Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Личностно-ориентированный подход на уроках русского языка в начальной школе

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Гудым Оксана Юрьевна, учитель начальных классов, первая квалификационная категория, ГУ Средняя общеобразовательная школа № 43 г. Павлодара

Гудым Оксана Юрьевна

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина Казахстана.

Целью образования становится не накопление конкретных знаний и отдельных умений, а формирование универсальных учебных умений и на их основе усвоение базовых знаний, а главное — умения обновлять и совершенствовать своё образование в соответствии с условиями быстро меняющегося мира. Таким образом, важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное обучение, которое предоставляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъективный опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности и учебном поведении.

Личностно-ориентированное образование (В.Д.Шадриков, В.И.Слободчиков, И.С.Якиманская) ставит своей целью обеспечить развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и личностного профиля. Особое внимание уделяется интеграции уникального и неповторимого субъектного опыта каждого ученика, сложившегося в его реальной жизнедеятельности на основе усваиваемых научных понятий. Согласование социально-заданного и личностно значимого индивидуального опыта познания происходит в учебной ситуации взаимодействия учителя и ученика, которая строится по модели сбалансированных инициатив взрослого и ребенка, как равноправных партнеров. Переход учащегося к самообучению и саморазвитию обеспечивается за счет преобразования педагогической учебной ситуации в проблемную, а затем в собственно образовательную учебную ситуацию. Учащийся овладевает навыками самостоятельной организации, рефлексии и оценки своей деятельности в соответствии с индивидуальной программой развития.

Технология личностно-ориентированного процесса обучения

Урок состоит из двух блоков: лекционного и практического. Самостоятельная практическая работа осуществляется по личностно-ориентированному плану:

Тема

Тип урока

Что необходимо знать и уметь

Задания

Дополни

тельное задание

Оценка

I уровень

II уровень

III уровень

 

 

 

 

 

 

 

 

В начале урока мини-лекция (10 минут) для раскрытия основных вопросов темы. На этом этапе учитель может использовать все технологические приёмы для объяснения материала. Затем учащиеся работают по плану. В начальных классах дети выполняют задания поэтапно — начиная с I уровня, переходят к следующему. По ходу урока я консультирую, оказываю помощь. Дети, выполнившие задание III уровня становятся консультантами и помогают другим детям.

После выполнения всех заданий проводится контрольная работа или тестирование. Если ребёнок не справился с контрольным заданием, отрицательная оценка не ставится. Я провожу консультацию и даю те же задания с другими данными.

Профессиональная позиция учителя должна состоять в том, чтобы знать и уважительно относиться к любому высказыванию по обсуждаемой теме.

Важной особенностью урока является опора на психофизические предпосылки, обусловливающие ученику возможность успешного овладения программным материалом.

Личностно-ориентированный урок, реализуемый с учётом его ценностей, педагогических целей отличается от традиционного.

Традиционный урок

Личностно–ориентированный урок

Обучает всех детей установленной сумме знаний, умений и навыков.

Способствует эффективному накоплению каждым ребёнком своего собственного личного опыта

Определяет учебные задания, форму работы детей и демонстрирует им образец правильного выполнения заданий.

Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет детей к самостоятельному поиску путей решения этих заданий.

Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам учитель.

Стремится выявить реальные интересы детей и согласовать с ними подбор и организацию учебного материала.

Проводит индивидуальные занятия с отстающими детьми.

Ведёт индивидуальную работу с каждым ребёнком.

Планирует и направляет детскую деятельность по определённому руслу.

Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность.

Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ими ошибки.

Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки.

Определяет правила поведения в классе и следит за их выполнением

Учит детей самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их выполнение.

Разрешает возникающие конфликты между детьми: поощряет правых и наказывает невиновных.

Побуждает детей обсуждать возникающие конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения.

Методика составления дифференцированных заданий для самостоятельной работы учащихся на уроке

В личностно-ориентированный план включены задания 3-х уровней сложности.

I. Нормативный (репродуктивный): задания на воспроизведение понятий, законов, известных способов действий. Решение поставленных задач по образцу.

II. Компетентный (реконструктивный, алгоритмический): задания направленные на развитие умений анализировать, обобщать, распознавать, применять полученные ранее знания в изменённых ситуациях.

III. Творческий: задания направлены на поисковую деятельность.

В дополнительное задание можно включать материал олимпиадного характера.

Личностно-ориентированный план составляется на каждого ученика. В нём может быть указаны вспомогательные вопросы, памятки, алгоритмы для учащихся с низким уровнем обученности.
Применяя технологию ЛОО на уроках русского языка в начальных классах у детей, повышается интерес к предмету, и как следствие возрастает познавательная активность на уроке, улучшается качество усвоения знаний. Дети с большим удовольствием отмечают своё настроение, делятся своими впечатлениями, больше раскрываются.

(2012-2014 уч.г) повысилась познавательная мотивация; вырос % качества по русскому языку (таблица 1):

Таблица 4.

 

Начало года

Конец года

3 класс

52%

54%

4 класс

1 четверть - 54%

2 четверть - 56%

Категория: