Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Метод мини-проектов, как способ формирования ключевых компетенций у учащихся начальных классов

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Маркина Елена Васильевна
учитель начальных классов
ГУ Средняя общеобразовательная школа № 43
г. Павлодар
Маркина Е.В.

 

«Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Обучение хорошо только тогда, когда оно идет впереди развития».

(Л. С. Выготский)

 

 

Тенденции изменения общей ситуации образования, совпадают с общими принципами реформирования в мире. Это: усиление внимания к личности как высшей социальной ценности общества (гуманизация), создание условий для полного проявления и развития способностей каждого школьника (дифференциация), создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества учащихся и педагогов.

 

Процесс обучения сегодня должен давать результат, ориентированный на будущее, определять стратегию всей последующей жизни ребенка. Образованный человек в современном обществе это не только человек вооруженный знаниями, но умеющий добывать эти знания, для решения стоящих перед ним проблем, умеющий применять эти знания в любой ситуации, умеющий адаптироваться в меняющихся условиях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным. То есть речь идет о формировании у школьника ключевых компетенций. А школа и учитель в первую очередь должны создавать условия для их формирования.

Начальная школа самая важная и значимая ступень в системе школьного образования, поскольку впервые ведущей деятельностью становится учебная деятельность. И от того, как будет сформирована эта деятельность, насколько младший школьник овладеет способами учебной деятельности, т. е. научиться учиться, насколько будет привит интерес к процессу познания, зависит успешность обучения в основной и старшей школе и желание и умение совершенствовать своё образование всю жизнь.

Очевидно, что даже самые интересные уроки, в которых используется прекрасный иллюстрационный материал, но проводимые по одной и той же схеме в течение длительного времени, будут эмоционально утомительны.

Сейчас, помимо так называемой традиционной системы обучения, существует несколько альтернативных. Кроме того, активно используются и различные педагогические технологии в рамках личностно-ориентированного обучения, такие как обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение, «портфолио ученика», индивидуальный и дифференцированный подход к обучению и, конечно, проектная деятельность. Эта педагогическая технология эффективно используется в начальной школе, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее.

Проектная деятельность создает на уроке стихии заинтересованности, поиска, творчества, а также стихию доброжелательности, в которой учитель с учениками выступает в роли партнеров, единомышленников, соавторов. В данном случае главная задача педагога не «донести», «преподнести», «объяснить» и «показать», а организовать совместную работу, совместный поиск. Проектный метод может с успехом использоваться как фрагмент урока, так и урок, полностью посвященный реализации проекта. Причем, использование этого метода нацелено в большей степени на всестороннее многоплановое развитие личности ребенка, что обеспечивает развитие познавательного интереса и проявлению творческих способностей детей.

Можно использовать метод проектов на одном-двух уроках — мини-проекты для решения какой-то небольшой проблемы. Но суть самого метода, его идея должна оставаться неизменной — самостоятельная поисковая, исследовательская, проблемная, творческая деятельность учащихся, совместная или индивидуальная. Существует заблуждение о невозможности или неэффективности использования метода проектов в начальной школе. Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность. Осуществление проектной деятельности в младших классах проблематично, но возможно. Уже в 1 классе на уроке познания мира учащиеся с большим интересом работают над мини-проектом «Помогите птицам!», мини-проектом «В гости к Витаминам», на уроке русской грамоты над мини-проектом «Изучаю Алфавит», «В гости к Морозко».

Речь не будет идти о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно. Это будут лишь элементы проектной деятельности в ее классическом понимании. На сегодняшний день нельзя уверенно сказать, что технология обучения по методу проектов в начальной школе полностью разработана и апробирована. Но, тем не менее, такой опыт имеется.

Главными целями введения этого метода в начальную школу являются: развитие интереса к предмету, приобретение исследовательского опыта, развитие умения творчески оформлять и доносить до заинтересованной аудитории, развитие умения работать самостоятельно, в парах, в группах и т. д.; получение дополнительных знаний по теме, развитие навыков монологической речи (по заданным образцам).

Метод проектов имеет следующие характеристики: личностно ориентированная направленность; деятельностный метод обучения; обучение взаимодействию в группе;
построение на принципах проблемного обучения; здоровьесбережение; развитие умения самовыражаться (рефлексия); формирование навыков самостоятельной деятельности; реализует принцип связи обучения с жизнью, воспитание целеустремленности, толерантности, индивидуализма, коллективизма, ответственности, инициативности, творческого отношения к делу.

Структура урока-проекта подчиняется этапам выполнения проекта, но в более сжатые временные рамки и состоит из этапов:

  1. Организационный момент (тема проекта, цель)
  2. Планирование работы, выдвижение гипотезы, формулирование задач.
  3. Работа с информацией, подведение итогов сбора необходимой информации по поставленной проблеме.
  4. Физкультминутка.
  5. Практическая работа по созданию продукта проекта и его публичному представлению.
  6. Презентация готового продукта проектной деятельности.<
  7. Рефлексия.
  8. Домашнее задание (обычно творческого характера)

 

При организации мини-проекта на уроке следует использовать групповую форму работы. Цель групповой работы: активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.

Задачи групповой работы:

  • активизация познавательной деятельности;
  • развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, выбор оптимального пути, умение предусматривать последствия своего выбора, объективно оценивать его;
  • развитие умений успешного общения (умение слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание и т. д.);
  • совершенствование межличностных отношений в классе.

Учитель, работающий с малыми группами, может: контролировать, организовывать, оценивать работу учеников, участвовать в работе группы, предлагать участникам разные варианты решений, выступать в роли наставника, исследователя или источника информации.

Условия, необходимые для успешной организации мини-проекта:

Четкое соблюдение времени; групповая форма работы; достаточно накопленный объем оперативной информации учащихся по проблеме проектирования;

Грамотная постановка проблемы соответствующая условиям проектной деятельности.

В ходе работы над мини-проектом младший школьник не всегда может обойтись без помощи учителя. Но помощь эта должна быть так умело организована со стороны педагога, что ребёнок должен чувствовать, что проект — это его работа, его создание, его изобретение, реализация его собственных идей и замыслов.

«В школе, в которой работают по методу проектов, первое слово — за ребенком, последнее — за учителем».

В результате работы над проектом каждый ребенок получает возможность личностного роста и развития, что актуально для каждого педагога и образования в целом. Проектная деятельность помогает увидеть не только внешний, но и внутренний результат — бесценное достояние учащегося. Ребенок делает открытие прежде всего для себя, и утверждать, что оно должно быть значимо для всех, ошибочно.

В чем мы преимущества метода проектов? Он дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой; успешно интегрируется в образовательный процесс; обеспечивает не только интеллектуальное, но и нравственное развитие детей, их самостоятельность, активность; позволяет приобретать опыт социального взаимодействия, сплачивает детей, развивает коммуникативность.

Категория: