Международный творческий конкурс «Школьные годы чудесные» для детей, педагогов и воспитателей

 

Конспект организационной учебной деятельности по основе экологии на тему: «Что мы знаем о воде?»

 

Версия для печатиВерсия для печати
 

Костарева Ольга Владимировна, воспитатель, вторая квалификационная категория, ГККП ясли — сад «Ак бота» СКО Мамлютский район, город Мамлютка

Фото с сайта solarvip.info

Возрастная группа: средняя группа

Образовательная область: «Познание», «Коммуникация»

Раздел: Основы экологии.

Цели:

1.Создать целостное представление о воде как о природном явлении. Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнить значение её для всего живого.
2.Развивать любознательность, наблюдательность, умение сравнивать, делать выводы из практических опытов. Развивать речь детей обогащать и активизировать словарный запас. Ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.
3. Воспитывать аккуратность, бережное отношение к воде и природе в целом.

Материал и оборудование:

1. Панно «Кому нужна вода»
2. Инвентарь для опытов: стаканы с водой (по количеству детей), пустые стаканы, соль, сахар, зеленка, марганцовка, ложечки.
3. Символы, обозначающие свойства воды.
4. Эмблема «Помыл руки — не забудь плотно закрыть кран».
5. Кукла Капелька.

Ход занятия

1.Организационные моменты: «Солнышко»

Воспитатель: Давайте поздороваемся с гостями и согреем их своими улыбками. Ребята, к нам сегодня заглянуло солнышко, чтобы согреть нас своим теплом и подарить хорошее настроение. Давайте представим, что наши руки — это солнечные лучики, поднимем лучики вверх, поиграем лучиками, коснёмся ими друг друга и подарим тепло и улыбку своим друзьям. (Дети становятся в хоровод, вытягивая руки вверх, соприкасаясь друг с другом).

— А теперь мы скажем солнышку!
Солнышко, солнышко!
Мы — твои лучи!
Быть людьми хорошими
Ты нас научи!

2. Сюрпризный момент

Воспитатель: Ребята вы слышите, кто-то стучится? (идет, открывает дверь и вносит в группу Капельку).

Воспитатель: Ребята, смотрите, кто к нам в гости пришел! Капелька. Давайте с ней поздороваемся.

Дети здороваются с Капелькой.

3. Основная часть

— Наша гостья не простая, а очень умная Капелька (закрепить Капельку на доске). Она много путешествовала по всему свету, много видела, много интересного знает. Капелька поможет нам разобраться, какая бывает вода, кому она нужна и почему её нужно беречь.

— А вы бы хотели стать такими же умненькими, как наша гостья? Тогда садитесь поудобнее, смотрите и слушайте внимательно!

— Капелька хочет загадать нам загадку. Вот послушайте:

«Өзі түссіз, дәмсіз,
Өмір онсыз нәрсіз?»
(су)
«Без цвета, не вкусная,
Но без неё не проживёшь?»
(вода)

Дети: это вода.

Воспитатель: Правильно это вода (су)

Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее Вам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды вам не прожить!

Воспитатель: Так ли это? Как вы думаете?

(Дети отвечают).

Воспитатель: А откуда взялась Капелька, где она может быть? (Дети отвечают)

— Ребята, а где в природе можно встретить воду?

Воспитатель: Давайте рассмотрим картинки, на которых изображены места, где путешествовала наша Капелька. Назовите их.

Дети. Озеро, море, река, лужа, ручеёк, болото.

Воспитатель: Значит, Капелька — это маленькая частичка чего?

Дети. Воды.

Воспитатель: Много в природе воды. А кому нужна вода?

Ответы детей.

(Вывешивается панно «Кому нужна вода»)

Воспитатель: Конечно же, вода необходима всему живому, без воды не было бы жизни на нашей Земле.

Опыт № 1 «Вода — это жидкость»

Воспитатель: Ребята, так что же такое вода? (Ответы детей).

Воспитатель: Она течёт. Её можно налить, вылить, перелить. При этом она будет принимать форму того сосуда в который ее поместили. Значит, вода — это жидкость!

Воспитатель: Хотите, ребята, попробовать перелить воду из одного стакана в другой. (Ответы детей). Проходите к столам, удобно пристраивайтесь.

Дети переливают воду из одного стакана в другой.

— Течёт? (ответ детей)

— Что это значит?

— Это значит, что вода — это жидкость и она текучая!

Вывод: вода — это жидкость, она текучая её можно наливать, переливать. А чтобы вам ребята лучше это запомнить, я приготовила вот такой символ (вывешивается на доска).

Опыт № 2 «Вода бесцветная»

Воспитатель: Ребята, а как вы считаете, какого цвета вода? (Ответы детей). Сейчас мы это проверим.

На столе у воспитателя стакан с молоком, стакан с водой.

Воспитатель: Какого цвета молоко?

Дети: белого.

Воспитатель: А можно сказать про воду, что она белого цвета? (Ответы детей).

Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная (перед детьми вывешивается символ этого свойства)

Воспитатель: Однако вода может менять свой цвет! Хотите убедиться в этом? (Ответы).

На столе у воспитателя 2 стакана с водой, зелёнка, марганцовка. Этот опыт проделывает только воспитатель.

Воспитатель: Я сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик (марганцовку) и мы посмотрим, что произойдёт с водой.

Изменила вода свой цвет?

А теперь я добавлю в воду волшебную капельку (зелёнку). Посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет? (Ответы детей).

— Правильно! Вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.

Воспитатель: Как вы думаете, изменит вода свой цвет, если в неё добавить варенье. Попробуйте это сделать дома.

Опыт № 3 «Вкус воды»

Воспитатель: А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. (Детям предлагается кипячёная вода).

— Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая?

— На самом деле, вода не имеет ни какого вкуса!

Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная.

А чтобы вы, ребята не забыли я приготовила вам символ этого свойства воды.

— Однако вода может менять свой вкус!

(детям раздаются пиалы с солью или сахаром, ложечки)

Воспитатель: Давайте проведём с вами небольшой опыт. Положите в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе (воспитатель демонстрирует).

— Хорошенько размешайте.

— А теперь попробуйте воду.

— Какая она стала на вкус? (Ответы детей).

— Как вы думаете, что вы добавили в воду? (Ответы детей).

— Значить, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.

Опыт № 4 «Вода не имеет запаха»

Воспитатель: А теперь, я предлагаю вам, ребята, понюхать воду.

— Пахнет ли вода чем-нибудь?

— Правильно! Вода ничем не пахнет.

Вывод: вода ни чем не пахнет, у неё нет запаха.

Вывешивается символ этого свойства воды.

— А сейчас я предлагаю вам, ребята пройти на стульчики.

— Ребята, Капелька предлагает нам немного отдохнуть.

Физминутка
Беленькое облако
Поднялось над крышей
Устремилось облако
Выше, выше, выше
Ветер это облако
Зацепил за кручу.
Превратилось облако в грозовую тучу.

Пальчиковая игра «Дождик»

Дождик капнул на ладошку — правой рукой касаемся левой
На цветы — круговые движения правой рукой
И на дорожку — обе руки перед собой
Льётся, льется -ой-ой-ой! — покачивание головы
Побежали мы домой — бег на месте.

Воспитатель: Сегодня вы очень многое узнали о воде. Давайте еще раз вспомним, что же мы узнали:

Вода — это жидкость
Су — сұйық

Вода — бесцветная
Су — түссіз

Вода не имеет запаха.
Су — иіссіз

Вода — бесвкусная.
Су — дәмсіз

Воспитатель: Ребята, а вы знаете что воду нужно беречь? Почему? (ответы детей)

Воспитатель: — Воды на земле много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много трудов и сил. Вот почему нужно беречь воду, плотно закрывать кран, не засорять ручейки, речки, озера. А чтобы вы всегда об этом помнили, вот этот знак мы повесим в умывальной комнате.

Еске сақта мұны:
Сү өмірдің нәрі
Төгіп бекер шашпа
Үнемдеп, оны сақта!

Запомни:
Вода — это жизнь
Не проливай зря
Экономь воду!

Воспитатель: — Ребята, Капельке очень понравилось в нашей группе. Смотрите, как она улыбается. Она очень довольна вашей работой. Поэтому решила всем нам сделать сюрприз (вносятся цветные льдинки).

— Как вы думаете, что это?

— Правильно! Это льдинки. Как можно получить такие льдинки? (Ответы)

— А вы знаете, что лед это тоже вода? Вот об этом мы поговорим на нашем следующем занятии.

4. Итог занятия

— Ребята, что нового мы с вами сегодня узнали? (Вместе повторяют по символам на доске. Вода прозрачная, не имеет вкуса, запаха.)

— А что надо делать для того, чтобы беречь воду? (не засорять ручейки, реки, озера, не оставлять кран открытым).

— Молодцы! Как много мы сегодня узнали. А кто сегодня на занятии умнее стал? Давайте себе похлопаем!

— Наше занятие подошло к концу.

Список литературы:

  1. Т. М. Бондаренко «Комплексные занятия в средней группе» Воронеж 2007 г.,
  2. Интернет ресурсы http://doshvozrast.ru/konspekt/ekologiya02.htm