IV Республиканский творческий конкурс «Моя Родина — Казахстан» для детей, педагогов и воспитателей

 

Мастер-класс: «Развитие творческих способностей, учащихся на уроке через технологию бисероплетения»

 

Акишева Бекзат Аманкуловна, учитель черчения и изобразительного искусства, преподаваемая дисциплина – художественный труд, 1 категория, педагогический стаж - 24 года. КГУ «Каменнобродская средняя школа» отдела образования акимата Айыртауского района Северо-Казахстанской области»

Акишева Бекзат Аманкуловна

Урок художественного труда в 8 классе «Декоративные изделия для интерьера».

Бисероплетение: «Цветы из бисера».

Цель урока: выполнение цветов из бисера в технологии параллельного плетения.

Образовательные: Ознакомление учащихся с историей бисера, с инструментами и материалами необходимыми для работы с бисером; формирование знаний о технологии параллельного бисероплетения; знакомство с образцами изделий из бисера.

Развивающие: Развитие познавательного интереса к предмету технология через исторический экскурс в мир бисера и бисероплетения. Развитие творческих способностей учащихся, совершенствование практические навыки и умения работы бисером.

Воспитательные: Воспитание эстетического вкуса, чувства меры. Воспитание настойчивости, усидчивости, находчивости. Приобщение к самостоятельному творчеству.
Получение знания и умения к самостоятельной практической деятельности.

Ожидаемые результаты: будут знать историю возникновения бисероплетения, будут уметь выполнять работу из бисера в технике параллельного плетения.

Материалы и инструменты к занятию: проволока, флористическую ленту зеленого цвета, маленькие ножницы, линейка длиной 15 см — 30 см, бисер: зеленого, оранжевого, белого цветов, прозрачные пластиковые мешочки для хранения бисера насыпью и деталей цветка

Тип и вид: практический

Методы обучения:

1.Объяснительно-иллюстративный
2.Работа в группах
3.Частично-поисковый
4.Лабораторно-практический
5.Репродуктивный.

Средство обучения:

1.Предметно-натуральные объекты.
2.Наглядные пособия
3.Интерактивная доска (презентация)
4.Эмоционально-творческий интерес, удовлетворение от работы

План урока

1. Орг. момент (психологический настрой: тренинг «Знакомство», смайлики).
2. Деление на группы участников мастер-класса (правила группы, организация работы в группах)
3. Изучение нового материала (презентация «Цветы из бисера»)
4. Практическая работа (музыкальное сопровождение.

Физминутка — упражнение для глаз.

1. Выставка готовых работ
2. Подведение итогов — взаимооценивание.
3. Рефлексия (смайлики, пожелания)
4. Домашнее задание

Ход урока

1. Организация урока.

Психологический настрой на урок. Тренинг «Знакомство» -ассоциация себя с чем-то. Участники тренинга становятся в круг «Радости» и приветствуют друг друга, знакомятся с друг с другом, ассоциируя себя с каким — ни будь предметом, или объектом природы (растение, насекомое или животное) или ассоциируют свое имя с чем-то.

Деление участников на группы по 5 человек (по карточкам)

Задание: нарисовать своё настроение в виде смайлика на карточке, написать своё имя и повесить на доску — в конце урока мы к ним ещё вернёмся.

2. Изучение нового материала:

Учитель: Объявление цели урока. 1. Знакомство с историей бисера, освоение технологии бисероплетения: Каждый человек приносит в мир свою красоту, своё видение мира. Мы сегодня внесём свою красоту, сотворённую нашими руками в виде цветов из бисера и этим мы сделаем наш мир ещё лучше и краше. Посмотрите перед вами лежат ничем не приметные бисеринки, проволка, флористическая лента, но если в эти предметы вложить любовь и фантазию, то в умелых ваших руках они превратятся в удивительные цветы. Итак, какая же цель сегодняшнего урока, кто мне скажет? Правильно, изготовление цветов из бисера. Что нужно знать, чтобы своими руками создать прекрасные цветы из бисера? Обсудите в группах и дайте ответ.

Внимательно посмотрите презентацию, и вы в ней найдёте ответы на вопросы.

В конце просмотра скажите, что интересного и полезного для себя вы там увидели и узнали, и взяли на заметку для практической работы, которую мы сегодня будем выполнять.

Демонстрация презентации «Цветы из бисера».

Слайд 1 Иллюстрация произведений из бисера: цветы.

Слайд 2-4. Немного из истории бисероплетения. История бисера уходит в далекое прошлое. У современных стеклянных бусин и бисера много предшественников. Сначала люди использовали материал, который им предоставила природа: когти, зубы и кости животных, ракушки, глину, деревянные палочки и семена растений. А когда они научились обрабатывать различные материалы, то появились круглые каменные бусы, а затем и блестящие металлические. После изобретения стекла в IV веке до н. э. яркие, разноцветные стеклянные бусы мгновенно завоевали сердца древних щеголей и щеголих.

Самой старшей из всех сохранившихся стеклянных вещей считается бусинка, найденная при раскопках египетского города Фивы. Древние египтяне первыми научились изготавливать бисер, плести ожерелья, низать браслеты и покрывать бисерными сетками платья. Воинственные римляне, покорившие Египет, заимствовали у египетских мастеров секреты производства стекла. А с VI века центром художественного стеклоделия стала Византия.

Кочевые племена сарматов и скифов еще за несколько столетий до Рождества Христова носили одежду и обувь, отделанную бисером. Не обойден вниманием бисер и на Руси. В XI в Киеве появились небольшие мастерские. В них делали сосуды, смальту для мозаик, бусины. По некоторым свидетельствам, даже венецианские купцы, увидев в Киеве творения русских мастеров восхищались их качеством и необычностью. К середине XVIII века на смену жемчужному шитью окончательно приходит бисер. Сама Россия его не производила, но, ввиду доступности и дешевизны привозного, он настолько вошел в моду, что бисерным рукоделием увлечены были все и везде: от светских и барских домов до крестьянских изб.

На территории нашей страны изделия из бисера были известны ещё в V веке до нашей эры. Уже тогда украшали вышивкой одежду и обувь, предметы женского туалета. Искусство плетения и вышивания украшений сохранилось до сих пор.

Учитель: Что такое бисер? — дайте ответ. (Слайд 5) Бисер — мелкие округлые бусинки и стеклярус бусы в виде трубочек, выполнявшиеся из цветного стекла. Слово «бисер» — это общее понятие. Бисером принято называть мелкие круглые или многогранные слегка сплюснутые бусинки из различного материала — отшлифованного стекла, хрусталя, металла, керамики — с отверстиями для продевания нитки. Более крупный бисер обычно называют бусинами. Стеклярус в отличие от бисера представляет собой отрезки стеклянной трубочки длиной более 3 мм.

Учитель: Цветы из бисера теперь можно увидеть не только в вазах; они стали модными дополнениями; дизайнеры создают из них бижутерию, изделия из бисера придают особую атмосферу дому и офису. Одни цветы — точные копии живых прототипов, другие — плод неуемной жизнерадостной фантазии. Новые изделия сходны со своими предшественниками в том, что изготовляются из недорогих материалов и по несложной технологии. Простота и доступность привлекали к ремеслу с самого момента его возникновения; они отличают его и сегодня.

Знакомство с материалами и инструментами. Учитель: Прежде всего, хочу сказать, что делать цветы — это совсем не трудно и научиться может каждый желающий, но, как и в любом виде рукоделия потребуются усидчивость, аккуратность и, конечно, некоторые необходимые инструменты и материалы. С них и начнем. Во всех книгах по изготовлению цветов описывается целый ряд специальных приспособлений, которыми, поверьте, вы вряд ли будете пользоваться. Для начала вполне достаточно иметь небольшое количество инструментов.

Слайд 6-7. Материалы и инструменты. 0,4 мм бисер зеленого, оранжевого, жёлтого, голубого и белого цвета; 0,3 мм проволка, кусачики, линейка 30 сантиметров, флористическую ленту зеленого цвета, маленькие ножницы, деревянная шпажка (если планируете изгиб стебля, то она вам не понадобится). Мы с вами будем выполнять изделие из экологически чистых продуктов: стеклянного бисера и проволоки. Для хранения бисера рекомендуется подобрать прозрачные баночки, пакетики или коробочки, в которых хорошо виден цвет бисера.

Слайд 8 Повторение правил техники безопасности. Но прежде чем мы приступим к творческой практической работе повторим технику безопасности при работе с бисером, проволокой и ножницами. (Учащиеся вспоминают правила по технике безопасности).

Техника безопасности. Во время работы: аккуратно пользуйтесь кусачками для резки проволоки; кусочки использованной проволоки и бракованного бисера соберите и бросьте в безопасное место (корзину).

Учитель: Технология плетения из бисера. Существуют различные виды плетения бисера: параллельное, игольчатое, круговое, петлями и другие более сложные техники плетения.

Слайд 9. Одним из востребованных видов плетения является параллельное плетение бисером. Освоить его очень просто, поэтому даже начинающие рукодельницы могут успешно применять этот вид плетения. При этом работы, выполненные параллельным плетением, выглядят очень интересно и красиво.

Учитель: Параллельное плетение представляет собой полотно из расположенных на одинаковом расстоянии бисеринок. Поэтому такое плетение можно использовать для создания самых разнообразных вещей — украшений из бисера, цветов, фигурок животных, целых интерьерных композиций. Одним словом, существует огромное множество предметов, которые можно создать, используя такой вид плетения.

Как выполняется параллельное плетение. Техника параллельного плетения бисером выполняется при работе двумя концами проволоки, которые направляются навстречу друг другу. Это позволяет получать, например, красивые вытянутые лепестки цветов.

Что касается техники плетения, то нужно четко следовать схеме и тогда проблем с плетением не будет: Вначале необходимо отмерить достаточно длинный кусок проволоки (все зависит от размера изделия), после чего нужно набирать бисер, который будет формировать сразу два первых ряда. Конец проволоки нужно пропустить через бисер второго ряда по направлению к первому концу проволоки. Это одновременно и закрепляет бисер на проволоке и позволяет работать параллельно в двух рядах.

Затем нужно плотно подтянуть весь бисер на проволоке и продолжить набирать бисер, пропуская один конец проволоки навстречу другому концу. Если пропустить этот этап, то плетение получится очень свободным. И в конечном изделии может выглядеть не очень красиво.

Слайд 10, 11 Инструкционные карты

3.Практическая работа учащихся. Цель: знания, полученные на уроке применить на практике. Учащимся раздаются образцы, схемы плетения цветов из бисера — инструкционные карты, бисер, проволка и флористическая лента; ножницы, линейка лежат у них на партах, маркеры.

Физкультминутка. Упражнения для глаз. Проводится во время практической работы.

Инструкционная карта № 1 В центр проденем зеленую бусинку. Далее проденем 2 бусинки, пропуская их через оба конца проволоки. В итоге начало листика должно выглядеть так, как показано на картинке, а концы проволоки остаться одинаковой длины. Таким образом плетем еще 4 ряда по 3,4,3 и 2 бусинки.

Концы проволоки завязываем в узел. Нужно сделать 6 таких листиков.

Инструкционная карта № 2. Дальше мы начинаем создавать лепестки розы из бисера. Техника такая же. Берем провод 60 см длиной и начинаем плетение. Делаем 8 рядов, по 1, 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14 бусин. Девятый ряд станет окантовкой, поэтому на каждый конец проволоки набираем 9 бусинок и продеваем их через первый ряд. Затягиваем проволоку и делаем узел. Мы сделали первый лепесток. Всего потребуется 5 таких лепесточков.

Другие лепестки сделаем побольше, в них будет 9 рядов по 1, 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14 и 16 бусинок Десятый ряд станет окантовкой, для которого потребуется по 10 бусин для каждого конца проволоки.

Инструкционная карта № 3. Всего потребуется 4 таких лепестка.

Вернемся к листикам. Нам нужно сделать еще 3 листочка, только немного другого размера. Плетем 11 рядов с 1, 2, 3, 4, 5, 6, 6, 5, 4, 3, 2 бусинками. Все готово для формирования розы из бисера. Возьмем лепесток и, используя маркер, придадим ему форму полукруга. Разделим лепестки на большие и маленькие.

Сначала нам потребуются маленькие лепесточки. Берем 2 штуки и сгибаем их еще больше. Вставляем их друг в друга как показано на рисунке ниже. Концы проволоки перекрутим между собой для закрепления основы бутона.

Аналогичным образом сформируем весь бутон. Для куста роз из бисера нужно сделать несколько заготовок. Теперь отрежем кусок проволоки и обмотаем его вокруг бутона — это надежно закрепит бутон и при дальнейшем формировании цветка он не деформируется.

Инструкционная карта № 4. Если мы хотим получить жесткий стебель, то самое время добавить деревянную шпажку, если нет, то продолжим формирование без нее. Берем проволоку и обматываем ее вокруг стебля, начиная с самого верха. Не забываем добавлять большие листочки. Достигнув нужной длины стебля, заканчиваем обмотку проводом или флористической лентой, и роза из бисера готова! Получившиеся розочки можно поставить в вазу или в горшок. Закрепить цветы в горшке можно с помощью камней, земли, песка, пластилина, бусин и многого другого. Так же можно использовать гипс. В этом мастер-классе подробно описано, как аккуратно «посадить» куст в горшок с гипсом.

Учитель: Немного теории. Полезные советы при работе с бисером. Для больших букетов и деревьев Вам понадобятся такие материалы для закрепления, как глина, которой пользуются флористы, песок, галька или мох, а также различные вазы, горшки, корзины и другие сосуды.

5. Выставка готовых работ учащихся.

6. Подведение итогов — взаимооценивание: проанализировать свои работы. Просмотрите свои работу и работу друг друга в группе и оцените.

7. Рефлексия (смайлики, пожелания): вы справились с заданием. Группы работали хорошо, активно. Что нового вы узнали на уроке? С какими трудностями вы столкнулись? Что ещё вы бы хотели узнать? Понравился ли вам урок? Нарисуйте в виде смайлика своё настроение и прикрепите на доску.

8. Домашнее задание: Теперь когда вы узнали на уроке о технике работы с бисером, я предлагаю вам сплести букет цветов — пусть это будет ваша творческая работа.

Литература

  1. Литвинец Э. Н. Забытое искусство (о бисере) / Э. Н. Литвинец. Коси, коса.../ Н. Н. Родионов. — М.: Знание, 1992.
  2. С. Бёрнхем, 100 оригинальных украшений из бисера / пер. с англ. С. Н. Одинцовой. — М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2006.
  3. http://www.sekretyzolushki.ru/index.htm
  4. http://www.cvr-mitino.ru/art/biser/grafic.html