Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Музей как креативное пространство культуры в дошкольной организации

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

  Сабитова Мадина Канашевна воспитатель, высшая квалификационная категория высшего уровня, ГККП я/с «Снежинка», СКО г. Петропавловск
Музей как креативное пространство культуры в дошкольной организации

Никакое число наглядных
уроков не может заменить соприкосновения
с природой и знакомство с подлинными
вещами, материалами, с фактическим
изготовлением предметов.
Джон Дьюи

Детство — это самый счастливый период жизни человека, пора весёлых игр и ярких впечатлений, но вместе с тем время интенсивного развития и роста. И перед каждым современным родителем и педагогом встаёт вопрос, как организовать процесс гармоничного развития ребёнка так, чтобы он приносил радость.

Далее этот интерес возрастает и крепнет. Юный исследователь начинает задавать многочисленные вопросы («Как появилась жизнь на земле?» «Всегда ли человек был таким, как сегодня?»), бесстрашно отправляется в путешествие в неведомый мир тайн и открытий.

Очень важно, чтобы рядом оказались понимающие люди, готовые прийти на помощь, вооруженные необходимыми знаниями и умениями, способными подержать возникший интерес, оказывая маленького философа вечными вопросами: «Что такое искусство, как и почему оно возникло?», «В чем секрет красоты?», «Почему все люди и народы на планете земля разные?» и т. п. Порой важнее поставить вопрос, чем дать на него ответ, подчас весьма субъективный или поверхностный. И тут на помощь взрослым наставникам приходит музейная педагогика со своими методами, средствами, программами.

И для того, чтобы дарить детям праздник и вместе с тем способствовать интеллектуальному и культурному росту ребёнка, все ресурсы есть у музея. Ведь сам музей — это место необыкновенное, и как дети говорят, сказочное. И с этим трудно не согласиться. Где вы ещё за одно посещение сможете попутешествовать как во времени, так и в пространстве, встретив прошлое лицом к лицу с помощью свидетеля минувшего — музейного экспоната.

Во многих дошкольных организациях сегодня создаются различные музеи. Слово «музей» происходит от греческого слова «museum» — храм муз, место, посвященное наукам и искусствам.

Музей — учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность.

Старая поговорка гласит: «Все новое — хорошо забытое старое». Действительно, исследователями отмечено, что часто человек и человечество возвращается к, казалось бы, давно оставленным положениям, в истинность которых уже перестали верить. Однако по разным причинам они вновь становятся актуальными, а заплутавшему, на тропах цивилизации, обществу приходится обращаться к опыту предков. Знание культуры собственного народа, умение понять ее, желание приобщиться к ее дальнейшему развитию могут стать активной творческой деятельностью человека, если знакомить с родной культурой с самого раннего детства, потому, что в раннем возрасте дети начинают интересоваться предметным миром. Их познание осуществляется путем накопления чувственных впечатлений от окружающих ребенка вещей.

Музей как креативное пространство культуры в дошкольной организации

Музейная педагогика — это отрасль педагогической науки, тесно связанная с такими дисциплинами, как музееведение, искусствоведение, история, крае­ведение; это область науки, изучающая историю, особенности культурно­ - образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные ка­тегории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями.

Концептуальная основа музейно — образовательной среды дошкольной организации — субъек­тивный и культурологический подходы к дошкольному образованию. Проект­ная технология выступает как способ организации образовательной среды и деятельности педагогов и детей. В процессе создания модели музейно — образовательного пространства, мы выделили следующие средства музейной педаго­гики: художественные, социально — средовые, деятельностные.

В любом детском саду существует проблема свободных помещений. Для расположения мини-музеев используется различные части групповых комнат, «раздевалок», спальных комнат, стены у входа в группу и т. п. Одно из требова­ний, предъявляемых к расположению музеев: каждый из них обязательно дол­жен вписываться в интерьер помещений. Экспонаты располагаются на полках, стеллажах, приобретенных или изготовленных можно родителями, прикрепляются к стенам, стоят на полу.

Не каждый предмет может стать музейным экспонатом. Главное для му­зейного предмета — его смысловое значение, художественная ценность или ин­формационный потенциал. Самыми ценными для музея образовательного уч­реждения являются исторические источники, т. е. материалы, которые могут быть использованы для познания прошлого.

Музейные предметы подразделяются:

1). Фонд подлинных материалов: памятники материальной и духовной культуры, памятники природы, являющиеся первоисточниками знаний о природе и обществе.
2). Предметы, изготовленные специально для пополнения экспозиции. Точные воспроизведения подлинников изготавливается педагогами, родителями и детьми: фото и ксерокопии, макеты, схемы, собрания копий тех или иных предметов, репродукций с картин, наглядных пособий.

Возраст детей. В нашем детском саду мини-музей рассчитан для детей от 2 до 5 лет.

Музей как креативное пространство культуры в дошкольной организации

Основные функции мини-музея: — Формирование детско-взрослой совместной деятельности.- Способствует познавательному, речевому, художественно — эстетическому, нравственному, эмоциональному развитию детей. — Организация культурно — просветительской, информационной и воспитательной деятельности. — Знакомство с бытом и обычаями казахского, русского и народов Англии. — Воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании.

Направления деятельности мини-музея: поисково-исследовательская деятельность; научно- исследовательская; экспозиционная; культурно — образовательная; театральная и практическая деятельность; игровая ситуация; самостоятельная деятельность.

Один из критериев деятельности музея — это разнообразие формы работы. Сюда относятся такие формы работы: экскурсии- путешествия, календарные даты, фольклорные праздники, развлечения, организованная учебная деятельность, занятия-посиделки, театрализованные игры, выставки, конкурсы, кружковая работа.

В музейном — педагогическом процессе принимают участие: музейный педагог, воспитатель, родители и дети. Такое сотрудничество семейного и общественного воспитания повышает результативность эстетического воспитания, художественного образования, творческого развития дошкольников в условиях музейной среды.

Большую роль в сборе экспонатов играют родители, которые приносили исторические и фамильные предметы, помогали в оформлении мини — музеев. Традиционными стали встречи с родителями в мини-музеях: семейные вечера в клубе «посиделки», на которые собираются не только мамы и папы, но и с удовольствием приходят бабушки и дедушки, вспоминают свои семейные традиции, поют колыбельные, играют с детьми. В течение года проходят встречи «Традиции семьи», «Народная игрушка», «Семейный фестиваль» и др. Используются и другие формы работы с семьей: информирование о событиях народного календаря и связанных с ними обычаями, обрядами, приметами.

Мини-музеи помогает коллективу детского сада решать широкий круг педагогических проблем, связанных с образованием детей:

1). Экспонаты музея постоянно используются педагогом по изодеятельности, воспитателями для работы с детьми для ознакомления с окружающим миром. После каждого занятия дошкольни­кам предоставляется возможность самостоятельно рассмотреть экспонаты, за­дать вопросы педагогу.
2). Мини-музеи в группах позволили педагогам сделать слово «музей» при­вычным и привлекательным для детей. Помог детям открыть многообразие способов освоения культуры, сформировать устойчивую потребность общения с ее ценностями.
3). Музейно-педагогический процесс обеспечивает приобретение ребенком целого ряда умений и навыков: развитого визуального мышления, изложения и оценки самостоятельных суждений, интерпретации зрительных образов в условиях возросшего потока визуальной информации и др.
4). Помогли разнообразить предметную среду детского сада, развить познавательную деятельность и обогатить духовно нравственное восприятие детей, расширить представление детей о собственной душевной близости, сопричастности своего «Я» с другими людьми, жившие ранние, живущим сейчас, рядом.
5). Музей обладает уникальным потенциалом социально-воспитательной работы с детьми, помогает детям понять язык вещей, постичь их культурное значение и рукотворность, становятся незаменимыми помощниками в изучении культуры своего народа, воспитывает патриотические чувства и творчество.
6). У детей зародился устойчивый интерес к музеям, экскурсиям, выставкам, сравнивая, они освоили взаимосвязь между предметами; повысилась речевая активность; появились элементы эстетических оценок.

Музей как креативное пространство культуры в дошкольной организации

«Диалог» с мини-музеем развивает у детей наглядно-действенное мышление, формирует представление о предметном мире, созданном руками человека, помогает восприятию чувственной основы слова, словесному описанию объектов. В нашем детском саду функционируют три этнокультурных мини — музея.

Мини — музеи стали своеобразными центрами полиязычного обучения дошкольников и их родителей. Их содержание, оформление и назначение отражают культуру и быт (русского, казахской английскому культуры); приобщаются к миру народного декоративно-прикладного и изобразительного искусства, традиции и праздники. Каждая экспозиция повествует об истории возникновения какого-либо предмета, о том, что он представлял собой в старину или как выглядит в других странах. Посетители могут ознакомиться с процессом его изготовления, материалами, назначением, разнообразием вариантов предмета, связанными с ним историями.

Исходя из выше сказанного, можно сказать, что достигнув определенных целей, как во время создания мини-музеев, так и после коллектив детского сада «Снежинка» (СКО, г. Петропавловск) внедряет в свою творческую работу му­зейную педагогику. Также было издано методическое пособие «Триединство», в котором представлены методические материалы по музейной педагогике, которые помогут педагогу правильно подходить к оценке знаний воспитанников дошкольной организации. В методическом пособии содержит рекомендации по созданию мини — музеев, поможет планировать учебный курс в инновационном режиме.

Методическая многоплановость, разнообразие в содержании деятельности музея обеспечивает высокий педагогический эффект работы по приобщению детей к культуре своего народа. Приобщение к разным культурам в этнографических музеях идет по пути организации «веселых ярмарок», где дети сами заготавливают предметы народных промыслов, с включением обрядов, традиций национальной кухни. Отсюда появляется такой термин как «живой музей», т. е. это пространство для диалога и экспериментирования.

Таким образом, мини-музеи, созданные руками педагогов, воспитанников и их родителей, становятся интерактивными, а значит близкими и понятными каждому малышу. Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, детский сад, семью и Родину.

На сегодня можно с уверенностью сказать, что к нам возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к традициям, в которых народ оставил все ценное, что было в прошлом прикосновение к истории своей страны и другой культуры вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням — все это заслуга работы музея.

Список использованной литературы:

1 С. Ф. Еликова, О. И. Вязовая, Е. А. Москоленко. Я и мир вокруг меня. 2010 г.
2 Миллер Л. И. Проектный метод в организации деятельности дошкольной организации.- Мектепке дейінгі тәрбие стандарттарын дайындау мәселелері жөніндегі халықаралық конференцияның материалдары. Астана 2007г., с.80-83
3 Трунова, М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы / М. Трунова // Дошкольное воспитание. — 2006.
4 С. К. Исмагулова, Н. К. Ткаченко, Д. Ф. Исмагулов. Творческая педагогика.2009 г.
5 Е Шишмакова, Т. Комарова. Воспитание дошкольников. 2009 г
6 Кузнецова Е. Б. Инновации в управленческой деятельности руководителя ДОУ // Управление ДОУ, № 4, 2009.
7 Майер А. А. ДОУ как открытая развивающаяся система // Управление ДОУ, № 8, 2006.
8 Багаутдинова С. Ф. Особенности методической работы в современном ДОУ. // Управление ДОУ. — 2004. — № 3. [с. 82 — 85.].

Похожие материалы: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/226065-vnedrenie-v-obrazovatelnyj-process-doshkolnoj