Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста: «Баба Яга и буква Ё»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Светлова Елена Викторовна учитель-логопед высшего уровня квалификации второй категории КГКП ясли-сад «Карлыгаш» г. Шахтинск

Светлова Елена Викторовна

Программные задачи:

Коррекционно-образовательные: Учить детей слышать при произнесении сочетание звуков (йо). Упражнять в определении количества слогов в словах. Познакомить с буквой Ё. Учить сопоставлять букву Ё и ее графический образ. Сформировать представление о том, что буква Ё обозначает два звука (й, о). Закреплять навык чтения слогов. Упражнять в изменении глаголов по лицам. Пополнять словарный запас.

Коррекционно-развивающие: Развивать интонационную сторону речи. Развивать зрительное и тактильное восприятие, фонематический слух. Продолжать работу над коррекцией оптической дисграфии.

Коррекционно-воспитательные: Воспитывать любознательность, вежливость, уважительное отношение друг к другу.

Ход занятия:

Детей встречает Баба Яга: Привет, крошки! Ох, устали мои ножки, долго к вам я собиралась и красиво наряжалась. Отскоблила грязь от тела, платье лучшее надела, вилкой волосы чесала, спичкой зубы ковыряла. Ножниц в доме не
нашлось, ногти мне обгрызать пришлось. На занятие к вам пришла, и заданья принесла!

Баба Яга: Меня вы узнали, друзья! Да, Баба Яга — это я! (пожимает всем руки).

Баба Яга: Выполните все мои задания, подарю вам новую букву.

Задание 1. Баба Яга показывает детям образы букв Я, Ю, Е — дети называют и находят соответствующие буквы, вспоминают двустишия к ним.

 

Баба Яга: А кто скажет, из каких элементов состоят эти буквы и сколько в них элементов? Какие звуки их образуют? Правильно, звук Е — (й — э), Я — (й — а), Ю — (й — у). А еще меня зовут бабкой Ёжкой. Какой первый звук в слове Ёжка? Молодцы, звук Ё. Он образуется из двух звуков Й и О.

Баба Яга: Есть у меня знакомый ёжик, который ходит в школу и даже пишет диктанты. Сегодня он познакомился с сочетанием звуков Й О. Послушайте внимательно диктант и назовите слова с сочетанием — ЙО.

Ёлка с ёжиком похожа:
Ёж в иголка, ёлка тоже.

Дети называют слова (ёлка, ёжик, ёж).

Баба Яга: Есть у меня настоящее фоторужье, я им фотографирую все предметы на йо.

Задание 2. Дети делают фотоаппарат из пальцев, находят на столе подходящие картинки и фотографируют их, объясняя свой выбор.

Картинки: У енота на веревке висит бельё. Ёжик сидит возле дерева. Водоём с кувшинками. Новогодняя ёлка. Лиса слушает приёмник. Дятел смазывает ранку волку йодом. Баба Яга постелила на стол клеёнку, поставила йогурт и сладкое питьё.

— Ребята, давайте вспомним, в каких словах встречается сочетание — йо.

Задание 3

Баба Яга: Разделите эти слова на слоги, но не забывайте, что в некоторых словах (ё) может быть отдельным слогом.

Слова: ёжик, водоём, бельё, приёмник, йод, клеёнка, йогурт, питьё.

Баба Яга: Какой первый звук в слове ёлка — Й. Какой второй — О. Повторите это слово еще раз. Два звука (й о) обозначаем буквой Ё. Вот она!

Баба Яга: Скажите на что похожа буква Ё? (на ёжика с яблоками). Из каких элементов состоит буква Ё? (из палочек и точек). Сколько элементов? (4 палочки и две точки).

Баба Яга предлагает произнести сочетание звуков (йо) и обращает внимание, что при произнесении данного сочетания звуков воздух свободно выходит изо рта, несмотря на то, что вначале образуется небольшое препятствие (при произнесении звука j). Двойной звук (йо) обозначают одной буквой Ё. Буква Ё — гласная.

Задание 4. «Определи на ощупь»

— Есть у меня волшебный мешочек, закрывайте свои глазки и на ощупь, определите какая, буква там спряталась.

Физминутка «Баба Яга»
В темном лесу есть избушка шагаем
Стоит задом наперед поворот
В той избушке есть старушка наклоны
Бабушка Яга живет поворот в обратную сторону
Нос крючком показываем нос
Глаза большие показываем глаза
Словно угольки горят
Ух, сердитая какая! грозим пальцем
Дыбом волосы стоят. руки вверх

Задание 5. «Пропой слоги» — Воскобович «Складушки» — по выбору педагога.

Баба Яга: Я так люблю петь песенки, и вы мне мои касатики в этом поможете.

Дети слушают, а затем самостоятельно пропевают слоги.

Задание 6. «Воздушные шары»

Баба Яга: Ой, беда! Мои воздушные шарики улетают. Помогите мне ребята скорей! Обведите только те шарики, на которых написана буква Ё и соедините их ниточками.

Баба Яга: Порадовали вы меня ребята. И за это я вам дарю букву Ё. Заселяйте её в свой дом для букв. Оставайтесь такими же смышлеными и смелыми.

Категория: