Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Методы применения критического мышления на уроках английского языка

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Кадирбекова Аклен Куттыбаевна, учитель английского языка, вторая квалификационная категория высшего уровня, Школа-гимназия № 22 г. Астана. Стаж работы 5 лет

Кадирбекова Аклен Куттыбаевна

В настоящее время ученикам необходимо уметь сопоставлять и сравнивать разные точки зрения на предметы и явления, разные пути решения задач. Поэтому учителям очень важно уделять время развитию у учащихся умения связывать знания и жизненный опыт с новой, получаемой ими на уроках информацией. Развитие критического мышления просто необходимо для формирования личности, готовой к коммуникации, для формирования конкурентоспособной личности.

Технология развития критического мышления позволяет сделать работу на уроке интереснее и полезнее. Технология фокусирует внимание учащихся на проблемах и нахождении способов их решения. Уроки, построенные по технологии критического мышления, состоят из следующих этапов: вызов, осмысление, рефлексия.

Перед прохождением практики в школе я поставила целью проследить, как влияет применение критического мышления на уроках на развитие устной речи учащихся.

Технологию развития критического мышления я на уроках стала применять с первого занятия. Урок-повторение начался с активизации полученных ранее знаний — с мозгового штурма. Учащиеся отвечали на мои вопросы по теме «Музыка». На простейшие вопросы захотели ответить практически все учащиеся. Чем сложнее становились вопросы, тем меньше желающих было ответить. Вопросы составлялись по таксономии Блума. На вопрос о том, почему та или иная песня является его любимой, рискнули ответить лишь 2 учащихся из 16. Хотя одних одаренных детей в классе 5. И это при том, что класс сильный, я точно знаю, дети способны ответить на этот вопрос. Просто такая постановка вопроса для них нова. Они привыкли просто рассказать все, что знают по теме. В лучшем случае, приведут примеры. Дальше — больше. На этом же уроке мы составляли правила работы в группе. По моим наблюдениям, в каждой группе сразу определились лидеры, которые примерно хотя бы поняли, что делать. Видимо, критическое мышление у этих ребят лучше развито, чем у остальных.

Второй урок начался со стратегии «большой круг». Учащиеся сели в круг, записали свои мысли по теме «Кино», затем каждый зачитал то, что написал. Интересно было слушать ассоциации детей. Здесь же, на втором уроке я применила в качестве рефлексии задание «испечь торт под названием Success». Все группы принялись обсуждать, из чего же состоит успех. Но в одной группе ребята как-то засуетились, одна девочка вышла «срочно позвонить маме». В общем, смотрю, а эта группа расписывает рецепт торта....Пишут, сколько муки надо, сколько сахара....Пришлось как бы невзначай задавать вопросы классу, наводящие. Поскольку прямо говорить о том, что группа неверно поняла задание мне не хотелось. Дети стараются, а резкая критика только отобьет у них желание что-то делать вообще. Скажут — «а мы не поняли, не можем мы!» Потом группа все же включилась в работу. Но уже без энтузиазма.

На третьем уроке критическое мышление было необходимо ребятам для выполнения задания с использованием стратегии ЗХУ. I knew, I know, I want to know. Текст был про известных людей. Задание детям понравилось. Отмечали, что знают и что знали. Но вот с составлением колонки Хочу узнать были сложности. Мало они написали туда. Почему? Я так думаю, это связано с большим количеством лидеров в классе. Дети не хотели казаться хуже других.

И, наконец, четвертый урок. Здесь критическое мышление очень тесно переплелось с саморегуляцией. Я дала задание каждой группе сделать кубик. При этом кому-то дала лист бумаги и ножницы, кому-то 3 листа бумаги и т. д. Все группы на мое несказанное удивление справились! Я дала это задание просто для эксперимента. Эксперимент удался. Вывод — работать, работать и еще раз работать. Своими 4 уроками хоть маленький сдвиг, но я пронаблюдала. Уверена, если с начала учебного года развивать критическое мышление у детей, эти дети к концу года будут значительно лучше других ориентироваться в потоке информации, знаний, они смогут находить различные способы решения задач и научатся связывать все с жизнью.

Таким образом, цели я более, чем достигла. Применение критического влияния не просто влияет на развитие устной речи. Оно способствует ее развитию, кроме того, способствует развитию творческих способностей учащихся.

При постоянном применении такой формы работы у детей пропадет либо значительно снизится языковой барьер. Это, в свою очередь, является очень важным фактором для развития устной речи. Кроме того, дети привыкают уже сейчас к новой форме работы, следовательно скоро навыки работы в группе усовершенствуются, что позволит значительно повысить качество выполняемой работы.

Категория: