Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Коррекционно-развивающее занятие с элементами тренинга «Поверь в себя»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Матвиенко Валентина Александровна, педагог-психолог, учитель самопознания, первая квалификационная категория высшего уровня, КГУ «Мирненская средняя школа» СКО Жамбылский район, село Мирное

Коррекционно-развивающее занятие с элементами тренинга «Поверь в себя»

Участники — учащиеся 7-8 классов (не более 10 человек), дети с заниженной самооценкой.

Цель занятия: формирование мотивации достижения успеха и уверенности в себе.

Задачи:

  • уяснить сущность достижения успеха;
  • создать ситуации осознания своего внутреннего мира;
  • закрепить чувство уверенности в себе и свои возможности.

Оборудование: карточки для оформления визиток (можно взять готовые визитки), «Волшебная шкатулка», ручки, карандаши, листы бумаги.

Ожидаемый результат: преодоление чувства неуверенности, работа в группе, публичное выступление (не обязательно для всех участников, так как это одно из занятий, планируемых по программе).

Ход занятия

1. Приветствие

Ребята! В нашей жизни часто бывают моменты, когда мы чувствуем себя неуверенно. Иногда мы стесняемся произнести какие-то слова вслух, боимся, что нас не так поймут. Давайте начнём наше занятие с приветствия. Приветствовать будем друг друга по кругу, произнося слова приветствия шёпотом, на ушко своему соседу.

А затем все вместе, громко произнесём услышанные слова.

2. Знакомство

После приветствия предложить выбрать себе карточку с именем по желанию («самая весёлая (-ый)», «самая красивая (-ый)»...). Имя должно отражать то, очём участники боятся сказать о себе вслух, сомневаются, испытывают чувство неуверенности. По очереди, называя себя, объяснить, почему взяли именно данное «имя» на время тренинга и немного рассказать о себе.

3. Введение в тему. Чтение притчи «Сам слепи свое счастье»

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.

— Что еще слепить тебе? — спросил Бог.

— Слепи мне счастье, — попросил человек.

Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

4. Обсуждение: Чему учит эта притча? (Высказываются участники по желанию).

5. Обобщение. В жизни все в наших руках, в любой ситуации у каждого есть свой выбор. Смысл этой притчи заложен в каждом, из предложенных ниже высказываний.

«Каждый из нас сам вычеканивает цену своей личности. Человек бывает велик или мал, в зависимости от своей воли».(С. Смайлс)

«Истинное назначение человека — жить, а не существовать». (Стендаль)

«Пора перестать ждать неожиданных подарков от жизни, а самому делать жизнь». (Л. Н. Толстой)

6. Задание. Создать две группы по 5 человек

Представьте, что вы остались на два года в таком месте, где нет школы, нет компьютера, почти нет никакого общения, но есть библиотека, в которой можно найти литературу различного назначения. Что вы будете делать? Составьте программу вашей жизни на эти два года.

Познакомьте нас со своей программой.

7. Углубление темы. Каждый участник читает по одному пункту программы.

А вот какую программу составил для себя Л. Н. Толстой.

— Теперь я спрашиваю, какою будет цель моей жизни в деревне в продолжении двух лет?

1. Изучить весь курс юридических наук, нужных для окончательного экзамена в университете.
2. Изучить практическую медицину и часть теоретической.
3. Изучить языки: французский, русский, немецкий, английский, итальянский, латинский.
4. Изучить сельское хозяйство как теоретическое, так и практическое.
5. Изучить историю, географию и статистику.
6. Изучить математику, гимназический курс.
7. Написать диссертацию.
8. Достигнуть средней степени совершенства в музыке и живописи.
9. Написать правила.
10. Составить сочинения из всех предметов, которые буду изучать.

8. Обсуждение. Вопросы для обсуждения.

1. В каком случае жизнь наполнена смыслом, а когда бессмысленна? (Человек должен иметь определённые цели)

2. Когда человек добивается поставленных целей? (Если верит в свои силы и работает над собой) Самое главное, надо поверить в себя сейчас, сегодня. Для этого давайте выполним несколько упражнений

9. Упражнения

«Волшебная шкатулка» Психолог предлагает детям достать из шкатулки карточки с написанными на них утверждениями и прочитать, что там написано, сопровождая чтение словами: «ты согласен с этим утверждением?» Ребенок может согласиться, засомневаться или отказаться. Задача психолога, с одной стороны, поддержать ребенка, с другой — убедить в том, что это качество у него присутствует.

Закрепление результата предыдущего упражнения.

Каждому участнику группы предлагается представить себя стоящим на сцене Ребенок становится лицом к «зрителям» и три раза произносит фразу, прочитанную в предыдущем упражнении, например: «Я всё смогу», «Я самый хороший!» и так далее. Причем первый раз тихо, второй раз — громче, а третий — очень громко. «Зрители» встречают «выступления» бурными апло¬дисментами и криками «Браво!»

10. Завершение

Спросить у участников, как они чувствовали себя на «сцене». Обменяться своим настроением и чувствами, полу¬ченными на занятии. Психолог предлагает дома вырезать из старых журналов картинки, соответствующие достоинствам детей, сделать коллаж и повесить его на видном месте и постоянно работать с ним.

11. Вывод

Заключительное слово психолога. Достигая в жизни своих целей, человек чувствует себя счастливым. Но жизнь сложна. Преодолевать трудности, с честью выходить из трудных ситуаций поможет вам ваша вера в себя, умение творчески подходить к себе и к своей жизни.

Ведь чем бы вы ни занимались, ваша деятельность будет вам приносить радость только тогда, когда будете получать удовлетворение от работы, видеть результаты своего труда, стремиться улучшать, совершенствовать себя. Удовлетворение от выполняемой работы, радость при общении с людьми — важнейший момент вашей жизни, один из залогов человеческого счастья.
А превратить тёмную, маленькую комнату в светлый, уютный «свой мир» — разве не творчество и счастье?

Посмотреть на себя в зеркало, увидеть недостатки, суметь их исправить — разве не творчество?
Улыбнуться грустному пассажиру в автобусе и получить в ответ улыбку — разве не счастье?
И если вы почувствуете, что можете развивать и расширять свой творческий потенциал, слушать своё сердце и разум, творить себя и окружающий мир по законам красоты, то всё, о чём мы с вами разговаривали, — не зря.

Счастья и красоты вам!

Используемая литература

  • Автор-составитель Н. Н. Лубянова «Мир мужественности, женственности и красоты» Издательство «Учитель» Волгоград 2007
  • Журнал «Воспитательная работа в школе» № 3 2009
Категория: