VII международный творческий конкурс «Поклонимся Великим тем годам!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана и стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Методические рекомендации «Направленности программ дополнительного образования детей»

VII международный творческий конкурс «Поклонимся Великим тем годам!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана и стран ближнего и дальнего зарубежья
 

Версия для печатиВерсия для печати
  Таптыгина Ольга Александровна методист, МБОУ ДО «Дом детского творчества», Россия, Тульская область, г. Донской

 

Методические рекомендации «Направленности программ дополнительного образования детей».

Существующие направления дополнительного образования делают посещение кружков и секций интересным каждому ребенку в стране. Занятия разностороннее развивают познавательную, творческую активность и стимулируют детей к дальнейшему изучению понравившейся области.

Направления дополнительного образования детей делятся на 7 основных:

Физкульнорно-спортивная;
Художественная;
Техническая;
Туристско-краеведческая;
Военно-патриотическая;
Социально-гуманитарная;
Естественно-научная.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«...» имеет...... направленность.

Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы указывается на титульном листе, а также в пояснительной записке. При определении направленности ДОП можно учитывать следующее:

  • образовательные программы, в рамках которых идет подготовка по видам спорта, обозначенным во Всероссийском реестре видов спорта (то есть фактически реализуется спортивно-оздоровительный этап программ спортивной подготовки) следует относить к физкультурно-спортивной направленности;
  • образовательные программы по смежным видам деятельности, находящимся на стыке физкультурно-спортивной и художественной направленностей (например, ритмика, акробатика, брейк-данс, танцевальный спорт и др.) следует относить к физкультурно-спортивной направленности, если преимущественной целью программы и основным ее содержание является физическая подготовка и участие в спортивных соревнованиях, и к художественной направленности, если преимущественной целью программы и основным ее содержанием является развитие способностей в области искусства (хореографического, циркового);
  • образовательные программы по смежным видам деятельности, находящимся на стыке технической и художественной направленностей (например, резьба по дереву, компьютерная графика и др.) следует относить к технической направленности, если преимущественной целью программы и основным ее содержанием является овладение ручным инструментом, автоматизированным оборудованием или компьютерным программным обеспечением и к художественной направленности, если преимущественной целью программы и основным ее содержанием является изучение определенных видов искусств, развитие художественного вкуса и способностей;
  • образовательные программы по техническим видам спорта (авто-, авиа-, судомоделирование и др.) следует относить к физкультурно- спортивной направленности, если они направлены на ознакомление с официальным видом спорта и подготовку обучающихся к программам спортивной подготовки, участию в спортивных соревнованиях, и к технической направленности, если они направлены исключительно на техническое творчество (проектирование, моделирование и др.) и соответствующую выставочную деятельность обучающихся, защиту технических проектов;
  • образовательные программы, основным видом деятельности по которым являются различные виды туризма (пеший, горный, водный, вело- и другие виды) следует относить к физкультурно-спортивной направленности, если они направлены на ознакомление с видом спорта и подготовку обучающихся к спортивным программам, участию в спортивных соревнованиях, и к туристско-краеведческой направленности, если преимущественной целью программы и основным ее содержанием является формирование общих навыков самодеятельного, массового туризма;
  • образовательные программы военно-патриотической тематики, могут быть отнесены к разным направленностям в зависимости от преимущественного вида деятельности, например: к физкультурно-спортивной, если изучаются военно-прикладные виды спорта; к технической, если изучаются преимущественно основы военного инженерного дела; к социально-гуманитарной, если основной деятельностью по реализации программы является волонтерское движение; к туристско-краеведческой, если основной деятельностью является краеведение;
  • образовательные программы социально-гуманитарной направленности многофункциональны по своему назначению; их основной целью является, как правило, социальное самоопределение, развитие социальной инициативы (волонтерство, добровольчество). К этой направленности могут быть отнесены программы по развитию дошкольников (интеллектуальное развитие, творческое развитие, подготовка к школе), программы по социокультурной адаптации детей с ОВЗ, инвалидов, основам медиатехнологий, психологии, социологии, игровому конструированию, профориентации по различным направлениям и т. д.
  • дополнительные общеобразовательные программы естественно-научной направленности направлены на формирование научной картины мира и удовлетворение познавательных интересов обучающихся в области естественных наук, развитие исследовательской активности, на экологическое воспитание, приобретение практических умений и навыков в области охраны природы и природопользования. Доминантой содержания является изучение природных явлений. ДОП по физике, химии, астрономии будут относиться к естественнонаучной направленности, если в них преобладает изучение природных явлений. Также программы по математике, информатике, IT-технологиям относятся к естественнонаучной направленности, если изучаются эти предметы в прикладном аспекте применительно к изучению природных явлений. В остальных случаях программы по этим предметам необходимо относить к технической направленности. К естественнонаучной направленности следует относить программы по медицине, ветеринарии, сельскому хозяйству, охране природы, экологическому и сельскохозяйственному туризму.

В исключительных случаях, когда содержание и виды деятельности, относящиеся к разным направленностям, органично взаимосвязаны в рамках одной ДООП допускается проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, интегрированной по двум-трем направленностям. В этом случае содержание каждой направленности не может составлять менее 8 академических часов и/или менее 25% всего объема образовательной программы. Интегративное единство направленностей должно быть отражено в ДОП через цели и планируемые результаты освоения программы, единые подходы к методам, технологиям, формам работы, единую систему мероприятий за рамками учебного плана и т. д. Объем программы при этом учитывается отдельно по каждой направленности.

Отнесение программы к той или иной направленности определяется по цели, т. е. планируемому результату.

Похожие материалы: https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2021/05/28/prakticheskie-rekomendatsii-po-razrabotke

Категория: