Бурно проходило обсуждение после проведенного урока за исследуемыми учениками (А — сильный, В — средний, С с —лабый ученик). Интервью с учащимися показали учителям, что необходимо знать ребенка, его индивидуальные особенности как субъекта познания и предметной деятельности, на уроке и выполнение им домашнего задания. Учителя пришли к выводу, что ученик должен иметь возможность выбирать предметный материал, уметь оценивать не только уровень знаний, но и какие способы учебной деятельности он использует, как усвоил учебный материал, чему научился на уроке, какая часть обучения была для него наиболее эффективна и что он может сделать еще лучше и что, по его мнению, он бы изменил.

Обсуждение после проведенного урока

Голос ученика заставил педагогов задуматься и это отрадно, что процесс пошел. В интервью учащийся 8 «Г» класса на вопрос «Что больше всего тебе понравилось на уроке, и что бы ты изменил?», ученик ответил «отвечать на вопросы, работать в группе и добавил бы больше вопросов для активной работы». Стало понятно, что уроки стали проходить интереснее, а учащиеся принимают самое активное участие в процессе обучения, повысилась их познавательная и учебная мотивация.

Обсуждение интервью  с учащимися А,В,С, после проведенного урока

Учителя работают, сомневаются, размышляют, делают ошибки и радуются успехам учеников, своим открытиям в учениках. Своими первыми наблюдениями учителя поделились в форме презентаций результатов на стенде — фотографии с урока, заметки, наблюдения, выводы по опросу учащихся.

Однако впереди еще проведение третьего цикла Лессон Стади творческой группой «Исследование урока», необходима основательная подготовка учителей в контексте преподавания семи модулей Программы.

Список используемой литературы:

1. Руководство для учителя. Первый (продвинутый) уровень. Второе издание. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012, стр.103, 145-147.
2. Dudley, P. Lesson study in England: from school networks to national policy. Lesson study в Англии: от школьных сетевых сообществ до государственной политики.2008 г.
3. Dudley, P. Каким образом Лессон Стади определяет основное содержание знаний и обучения учителя для создания значительных перемен в профессиональной практике. 2011 г.

Планы уроков, разработанных учителями творческой группы «Исследование урока» по истории и английскому языку

Урок истории

Смотреть в формате PDFСмотреть в формате PDF

Урок английского языка

Смотреть в формате PDFСмотреть в формате PDF

Категория: