Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Методическая разработка по сольфеджио по теме: «Музыкальный диктант»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Шакирова Аниса Адгамовна преподаватель теоретических дисциплин ГУ «Комплекс «Колледж искусств — специализированная школа-интернат для одаренных детей музыкально-эстетического профиля»

Методическая разработка по сольфеджио по теме: «Музыкальный диктант»

Несмотря на то, что музыкальный диктант по своей сути являясь разновидностью слуховых упражнений, в программе упражнения на развитие навыка записи музыкального диктанта в силу их специфики рассматриваются отдельно.

Одно из принципиальных отличий задачи написания диктанта от других слуховых упражнений состоит в необходимости записи ритма на слух. В связи с этим очень коротко рассмотрим вопрос о необходимости упражнений на запись так называемых «ритмических» диктантов. Как уже ранее говорилось, в программе, работа над ритмическими упражнениями не рассматривается как обязательная. Это касается и упражнений на запись «ритмических» диктантов. По мнению автора программы, все ритмические задачи целесообразней решать в общем контексте записи мелодии диктанта. Мало того, как показывает опыт, проблемы слухового восприятия ритма как такового, абстрагированного от интонации не существует, скорее, можно говорить о проблеме его записи. Однако эта проблема весьма успешно решается путем развития навыка сольфеджирования и навыка записи мелодического диктанта.

Второе принципиальное отличие — необходимость записи результата слухового восприятия. Именно на этой задаче и будет акцентироваться внимание при рассмотрении различных упражнений, направленных на развитие этого навыка. В принципе, слуховой анализ интервальных и аккордовых последовательностей можно производить и в «письменной» форме (полная запись нотами, или в схематическом виде), но в данном случае эти упражнения можно рассматривать, скорее, как разновидность музыкального диктанта.

В основе навыка записи музыкального диктанта лежит развитие «ладового чувства» ученика. Мало того, можно сказать, что запись музыкального диктанта является не только формой «применения» этой способности, но и сама, в свою очередь, является очень эффективным методом развития «чувства лада». Таким образом, можно утверждать, что в основе навыка записи диктанта лежит хорошо развитый навык сольфеджирования мелодий. Из этого, однако, вовсе не следует, что упражнения на запись музыкального диктанта можно вводить только после того, как ученик научится более-менее свободно сольфеджировать. Во-первых, не стоит упускать и необходимость развития вышеупомянутой обратной связи, а, во-вторых, собственно упражнениям на запись музыкального диктанта могут предшествовать многочисленные подготовительные упражнения.

Прежде чем рассмотреть эти формы подготовительных упражнений, остановимся на еще одном методическом принципе, лежащим в основе формирования навыка записи музыкального диктанта — развитие этого навыка идет в двух, дополняющих друг друга, направлениях: развитие способности слухового запоминания мелодии и развитие способности записи диктанта в «реальном времени». Зачастую, как и в случае со слуховым анализом различных последовательностей, акцентируется внимание на первой способности и с некоторой «подозрительностью» рассматривается вторая. Такая позиция представляется нерациональной, так как способность запоминать «абстрактные» мелодические последовательности развивается лишь на протяжении довольно длительного времени, а комплекс «диктантобоязни», напротив, очень быстро. Именно по этой причине на первых этапах работы с музыкальными диктантами основное внимание акцентируется как раз на способности записи диктанта в «реальном времени», непосредственно вслед за преподавателем.

И последнее замечание, касающееся основополагающих методических принципов, формулирует правило, аналогичное высказанному ранее методическому принципу работы над пением мелодий для сольфеджирования: «лучше написать десяток простых диктантов, нежели „увязнуть“ в одном сложном». В связи с этим, в качестве основного пособия, рекомендуемого для упражнений на музыкальный диктант, предлагается сборник Н. М. Ладухина «1000 примеров музыкального диктанта на один, два и три голоса», наиболее полно соответствующий объявленным выше принципам.

Одной из самых полезных и распространенной подготовительно формой упражнений является так называемый «устный» диктант. Суть работы над устным диктантом сводится к тому, что необходимо только определить звуковой состав мелодии, без ее записи. Эта форма упражнений может быть направлена как на развитие навыка определять звуки мелодии в «реальном времени», так и навыка запоминать отдельные мотивы, фразы и предложения. В качестве материала для устных диктантов обычно используется мелодии из разделов «темы, фразы и предложения» из вышеупомянутого сборника. Поскольку в этой форме работы ставятся две методические задачи, то они, в свою очередь, определяют и две основные формы работы; пропевание звуков мелодии диктанта по мере их исполнения преподавателем (в «реальном времени») и воспроизведение мелодии полностью (или по фрагментам) после ее проигрывания.

Что касается упражнения на пропевание звуков в «реальном времени», то при выполнении этого упражнения вовсе не обязательно соблюдать ритмику — важно, чтобы ученик спел все названия звуков правильно. Упражнение на «запоминание» мелодии необходимо выполнять уже в указанном ритме — не только при проигрывании мелодии, но и ее воспроизведении учеником. Само запоминание мелодии желательно выполнять не в форме конкретных звуков, а в форме «звукового образа», то есть, как последовательность интонаций. В связи с этим, уже во времени проигрывания мелодии ученику рекомендуется пропевать ее «про себя» на каком-нибудь гласном звуке или слоге. Первое воспроизведение мелодии учеником также желательно сделать без названий звуков, и лишь после успешного ее повтора можно попробовать воспроизвести ее с названием звуков и тактированием. По мере развития этого навыка пропевание мелодии без названий звуков можно пропускать.

Работу над устными диктантами, несмотря на их заявленный «подготовительный» характер, необходимо продолжать и в дальнейшем, параллельно с работой над «письменными» диктантами, усложняя не только интонационный их состав, но и протяженность.

Подготовительные упражнения направлены, прежде всего, на формирование и развитие навыка «быстрой записи» звуков. Именно в этом кроется «секрет» записи диктанта в «реальном времени». На этом этапе рекомендуется «приучить» ученика писать головки нот одним коротким движение — черточной с наклоном приблизительно 30° (головки нот между линейками можно записывать горизонтально или также под наклоном). Штили к головкам добавляются уже после окончания записи упражнения. Важно научиться записывать головки нот очень аккуратно, чтобы не возникало сомнений в том, какой именно звук они обозначают. В качестве тренировки рекомендуется некоторые домашние задания выполнять, записывая ноты именно таким образом. Ниже дается список рекомендуемых «подготовительных» упражнений на развитие навыка «быстрой» записи нот:

  • запись нот в первой октаве под диктовку преподавателя в «реальном времени» с постепенным увеличением темпа (названия звуков произносятся преподавателем);
  • запись нот группами возрастающей численности под диктовку преподавателя по памяти (каосдая группа звуков быстро произносится преподавателем и отделяется тактовой чертой в записи ученика);
  • запись в «реальном времени» гаммаобразных последовательностей, играемых преподавателем на фортепиано от указанного звука в постепенно возрастающем темпе (в последовательностях используются только соседние звуки диатонического звукоряда);
  • то же самое, но с чередованием соседних звуков и звуков «через один»;
  • то же самое, но со свободным чередованием звуков лада.

Во время выполнения этих упражнений необходимо прививать в ученике основные правила записи диктанта:

  • ноты нужно писать очень аккуратно, но не «жирно», чтобы можно было легко исправить возможные ошибки;
  • необходимо пропускать нотный стан между строками с записанными нотами — в дальнейшем на этих строках можно делать пометки для последующих исправлений;
  • во время игра нельзя стирать написанные ранее ноты, можно только ставить пометки (или правильные варианты нот) на свободном соседнем нотном стане — все исправления по проставленным пометкам должны делаться только после окончания проигрывания упражнения;
  • если во время проигрывания ученик «сбился» или ошибся, необходимо оставить какое-то свободное место и стараться продолжать запись упражнения с произвольного места.

Работе над этими «подготовительными» упражнениями не стоит уделять очень много времени, важно как можно быстрее включить в работу упражнения над «настоящими» диктантами. Однако, навыки и правила, приобретенные в подготовительных упражнениях необходимо использовать и при записи диктантов.

Первые диктанты играются в таком темпе, в котором ученик успевает определять и правильно записать все звуки мелодии с одного проигрывания. Для начала можно порекомендовать «нулевое» проигрывание, при котором ученик пропевает все звуки «устно», без записи их нотами. Пропевание «вслух» можно рекомендовать и на нескольких последующих диктантах. Со временем, ученик должен научиться записывать мелодию диктанта, пропевая ее с названием или без названий звуков «про себя». В ое ноты записываются только в виде головок (черточками). По мере усложнения диктантов, на запись головок нот отводится до четырех проигрываний. Все исправления желательно помечать под нотами на свободных нотоносцах во время игры. В паузах между проигрываниями все обнаруженные и проверенные ошибки переносятся на основную строку.

В более сложных диктантах ученик так или иначе станет перед необходимостью запоминать отдельные фразы или быстрые последовательности звуков. С одного проигрывания записать ноты сложного диктанта будет довольно сложно, поэтому нужно ориентировать ученика на запись первого и второго предложения на разных строках, чтобы можно было писать ноты диктанта не только «последовательно», но и начиная со второго предложения. В любом случае, запоминание окончания второго предложения диктанта должно входить в первоочередную задачу и записываться по возможности с первого проигрывания в конце второй строки.

Второе проигрывание мелодии диктанта на первых порах может отводиться на проверку записанных нот. Если существует полная уверенность в том, что ноты записаны правильно, оно отдается анализу ритма. Еще во время первого (или второго) проигрывания ученик должен для себя определить длительность метрической доли диктанта, что должно позволить ему приступить к условному обозначению метрических долей. Эту задачу можно облегчить, если еще во время первых проигрываний, при записи головок нот, графически соблюдать условное соотношение между различными длительностями — во время звучания относительно протяженной длительности делать отступ между нотами больше, чем между короткими.

Так или иначе, при анализе метроритмической структуры диктанта, осе метрические доли обозначаются точками под нотами. Есои на звук приходится две или более метрические доли — под нотой ставится и соответствующее число точек. Если длительности короче метрических долей, то точки ставятся только под теми нотами, на которые приходятся метрические доли. Для того, чтобы не сбиваться во времени проставления точек (метрических долей), ученику рекомендуется постоянно пропевать «про себя» названия звуков. Для облегчения задачи ученику можно во время проигрывания диктанта первое время можно «простукивать» метрические доли ногой или свободной рукой. Со временем ученик должен научиться чувствовать чередование метрических долей без «посторонней» помощи. В случае, если ученик во время первых проигрываний делает «пропорциональные отступы», то его задача облегчается — ему заранее видно, где нужно посчитать длительность протяженной ноты или, напротив, нот, длительность которых короче метрических долей такта.

После того, как проставлены условные обозначения метрических долей, учащийся может приступать к собственно анализу ритма. Для начала имеет смысл сделать простые «арифметические» действия по подсчету метрических долей, чтобы выявить возможные ошибки, связанные, как правило, с определением длительности последнего звука: число метрических долей в должно быть кратно восьми. В этом случае, для определения размера такта достаточно разделить это число на восемь (в несложных диктантах, на первых порах этот метод работает со стопроцентной вероятностью). После этого все «черточки» дорисовываются до полноценных длительностей. Но этом этапе нотные знаки следует рисовать очень «легко», так как в последующем возможно придется вносить некоторые изменения в связи с распределением нот по тактам.

Следующий этап — расставление тактовых черт. В первых диктантах его рекомендуется выполнять до определения размера. В любом случае, расстановка тактовых черт определяется не только размером такта, но и расположением сильных долей. По началу, можно ориентироваться на относительно протяженные длительности, которые, в подавляющем большинстве случаев и попадают на сильную долю. В более сложных диктантах нужно научиться слышать «гармонический ритм» , определять расположение каденций — именно эти ориентиры становятся определяющими в расстановке тактовых черт в подобных случаях (с целью развития этого навыка ниже предлагается ряд специальных, «комбинированных» упражнений). В этот момент в диктантах с внутритактовыми и междутактовыми синкопами некоторые длительности придется «разбивать» на залигованные пары.

Если первые диктанты в силу своей простоты можно с помощью этой «техники» записывать с двух, а то и с одного проигрывания, то более сложные диктанты могут потребовать большего числа проигрываний. В принципе, диктанты, уровень сложности которых соответствует седьмому класса ДМШ или вступительному экзамену в училище (колледж), могут записываться максимум за восемь проигрываний. Как бы то ни было, нужно ориентировать ученика к максимально быстрой записи диктанта. Вариант, при котором на уроке записывается один диктант, не способствует эффективному и быстрому развитию этого навыка. Желательно на каждом уроке записать два или три диктанта. Чтобы работа над диктантами не «поглотила» большую часть урока, рекомендуется один или два диктанта записать в «упрощенном» виде (не доводя до окончательного, чистового варианта), контролируя, при этом, каждый этап его записи и исправляя ошибки. И лишь один диктант — «контрольный» — предложить написать ученику полностью самостоятельно.

Кроме того, не стоит забывать и о «творческих», «комбинированных» формах работы над этим навыком. В частности, помимо упражнений на сочинения мелодий без инструмента или совместно с преподавателем, о которых уже говорилось ранее, можно предложить к выполнению следующие упражнения на основе написанных в классе диктантах:

  • разучивание диктанта дома наизусть;
  • транспонирование диктанта в разные тональности как устно так и письменно;
  • подбор басового голоса к диктанту;
  • подбор гармонического аккомпанемента к диктанту;
  • сочинение на основе подобранной гармонии оригинальной мелодии;
  • сочинение на основе ритма диктанта оригинальной мелодии в другой тональности;
  • сочинение «ритмической» вариации на основе мелодии диктанта.

В заключение можно предложить в качестве самостоятельно формы работы, развивающей навык написания музыкального диктанта, записать мелодию какого-нибудь известного академического произведения или несложное solo джазового исполнителя. Ученикам, занимающимся по специальности «эстрадное пение», очень полезно в качестве «самостоятельного музыкального диктанта» записать мелодии песен, которые они разучивают, или песен, которые они хорошо знают. Так или иначе, ученик должен чувствовать практическую необходимость и полезность каждого навыка, развиваемого на уроке.

Категория: