Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Методические рекомендации «Направленности программ дополнительного образования детей»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

  Таптыгина Ольга Александровна методист, МБОУ ДО «Дом детского творчества», Россия, Тульская область, г. Донской

 

Методические рекомендации «Направленности программ дополнительного образования детей».

Существующие направления дополнительного образования делают посещение кружков и секций интересным каждому ребенку в стране. Занятия разностороннее развивают познавательную, творческую активность и стимулируют детей к дальнейшему изучению понравившейся области.

Направления дополнительного образования детей делятся на 7 основных:

Физкульнорно-спортивная;
Художественная;
Техническая;
Туристско-краеведческая;
Военно-патриотическая;
Социально-гуманитарная;
Естественно-научная.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«...» имеет...... направленность.

Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы указывается на титульном листе, а также в пояснительной записке. При определении направленности ДОП можно учитывать следующее:

  • образовательные программы, в рамках которых идет подготовка по видам спорта, обозначенным во Всероссийском реестре видов спорта (то есть фактически реализуется спортивно-оздоровительный этап программ спортивной подготовки) следует относить к физкультурно-спортивной направленности;
  • образовательные программы по смежным видам деятельности, находящимся на стыке физкультурно-спортивной и художественной направленностей (например, ритмика, акробатика, брейк-данс, танцевальный спорт и др.) следует относить к физкультурно-спортивной направленности, если преимущественной целью программы и основным ее содержание является физическая подготовка и участие в спортивных соревнованиях, и к художественной направленности, если преимущественной целью программы и основным ее содержанием является развитие способностей в области искусства (хореографического, циркового);
  • образовательные программы по смежным видам деятельности, находящимся на стыке технической и художественной направленностей (например, резьба по дереву, компьютерная графика и др.) следует относить к технической направленности, если преимущественной целью программы и основным ее содержанием является овладение ручным инструментом, автоматизированным оборудованием или компьютерным программным обеспечением и к художественной направленности, если преимущественной целью программы и основным ее содержанием является изучение определенных видов искусств, развитие художественного вкуса и способностей;
  • образовательные программы по техническим видам спорта (авто-, авиа-, судомоделирование и др.) следует относить к физкультурно- спортивной направленности, если они направлены на ознакомление с официальным видом спорта и подготовку обучающихся к программам спортивной подготовки, участию в спортивных соревнованиях, и к технической направленности, если они направлены исключительно на техническое творчество (проектирование, моделирование и др.) и соответствующую выставочную деятельность обучающихся, защиту технических проектов;
  • образовательные программы, основным видом деятельности по которым являются различные виды туризма (пеший, горный, водный, вело- и другие виды) следует относить к физкультурно-спортивной направленности, если они направлены на ознакомление с видом спорта и подготовку обучающихся к спортивным программам, участию в спортивных соревнованиях, и к туристско-краеведческой направленности, если преимущественной целью программы и основным ее содержанием является формирование общих навыков самодеятельного, массового туризма;
  • образовательные программы военно-патриотической тематики, могут быть отнесены к разным направленностям в зависимости от преимущественного вида деятельности, например: к физкультурно-спортивной, если изучаются военно-прикладные виды спорта; к технической, если изучаются преимущественно основы военного инженерного дела; к социально-гуманитарной, если основной деятельностью по реализации программы является волонтерское движение; к туристско-краеведческой, если основной деятельностью является краеведение;
  • образовательные программы социально-гуманитарной направленности многофункциональны по своему назначению; их основной целью является, как правило, социальное самоопределение, развитие социальной инициативы (волонтерство, добровольчество). К этой направленности могут быть отнесены программы по развитию дошкольников (интеллектуальное развитие, творческое развитие, подготовка к школе), программы по социокультурной адаптации детей с ОВЗ, инвалидов, основам медиатехнологий, психологии, социологии, игровому конструированию, профориентации по различным направлениям и т. д.
  • дополнительные общеобразовательные программы естественно-научной направленности направлены на формирование научной картины мира и удовлетворение познавательных интересов обучающихся в области естественных наук, развитие исследовательской активности, на экологическое воспитание, приобретение практических умений и навыков в области охраны природы и природопользования. Доминантой содержания является изучение природных явлений. ДОП по физике, химии, астрономии будут относиться к естественнонаучной направленности, если в них преобладает изучение природных явлений. Также программы по математике, информатике, IT-технологиям относятся к естественнонаучной направленности, если изучаются эти предметы в прикладном аспекте применительно к изучению природных явлений. В остальных случаях программы по этим предметам необходимо относить к технической направленности. К естественнонаучной направленности следует относить программы по медицине, ветеринарии, сельскому хозяйству, охране природы, экологическому и сельскохозяйственному туризму.

В исключительных случаях, когда содержание и виды деятельности, относящиеся к разным направленностям, органично взаимосвязаны в рамках одной ДООП допускается проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, интегрированной по двум-трем направленностям. В этом случае содержание каждой направленности не может составлять менее 8 академических часов и/или менее 25% всего объема образовательной программы. Интегративное единство направленностей должно быть отражено в ДОП через цели и планируемые результаты освоения программы, единые подходы к методам, технологиям, формам работы, единую систему мероприятий за рамками учебного плана и т. д. Объем программы при этом учитывается отдельно по каждой направленности.

Отнесение программы к той или иной направленности определяется по цели, т. е. планируемому результату.

Похожие материалы: https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2021/05/28/prakticheskie-rekomendatsii-po-razrabotke

Категория: