Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Методы и средства воспитания скоростных способностей

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Онищенко Владимир Николаевич, учитель физического воспитания, высшая категория, КГУ «Средняя школа № 10 им. Н. К. Крупской» СКО, г. Петропавловск

Методы и средства воспитания скоростных способностей

I. Быстрота. Средства и методы воспитания скоростных способностей

Возможности человека, позволяющие ему выполнить двигательное действие за минимальный промежуток времени, определяют его скоростные способности.

Существуют два вида двигательных реакций: простые и сложные. Простые — это ответ на уже известный сигнал (команду судьи, звуковой сигнал: гонг, выстрел и т. д.). Быстрота реакции определяется от момента подачи команды до начала движения. Сложные — встречаются в игровых видах, единоборствах и т. д. связанных с неожиданной сменой ситуации действий (движение мяча, шайбы, действия соперника). Время, затраченное на выполнение одиночного действия, обозначает скоростные способности.

Проявления скоростных способностей в разных видах движений связано с физическими и техническими качествами, т. е. выступает в комплексе. Большое значение для физического воспитания имеет скорость выполнения цельного действия, пробежать, проплыть дистанцию и т. д. Скорость в данном случае лишь отчасти характеризует быстроту человека, так как существуют сопутствующие факторы: координационные способности, волевые качества, техника овладения действием. Возможность проявить быстроту и скоростные качества зависит от ряда факторов:

1) Состояния центральной нервной системы.
2) Природных данных человека.
3) Силы мышц.
4) Межмышечной координации.
5) Подвижности в суставах.
6) Возраста и пола.

II. Методы и средства воспитания скоростных способностей

Основными методами развития являются:

1. Метод повторного выполнения упражнений на максимальную скорость (пробегание коротких отрезков с максимальной скоростью, финальное усилие в метаниях, прыжках).

2. Метод переменного выполнения упражнений с варьированием интенсивности выполнения задания (задания с высокой интенсивностью чередуются с движениями меньшей интенсивности).

3. Соревновательный метод.

Соревновательный метод применяется во время проведения эстафет, прикидок, различных тренировочных состязаний, возможность соперничать друг с другом способствует проявлению у спортсменов эмоциональных и волевых качеств.

4. Игровой метод.
Игровой метод предполагает выполнение различных упражнений в игровой форме, подвижные, спортивные игры для снятия напряжения и скоростного барьера.

Успешное развитие скоростных способностей связано с правильным соотношением всех методов для решения поставленных задач.

Средства для развития быстроты можно разделить на три группы:

1) Упражнения, воздействующие на отдельные компоненты скоростных способностей:

а) быстроту реакции;
б) быстроту выполнения упражнения в целом;
в) скоростную выносливость;
г) скорость выполнения отдельных движений.

2) Упражнения общего действия на скоростные способности (спортивные игры).
3) Упражнения сопряженного действия:

а) скоростные и силовые, скоростные и координационные;
б) на скоростные и совершенствование двигательных действий.

На практике для развития быстроты применяются упражнения без отягощения или с таким отягощением, которое не снижает скорости выполнения движений, также используются упражнения, выполняемые с максимальной скоростью и с резкой остановкой. Упражнения, которые развивают быстроту за свои скоростные характеристики, получили название скоростные упражнения.

Занятия различными видами спорта оказывает положительное влияние на развитие скоростных способностей.

Литература:

1. Теория и методика физического воспитания и спорта. Ж. К. Холодов, Москва, 2004.
2. Теория и методика физической культуры. Л. П. Матвеев, Москва, 1991 г.
3. Легкая атлетика. Н. Г. Озолин, Москва, 1979 г.