Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Литературно-музыкальная композиция «Кистью, музыкой и словом... о любви»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Мутафян Вера Ивановна учитель русского языка и литературы КГМУ «Гимназия № 93» г. Караганда

Мутафян Вера Ивановна

Цели мероприятия:

  • формирование умений и навыков выразительного чтения лирического произведения;
  • способствовать развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса; развивать устную речь учащихся, совершенствовать культуру речи;
  • воспитывать доброту и чуткость через эмоциональное восприятие произведения,
  • способствовать эстетическому воспитанию школьников через художественные произведения, музыку, живопись.

Оборудование: интерактивная доска; проектор, ноутбук; слайды; выставка книг, портретов тех, о ком говорится в сценарии.

(Зал затемнен, все украшено цветами, внутри свечи, что располагает к романтическому настрою. На интерактивной доске появляется эпиграф, затем один за другим сменяются портреты тех, о ком пойдет речь).

«...у любви тысячи аспектов, и в каждом из них — свой свет, своя печаль, своё счастье и своё благоухание».
К.Г. Паустовский

Любовь — это источник поэзии. Любовь, как и поэзия, овладевает всем существом человека, приводит в движение все силы человека, вдохновляет его на самые лучшие поступки, вызывает самые лучшие побуждения, будоражит творческое воображение.

Любовь... Это чувство знакомо нам с раннего детства. Мы испытываем его к самому дорогому и близкому человеку — к матери. Ей мы посвящаем стихи и песни, дарим цветы и свою нежность. От матери мы ждём понимания и поддержки.

Я знаю, что все женщины прекрасны
И красотой своею, и умом,
Еще весельем, если в доме праздник,
И верностью, когда разлука в нем,
Не их наряды и не профиль римский
Нас покоряет женская душа
И молодость ее, и материнство,
И седина, когда она пришла

Идут года, мы взрослеем. И вот приходит другая любовь: незнакомая, хрупкая. Что принесет она? Радость или печаль, счастье или глубокое разочарование. Кто знает. Ясно только одно, что каждый из нас хотя бы раз в жизни испытывает это чувство.

«Я помню, любимая помню...» С.Есенин.

Нашу музыкально-поэтическую композицию «КИСТЬЮ, МУЗЫКОЙ И СЛОВОМ... О ЛЮБВИ» мы посвящаем женщинам.

Любовь... Это хрупкое чувство. Она приходит, и все кажется прекрасным. Но бывает и так, что чувства охладели, любовь прошла, оставив глубокую рану в сердце. Когда-то Ремарк заметил: «Ни один человек не может стать более чужим, чем тот, кого ты прежде любил».

Танцевальная композиция «Жестокая любовь».

Твердят: «Вначале было слово»
А я провозглашаю снова:
Всё начинается с любви!
Всё начинается с любви:
И озаренье, и работа.
Глаза цветов, глаза ребёнка-
Всё начинается с любви.
Всё начинается с любви
С любви! Я это точно знаю.
Всё, даже ненависть — родная
И вечная сестра любви.
Всё начинается с любви
И страх, вино и порох.
Трагедия, тоска и подвиг-
Всё начинается с любви...
Весна шепнёт тебе: «Живи...»
И ты от шёпота качнёшься.
И выпрямишься, и начнёшься.
Всё начинается с любви.

Слово «любовь» на всех языках мира понятно без перевода. Чувство любви — самое поэтическое, возвышенное, чистое, прекрасное. Тема любви неисчерпаема в литературе, музыке, искусстве. Она всегда новая и неповторима для каждого приходящего в этот мир.

Антонио Вивальди композиция «Тosco fantasy»

«Любви все возрасты покорны», — сказал когда-то Пушкин. И верно. Гете в 74 года делает предложение 19-летней Ульрике. Знаменитого Энрико Карузо душили рыдания, когда он пел о любви, те же рыдания и слёзы душили публику в зале.

Любовь — это крылья. Недаром говорят: «Все влюбленные талантливы». Мы знаем примеры подлинной красоты любви — любви единственной на всю жизнь, любви не всегда разделенной, но возвышающей и облагораживающей: Данте и Биатрике, Ромео и Джульетта, Чернышевский и Ольга Сократовна, Лермонтов и Варенька.

В одной из древних притчей рассказывается о том, как однажды встретился странник с чумой и спрашивает:

— Куда ты идёшь?

— Я иду в Багдат, мне нужно уморить 10 тысяч человек.

Несколько дней спустя, тот же странник вновь встречает чуму:

— Ты сказала, что убьёшь 10 тысяч человек, а уморила только 5 тысяч

— Да, я погубила 5 тысяч, а остальных спасла любовь!

Ты жива, ты жива!
Не сожгли тебя пламень и лава,
Не засыпало пеплом, а только задело едва
Ты жива, как трава,
Увядать не имевший права,
Будешь ты и в снегах зелена...

Век двадцатый. Век будней, потрясений и потерь. Он принёс в литературу два нетленных женских имён — Анна и Марина. Две женщины — две трагические судьбы. Обе потеряли любимых, обе пережили аресты собственных детей. Но обе испытали прекрасное чувство любви, которой посвятили многие стихи.

Песня в исполнении Р.Бабаян «Две женщины».

«Я выхожу замуж за друга моей юности Николая Гумилева. Он так любит меня, что даже страшно. Люблю ли я его, я не знаю, но кажется мне, что люблю».

Не будем пить из одного стакана
Не воду мы, не сладкое вино,
Не поцелуемся мы утром рано,
А к вечеру не поглядим в окно.
Ты дышишь солнцем, я дышу луною,
Но живы мы любовью — одною.
Со мной всегда мой верный, нежный друг,
С тобой твоя веселая подруга.

Любовь! От неё расцветает мир, зажигаются глаза и сердца влюблённых. В 1906 году М. Цветаева знакомится в Крыму с Сергеем Эфроном, ставшим в последствии её мужем. Именно ему, любимому, мужу, другу, будут посвящены лучшие стихи.

«Мне нравится, что вы больны не мной» (исполняется романс).

Любовь, любовь — загадочное слово,
Кто мог бы до конца тебя понять?
Всегда во всём старо ты или ново,
Томленье духа ты или благодать?

Любовь бывает разной: счастливой и горькой, взаимной и безответной, любовь — радость и любовь страдание. Но настоящая любовь всегда возвышает человека, делает его лучше.

Любовь мне —
Как блистание
Звезды над миром зла.
Любовь мне —
Как признание
На добрые дела.
Чтоб мир
Отмылся дочиста,
Душа тревогу бьет.
Любовь мне —
Как пророчество,
Зовущее вперед.
Любовь —
Как жажда истины,
Как право есть и пить.
Я, может быть,
Единственный,
Умеющий любить.

Музыка из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь». Вальс

— Тихим октябрьским вечером Пушкин попросил художника Карла Брюллова нарисовать портрет своей жены Натальи Николаевны. Он звал её просто — Натали. Чувство глубокой любви он сохранил на протяжении всей их совместной жизни.

Кто же она, эта женщина, которой выпало счастье и одновременно испытание быть любимой этим человеком? О ней говорили разное в веке прошедшем и веке нынешнем. Кто-то завидовал, кто-то злословил, кто-то пытался очернить её. А.Пушкин как будто чувствовал, что его счастье не может быть длительным. Поэтому Брюллов и рисовал этот портрет, запечатлевая образ прекрасной женщины для потомков.

Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я желал свою обитель,
Внимая важному суждению знатоков.
В простом углу моём средь медленных трудов
Одной картины я желал быть зритель,
Одной; чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель —
Она с величием, он с разумом в очах,
Одни, без ангелов под пальмою сиона.
Исполнились мои желания.
Творец тебя мне ниспослал, моя Мадонна,
Чистейшей прелести, чистейший образец.

«Любовь — лишь капля яда на остром жале красоты», — говорили древляне. И действительно, в исторических источниках можно найти немало примеров её всесильного дыхания.

Симпатичная наружность и внутренняя красота Марии Лазич покорили сердце молодого поэта — Афанасия Фета. Но возвышенная любовь не выдержала столкновения с житейским расчётом: «Я не женюсь на Лазич, и она это знает... У ней ничего и у меня ничего».

Мария Лазич глубоко переживала разрыв с любимым человеком. Спустя некоторое время произошла трагедия, о которой с ужасом говорили во всех родовых имениях херсонской губернии: Мария сгорела от неосторожно брюшенной спички. Но те, кто знал о её душевной драме, считали, что это самоубийство.

Звучит запись песни в исполнении В.Леонтьева «Мерилин».

Образ Марии Лазич в ореоле трогательного чистого чувства и мученической смерти приковал поэтический талант Фета и до последних дней его жизни был источником вдохновенных строк, исполненных раскаяния, грусти и любви.

Ты отстрадала, я еще страдаю,
Сомнением мне суждено дышать,
И трепещу, и сердцем избегаю
Искать того, что нельзя — понять.
А был рассвет! Я помню, вспоминаю.
Язык любви, цветов, ночных лучей.
Как не цвести всевидящему маю
При отблеске родном таких очей!

Песня из репертуара М.Звездинского «Не веселая...»

Это лишь частичка того, что можно сказать о любви. О ней можно говорить до бесконечности. Любовь — радость, любовь — грусть, любовь — счастье и любовь — ненависть. Она заключает в себе гамму противоречивых чувств. И если в вашем сердце вспыхнет огонёк любви, не дайте ему погаснуть. Пусть он перерастёт в пламя, которое согреет вас своим теплом, а свет этого пламени осветит путь к вашему счастью и уже никогда не покинет вас.

С.Есенин «Я спросил сегодня у менялы...»

Категория: