Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром: «Весна пришла!»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Цюцюра Зоя Викторовна, воспитатель дошкольного учреждения, первая квалификационная категория, ГУ Областной специализированный Дом ребёнка, г. Павлодар

Цюцюра Зоя Викторовна

Цель: расширение ориентированности детей в окружающем мире, развитие понимания речи взрослых, наглядно действенного мышления и простейших видов речевых суждений.

Задачи:

1.Образовательные: развивать способность слушать и понимать речь взрослых. Учить детей правильно повторять за воспитателем названия предметов, действий, цветов. Обогащать словарь детей существительными, обозначающими названия животных, глаголами, обозначающими некоторые действия, прилагательными, обозначающие цвет, характерные особенности животных, явлений природы.
2.Развивающие: развивать речевую активность, побуждать к ответам, пользоваться фразовой речью. Продолжать знакомить с дикими животными и их характерными особенностями: у зайца — длинные уши, у лисы — пушистый хвост, у ежа — колючки. Знакомить с такими свойствами как: сухой-мокрый, холодно-тепло. Продолжать знакомить с сезонными изменениями в природе. Учить понимать явления природы.
3.Воспитательные: развивать интерес к живой природе, умение жалеть и проявлять сочувствие.

Методические приёмы:

1. Игровая мотивация.
2. Д/и «Подари лучик cолнышку»
3. Психогимнастика «Солнышко»
4. Д/и с элементами дыхательной гимнастики «Плыви, кораблик!»
5. Физминутка
6. Д/и «Найди морковку»
7. Прослушивание записи (пение птиц)
8. Анализ занятия.

Словарная работа: ручьи, мокрый, сухой, тепло, холодно.

Билингвальный компонент: түлкі — лиса, кірпі — ёж, қоян — заяц

Предварительная работа: чтение художественных произведений о диких животных. Рассматривание иллюстраций с изображениями животных, явлений природы времён года. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе и явлениях природы на прогулках.

Оборудование: Мягкие игрушки, изображающие зайца, лису, медведя, ежа, белку. Чудесный мешочек с овощами. Макеты деревьев. Таз с водой, кораблики. Диск с записью пения птиц. Салфетка. Круги из картона и прищепки жёлтого цвета.

Ход занятия:

Дети заходят в группу, здороваются с гостями.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, как у нас светло в группе — а как вы думаете — почему?

Дети: Потому что светит солнышко!

Воспитатель: Правильно! К нам в гости пришло солнышко! А где ещё есть солнышко? Давайте поищем его глазками! (на стене, на картинке, на стульчиках)

Воспитатель: Ребята, скажите-какое солнышко?

Дети: Тёплое, ласковое, яркое, красивое, круглое! (помощь в-ля)

Воспитатель: Молодцы! Ребята, а я про солнышко стишок знаю-я его вам прочитаю, а вы мне поможете.

Психогимнастика «Солнышко»

Вот как солнышко встаёт-выше, выше, выше! (ручки тянем вверх)
К ночи солнышко зайдёт — ниже, ниже, ниже (ручки опускаем вниз)
Хорошо, хорошо солнышко смеётся! (фонарики)
А под солнышком всем весело живётся! (хлопаем)

Дети сели на стульчики.

Воспитатель: Ребятки, а вы знаете, что у солнышка тоже есть ножки — это его лучики

Подходим к столу, на котором приготовлен круг.

Воспитатель: Посмотрите, у нашего солнышка нет лучиков — давайте подарим ему свои лучики.

Д/и «Подари лучик солнышку»

Воспитатель: Давайте покажем гостям наше солнышко (дети с радостью показывают). Вот теперь наше солнышко станет ещё теплее и будет гладить нас своими лучиками!

(дети садятся на стульчики)

Воспитатель: Ребята, а какое сейчас время года?

Дети: Весна!

Воспитатель: Правильно! Весной на улице тепло, снег растаял и побежали ручейки. На прогулке мы видели много ручейков. А что любят делать дети? Они любят играть с корабликами!

Воспитатель подводит детей к столу с ёмкостью с водой и предлагает детям спустить кораблик на воду.

Воспитатель: Но чтобы кораблик поплыл, ему нужен ветер, давайте подуем на него, и он поплывёт!

Игра с элементами дыхательной гимнастики «Плыви, кораблик!»

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель: Ребята, а вы слышите, что кто-то тихонько скребётся в дверь? Я сейчас посмотрю... Посмотрите-а у нас гость! Кто это?

Дети: Зайчик! (қоян)

Воспитатель: Ой, посмотрите, он замёрз, ему холодно! И ещё у него мокрые лапки! Дети потрогайте его лапки, какие они?

Дети: Мокрые!

Воспитатель: Он, наверное, прыгал по лужам и замочил свои лапки. Дети, скажите, разве можно ходить по лужам?

Дети: Нельзя!

Воспитатель: А почему?

Дети: Ножки станут мокрыми!

Воспитатель: Правильно! А сейчас я возьму салфетку и хорошо вытру лапки нашему Зайке. Вот так! (вытирает Зайке лапки) Теперь лапки у Зайки сухие, вот потрогайте какие лапки?

Дети: Сухие!

Воспитатель: А теперь давайте немного поиграем с Зайкой.

Физминутка

Мы ногами топаем — топ, топ, топ!
Мы руками хлопаем — хлоп, хлоп, хлоп!
Носок-пятка, носок-пятка!
А потом пойдём вприсядку!
Приседаем, приседаем
И как птички полетаем!
На носочки потянулись!
За цветочками нагнулись!
А теперь скорей бежать —
Никому нас не догнать!

Дети садятся на стульчики перед воспитателем.

Воспитатель: Зайке очень понравилось с вами играть. Дети, а теперь давайте внимательно посмотрим на Зайку, и скажем, какой он?

Дети: Белый, пушистый, мягкий!

Воспитатель: Скажите, что у Зайки есть?

Дети: Уши, хвостик, лапки, глазки.

Воспитатель: Ребята Зайка проголодался — давайте его покормим. Что любит Зайка?

Дети: Морковку!

Воспитатель: Правильно! Но нам нужно сначала найти морковку, вот в этом мешочке.

Д/и «Найди морковку»

В-ль поощряет детей и они кормят Зайку морковкой.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, где живёт наш Зайка?

Дети: В лесу!

Воспитатель: Правильно, если животное живёт в лесу — это дикое животное. Но нашему лесному гостю пора домой — в лес. Давайте проводим его. А на чём мы поедем?

Дети: Мы поедем на машине!

Дети садятся в импровизированную машину и едут.

Воспитатель: Дети, куда мы приехали?

Дети: мы приехали в лес!

Воспитатель: давайте сядем вот на эту полянку и послушаем как поют птички.

Слушаем запись пения птиц в лесу

Воспитатель: Вот Зайка и дома. Давайте посадим его под это дерево — он устал — пусть отдохнёт. А мы посмотрим, какие ещё животные живут в лесу. Посмотрите это кто?

Дети: Это медведь!

Воспитатель: Какой медведь?

Дети: Большой косолапый...

Далее мы встречаем лису (түлкі) белку, ежа (кірпі) — и составляем короткий описательный рассказ о каждом из этих животных.

Воспитатель: А теперь нам пора возвращаться домой — давайте попрощаемся с животными. (дети прощаются с животными, садятся в машину и едут домой)

Воспитатель: Дети, вам понравилось наше занятие? Что мы делали сегодня?

Дети: Мы высушили Зайку, покормили его морковкой, играли, пускали кораблики, солнечных зайчиков, ездили на машине в лес, видели там диких животных, слушали пение птиц.

Использованная литература:

  1. «АЛҒАШҚЫ ҚАДАМ» программа для детей в возрасте от 2 до 3 лет. Гербова В. В. «Развитие речи в детском саду»,
  2. Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей Авт.-сост. Никитина А. В. — СПб.: КАРО, 2009.Аверина И. Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практ. пособие. — 4-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2008.,