Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Музыкальные инструменты: От арфы до рояля

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Давыдова Л.В.

6 класс

Музыкальные инструменты: От арфы до рояля | Фото с сайта musicroyal.ru

Цель: изучение новых музыкальных инструментов».

Задачи: развивать познавательный интерес учеников. Воспитывать эстетический интерес к музыкальным инструментам, развивать вокально-хоровые навыки бардовской песни.

Виды детской музыкальной деятельности: восприятие музыки, музыкально-познавательная деятельность

Тип урока: традиционный.

Формы: индивидуальная, групповая.

Методы: словесный, частично поисковый, наглядный.

Оборудование: магнитофон, пианино, портреты композиторов, нотные приложения, рисунки, мультимедийный проектор, слайды, фонохрестоматия.

Музыкальный материал: Аллеманда, И. С. Бах. Прелюдия. Фуга соль минор.

I. Организационный момент. Приветствие

II. Повторение пройденного материала

Опрос домашнего задания по творчеству: К.Кужамьярова. Кто является основоположником уйгурской музыки? Какие произведения написал Кужамьяров? Заполните таблицу:

Композитор
Название произведения
Жанр
Куддус Кужамьяров   Опера
Пуччини Чио-чио-сан  
Курмангазы Сары-Арка  
  Аксак Кулан Симфоническая поэма

III. Объяснение нового материала

Этот инструмент — принадлежность всех богатых домов. На его изготовление шли привозившиеся из заморских стран драгоценные сорта дерева — черного, красного, лимонного. Слайд № 2. Инструмент отделывали слоновой костью, бронзой, золотом, драгоценными камнями, на его стенках и крыловидных крышках знатные живописцы писали замечательные картины. А клавиши? Что там пластиночки из слоновой кости! Случалось, клавиши покрывали пластинки из самоцветов: слоистым агатом, ониксом, золотистым янтарем и даже драгоценным темно-синим лазуритом Слайд № 3. Это клавесин (история возниконовения — сообщение учащегося). Слава мастерам, художникам и ювелирам, которые превратили клавесин в неописуемого красавца.

Некогда раньше музыкальный инструмен не был таким дорогим, таким почитаемым и ценным, как мебель.

Увы, улучшения внешнего вида приводило к ухудшению звука. Голос у клавесина был чуть суховатый, стеклянный. Сайд № 4. Но главная беда в том, что сила звука оставалась у него всегда одинаковой, одной и той же громкости. С какой бы силой не ударял, бы музыкант по клавишам громкость звука от этого не менялась. На клавесине хорошо играть полифинические произведения, например, И. С. Баха. Давайте послушаем аллеманду Баха. Перед слушаньем вам такое задание: какой характер и голосовидение в произведении?

На смену пришел другой музыкальный инструмент и в 19 веке сложились два вида фортепиано. Это рояль концертный или горизонтальный и пианино домашнее (сообщение ученицы). Слайд № 5.

Конечно, вы знакомы с роялем. Его можно увидеть в концертных залах в музыкальных школах… Его вы видите на экранах телевизоров он большой и важный, стоит на почетном месте, у него поднимают крышку и рояль становится похожим на огромную диковинную птицу, взмахнувшую крылом. Слайд № 6. Пианино вы, наверное, видели в школе, или оно есть у вас или у ваших знакомых. Оно намного скромное и занимает меньше места. Да и звук, слабее, чем у рояля. Слайд № 7.

И на пианино, и на рояле играют совершенно одинаково. В чем тут дело? Чтобы ответить на эти вопросы, попробуем отправиться в путешествие в далекое прошлое.

Очень, очень давно в Древней Греции, еще во времена Пифагора, (слайд № 8) о котором каждый школьник знает по знаменитой теореме, существовал музыкальный инструмент который называли монохорд (моно-один, хорд — струна). Он натянул струну на прямоугольный ящик для очередного опыта. Он изучал, ее совйства заставляя колебаться то всю струну, то ее половину, то терть. Так мы узнали физические свойства звука (амплитуда колебания). Слайд № 9.

Затем этот инструмент превратился в многострунную арфу. От нее берет начало клавесин. Струна у монохорда плотно прикреплялась к ящику неподвижными подставками, а кроме них была, еще одна подвижная она передвигалась, по струне то укорачивала звучащая ее часть то снова. Удлиняя и тем самым, изменяя высоту звука. Так и превратился инструмент в арфу (сообщение учеником история создания арфы). Слайд № 10 и № 11.

В оркестре арфа занимает особое место, ее голос существует обычно тогда, когда происходит что-то необыкновенное. Со времени рождения арфа была не сольным, а аккомпанирующим инструментом. В сопровождении арфы исполняли произведения на флейте, скрипке, виолончели.

Она может изображать и нежное дуновение ветерка, и грозные порывы бури. В наше время арфа используется и как сольный инструмент, но играть соло могут только настоящие музыканты-виртуозы.

В начале 18 века итальянский мастер Бартоломмео Кристофори (Слайд № 12) создал инструмент, в котором по струне ударяли молоточки, обтянутые кожей. И самое главное, что от силы удара по клавише зависела сила звука. Это музыкантам показалось столь важным, что инструменты с такой механикой стали называть фортепиано, где форте — громко, а пиано — тихо. Многие композиторы были и выдающимися пианистами — Моцарт, Бетховен, Шопен, Лист, Рахманинов и другие. Слайд № 13. Сейчас мы с вами послушаем прелюдию и фугу Баха. Перед прослушивание задание: какая динамика произведения и характер на фортепиано?

И следующее произведение которое мы послушаем будет исполнено на органе. Какие средства выразительности передает композитор (прослушивание фуги соль минор).

А сейчас мы будем разгадывать кроссворд.

кроссворд
  1. Большой коллектив музыкантов играющих вместе на различных инструментах.
  2. Что есть у арфы, клавесина и фортепиано?
  3. Что такое звукоряд?
  4. Тихое звучание.
  5. Самый роскошный старинный инструмент.

IV. Распевание

  1. Пение на слоги.
  2. Пение тонического трезвучия развернутого.
  3. Пение гаммы по секундам вверх и вниз.
  4. Пение квинты по звукам скороговорок.

Обратите внимание, что все музыкальные инструменты, с которыми мы познакомились, чем-то объединены. Чем? Но в то же время они все и разные. Вы тоже, наверное, разные, но вас что-то объединяет. Как вы думаете: что? А вы дружные или нет? А в кругу друзей, какие исполняют песни? Сейчас мы с вами споем песню «Грузинская» Б. Окуджавы. Перед исполнением задания работаем над фразами, дыханием и напевностью звучания. Исполнение под фонограмму. А какие бардовские песни мы учили в прошлом году? Сейчас мы исполним песню «Снег». Обратите внимание на начало и окончание фраз и дыхание в песне. Поощрение.

V. Итог урока

Мир Музыкальных инструментов весьма широк: народные, старинные и современные. С какими музыкальными инструментами мы познакомились? Какой старинный музыкальный инструмент является самым дорогим и красивым? Какие произведения сегодня прозвучали? Каких пианистов запомнили? Мы на уроке вслушиваемся в звучание инструментов самых разных по тембрам и звуковым краскам, где каждый инструмент обладает своим характером. Сколько радостных незабываемых минут остается в памяти у нас если удается слушать музыку.

Домашнее задание: нарисовать или написать сочинение «придумать музыкальный инструмент ХХ века». Оценки за урок. Большое спасибо за хорошую работу на уроке! До следующих встреч в мире музыки! Слайд № 12.

    Как многогранна музыка! Как юно
    Она, звуча сквозь времени пласты,
    В сердцах людей затрагивает струны
    Любви, печали, памяти, мечты!
Категория: