IV Республиканский творческий конкурс «Моя Родина — Казахстан» для детей, педагогов и воспитателей

 

Конспект организационной учебной деятельности по ФЭМП «Число и цифра 0. Число и цифра 10»

 

 

Жахина Бибигуль Зайнуловна, воспитатель, вторая квалификационная категория, ГККП ясли-сад «Ак бота» СКО Мамлютский район, город Мамлютка

Конспект организационной учебной деятельности по ФЭМП «Число и цифра 0. Число и цифра 10»

Возрастная группа: старшая группа

Образовательная область: «Познание».

Раздел: ФЭМП

Цель:

  • Познакомить детей с числом 10 и цифрой 0;
  • Показать образование числа 10;
  • Учить порядковому счёту в пределах 10;
  • Отсчитывать предметы и соотносить их с числом;
  • Уточнять знания о последовательности чисел в числовом ряду, о соседях числа;
  • Вызвать интерес к получаемым знаниям.

Демонстрационный материал:

1.Цифры от 0 до 10 в наборном полотне;
2.10 пирожков для наборного полотна;
3.Схема к стихотворению В. Орлова «Я считаю»
4.(рисунок) с изображением девочки.

Раздаточный материал:

1.Листы бумаги;
2.Счётные палочки;
3.Карандаши.

Ход занятия

1.Организационные момент

Мы маленькие огоньки.
Мы любим маму и папу.
Любим прыгать и играть.
А ещё мы любим наш детский сад,
Потому, что он даёт нам знания.
Вот и сегодня на математике
Мы узнаем много нового и интересного.

2.Пальчиковая гимнастика

Предлагаю вспомнить сколько пальчиков на руке, посчитать и загнуть каждый пальчик (счёт на русском, затем на казахском языке). Затем соединить указательный и большой пальцы кружочком и почувствовать ветерок другой рукой.

— Почему вы почувствовали ветерок? (Дети отвечают)

— Потому что кружок пустой

— Нарисуйте кружок на листе бумаги.

«Рисовали просто круг
Получилась цифра вдруг.
Эту цифру назовём
Круглым толстеньким нулём»
Показываю цифру ноль.

— Вот эта цифра ноль, она такая кругленькая, как баранка или колесо, а ещё похожа на букву О.

«Круглый ноль такой хорошенький, но не знает ничегошеньки».

Угадайте загадку.

«На столе лежали груши,
Кто-то эти груши скушал.
Отвечай скорей изволь.
Сколько груш осталось?» (Ноль)

Ноль — это ничего, пусто.

Эта цифра самая маленькая, потому что ничего не значит. И место её в числовом ряду перед 1.

1.Ставлю цифру 0 перед 1 в наборное полотно.

— Цифра 0 обозначает число 0,запомните место этого числа в числовом ряду.

— Какую новую цифру мы сейчас узнали? (Дети отвечают)

— Правильно цифру 0.

— Перед какой цифрой в числовом ряду стоит цифра 0?

Дети: перед единицей

— Молодцы.

2.Впереди нас ждёт сказка... Сядьте удобно, где ваши глазки, готовы ли они смотреть, где ваши ушки, они готовы слушать.

— Я вам расскажу сказку про цифру.

— Однажды цифры поспорили с нулём и стали его дразнить:

— Ты, хоть, тоже цифра, но ровнёхонько ничего не значишь! Вот мальчик возьмёт цифру два и поставит два кубика, а возьмёт тебя и ничего не поставит.

— Правда, правда ничего — сказала единица.

— Ничевочка, ничевочка — затороторили цифры.

— Глупые вы, ничего не понимаете — сказал ноль.

— Вот ты единица значишь только один предмет, а я встану рядом с тобой справа и предметов станет ни один, а сразу десять.

— Теперь ты уже не 1, а совсем другая цифра 10.

— Вот она цифра десять. Значит цифра 10 состоит из двух чисел 1 и 0. С тех пор единица подружилась с нулём. И все остальные цифры поняли, что если ноль встанет рядом, он сделает их на много больше.

— Ребята, как вы думаете, после какой цифры в числовом ряду встанет число 10?

Дети: после цифры 9

— Почему?

Дети: потому что 10 больше 9

— С тех пор все цифры стали жить дружно.

— Ноль был очень занятой, он много думал и писал. Поэтому редко появлялся со всеми цифрами. (убрать цифру ноль)

3.Услышав эту историю девочка Мадина (рисунок с изображением девочки) и решила устроить праздник в честь примирения цифр.

«Спечь задумала Мадина
Пирожков из пластилина
Десять цифр пригласить,
Пирожками угостить.
Вышло девять пирожков.
Стол накрыт и чай готов.»

Работа на наборном полотне.

— Сколько цифр пригласила Мадина?

Дети: 10

— Сколько вышло пирожков?

Дети: 9

(расставить пирожки под цифрами)

— Поровну ли пирожков и цифр?

Дети: нет, не поровну.

— Какому числу не достался пирожок?

Дети: числу 10.

— Почему?

— Что больше: 9 или10?

— Что нужно сделать, чтобы цифр и пирожков стало поровну?

— Если к девяти добавить единицу, получится 10.

— Но вот Мадина несёт ещё один пирожок и говорит: «Дадим пирожок цифре 10»

— Сколько стало пирожков?

Дети: 10

— Как получилось число 10? (Дети отвечают)

Физминутка: «Как живёшь?»

Как живёшь?
-Вот так!
А плывёшь?
— Вот так!
Как бежишь?
— Вот так!
Вдаль глядишь?
— Вот так!
Ждёшь обед?
— Вот так!
Машешь в след?
— Вот так!
Утром спишь?
— Вот так!
А шалишь?
— Вот так!

4. —Теперь Мадина знает все цифры и все сможет сосчитать.

— А вы сможете? (Дети отвечают)

— Я вам буду говорить, кого Мадина видела в зоопарке, а вы будете выкладывать счётными палочками на столах.

Вывешивается схема к стихотворению В. Орлова «Я считаю».

Всё, что вижу во дворе я,
Всё, что вижу на пути,
Я умею, я умею
Сосчитать до десяти.

Еду с мамой в зоопарк
И считаю всех подряд.
Пробегает дикобраз
Это раз.
Чистит пёрышки сова
Это два.

Третьей стала росомаха,
А четвёртой черепаха.
Серый волк улёгся спать
Это пять.
Попугай в листве густой
Он шестой.

Вот лосёнок рядом с лосем
Это будет семь и восемь.
Девять это бегемот.
Рот, как бабушкин комод.

В клетке ходит лев косматый.
Он последний, он десятый.
Дальше мне не сосчитать — 
Надо снова начинать!

Вопросы:

— Сколько зверей встретила Мадина в зоопарке? (счёт все вместе)

— Сколько палочек вы выложили на столах?(дети считают каждый у себя на столе)

— Покажи это число?

— После какого числа стоит цифра 10?

— Какой зверь был последним?

— Какой он по счёту?

— Кого увидела Мадина в начале?

— Какой он был по счёту?

— Кто был девятым?

— Каким по счёту был попугай?

— Мы посчитали всех животных, а что останется если все животные вернутся в зоопарк?

— Можно ли это обозначить какой-то цифрой?

Итог занятия.

— С какими цифрами мы познакомились сегодня?

— Где в числовом ряду стоит цифра 0, а где 10?

— Из каких цифр состоит цифра 10?

— Кто может посчитать от 0 до 10?

— Молодцы! Как много мы сегодня узнали. А кто сегодня на занятии умнее стал? Давайте себе похлопаем!

— Наше занятие подошло к концу.

Список литературы:

  • Т. М. Бондаренко «Комплексные занятия в старшей группе» Воронеж 2007 г.,
  • интернет ресурсы www. metod-kopilka. ru