Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Компетентностный подход в изучении русского языка

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Лесечко Оксана Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
1-й категории
Калиновской средней школы с.Рузаевки
района им. Г. Мусрепова
Северо-Казахстанской области.

Компетентностный подход в изучении русского языка | Фото с сайта emagazine.ucoz.ru

Компетентностный подход в обучении — это направленность обучения на развитие комплекса таких качеств обучающегося, которые необходимы для формирования социальной мобильности ученика, проявляющаяся в способности осуществлять деятельность в меняющихся условиях.

Изучение русского языка на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; овладение культурой межнационального общения;
  • развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;
  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе совершенствования коммуникативной, языковой, лингвистической компетенций.

Языковая компетенция — способность ученика употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические средства, в конечном счете — владение богатством языка как условие успешной речевой деятельности

Лингвистическая компетенция представляет собой результат осмысления речевого опыта учащимися. Она включает в себя знание основ науки о русском языке, предполагает усвоение комплекса лингвистических понятий. Специфика преподавания русского языка в школе с русским языком обучения открывает возможность для широкого понимания термина. Лингвистическая компетенция предполагает также формирование представлений «о том, как русский язык устроен, что и как в нем изменяется, какие ортологические аспекты являются наиболее острыми» . Усвоение тех сведений о роли языка в жизни общества и человека, на которых воспитывается постоянный устойчивый интерес к предмету, чувства уважения и любви к русскому языку, элементы истории науки о языке, о выдающихся ученыхлингвистах — все эти вопросы включены в лингвистическую компетенцию.

Лингвистическая компетенция обеспечивает познавательную культуру личности ребенка, развитие логического мышления, памяти, вооб-ражения ученика, овладение навыками самоанализа, самооценки, а также формирование лингвистической рефлексии как процесса осо-знания школьником своей речевой деятельности.

Овладение языком предполагает не только усвоение знаний о языке и овладение языковым материалом. Можно знать нормы произношения, слова и правила употребления их, грамматические формы и конструкции, уметь использовать различные способы выражения одной и той же мысли, т. е. быть компетентным в лингвистическом и языковом отношении, но не уметь использовать эти знания и умения адекватно речевой ситуации. Для владения языком важны умения и навыки употребления тех или грамматических конструкций в конкретных условиях общения. Поэтому в обучении языку выделяется третий тип компетенции — коммуникативная (в специальной литературе иногда используется термин «речевая компетенция»).

Коммуникативная компетенция — это способность к реальному общению адекватно целям, сферам, ситуациям общения, готовность к речевому взаимодействию и взаимопониманию, это умения и навыки с учетом того, с кем мы говорим, где мы говорим и с какой целью.

Коммуникативная компетенция — это «знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения, адекватного целям, сферам, ситуациям общения «.

Что включает в себя коммуникативная компетенция? Это, прежде все-го основные лингвистические понятия: стили речи, типы речи, строение повествования, описания, рассуждения, способы и средства связи предложений в тексте. Умения и навыки анализа текста, навыки речевого общения применительно ситуации (т. е. умение выбрать нужную языковую форму, способ выражения в зависимости от коммуникативного акта) — все это является содержанием коммуникативной компетенции.

В методике русского языка утвердился коммуникативный подход к работе по развитию речи школьников. Педагогу следует продумывать следующие моменты: как ввести ребенка в речевую ситуацию, как привить умение ориентироваться в ней (ясно представить себе собеседника), создать условия речевой активности, поставить задачи общения. Практика общения так важна для того, чтобы ребенок мог овладеть коммуникативно-речевыми умениями.

Содержание коммуникативной компетенции предполагает информационную переработку текста, но следует обратить внимание и на выражение чувств, мыслей, воли, желаний человека, что в свою очередь влияет на формирование нравственных качеств личности ребенка.

Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка способствует разностороннему развитию личности, когда собственная учебная деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, сочетается с деятельностью творческой, позволяющей развивать индивидуальные задатки ребенка, познавательную активность, творческое мышление, способность решать коммуникативные задачи в изменяющихся речевых ситуациях.

Современная школа призвана развивать такие способности ребенка, которые позволили бы ему реализовать себя в новых изменяющихся социально- экономических условиях, способствовали бы адаптации к различным жизненным обстоятельствам. Коммуникабельность, способность к сотрудничеству и социальному речевому взаимодействию, владение культурой слова, устной и письменной речью, способность эффективно, творчески решать неординарные задачи — это качества успешного человека, так нужного в современном обществе.

Нужно учитывать, что только в комплексе данные компетенции позволяют реализовать компетентностный подход к преподаванию русского языка. На своих уроках я использую кометентностно-ориентированные задания.

Компетентностно-ориентированное задание состоит из стимула, задачной формулировки, источника информации, бланка для выполнения задания (если оно подразумевает структурированный ответ), инструмента проверки.

Каждая составляющая компетентностно-ориентированного задания подчиняется определенным требованиям, обусловленным тем, что компетентностно-ориентированное задание организует деятельность учащегося, а не воспроизведение им информации или отдельных действий.

Для оценивания уровня сформированности ключевых компетенций на уроках русского языка предлагаю следующие виды компетентностно-ориентированных заданий для учащихся 5 класса.

Задание 1. Тема: Правописание приставок.

Задание направлено на формирование компетентностей:

Компетентность разрешения проблем: определяет, с какой позиции он приступает к разрешению проблемы, сформулированной учителем; определяет последовательность шагов по решению задачи.

Коммуникативная: оформляет мысль в форме стандартных продуктов письменной коммуникации.

Информационная: указывает, какой информацией для решения поставленной задачи обладает, а какой нет.

Стимул: Вам предстоит сдать зачёт по изученной нами теме «Правописание приставок». Сегодня у вас есть возможность проверить готовность к зачёту с помощью предложенного задания. Оцените свои знания по данной теме.

Задачная формулировка:

Прочитайте словосочетания, вставьте пропущенные буквы в приставках.
Подумайте, на какие группы можно поделить данные слова? Впишите соответствующие названия колонок в таблицу. Заполните таблицу данными примерами. Добавьте в каждую колонку свои примеры (по 4 слова).

Можно ли преобразовать эту таблицу в более сложную, чтобы она отображала все пункты правила? Начертите более сложную модель.

Источники информации:

    пр…близиться к родным местам ра…жать ладони, в…пахать землю, пр…градить путь, пр…открыть дверь бе…жалостный человек, пр…ступить закон пр…шить пуговиц, пр…школьный участок, ра…чистить двор.

Бланк для выполнения задания

       
       

Модельный ответ: таблица №1


Пре


При


Буква З на конце приставки


Буква С на конце приставки

преступить приблизиться разжать вспахать
преградить приоткрыть безжалостный расчистить
  пришкольный    
  пришить    

Таблица №2

Пре=очень Пре=пере При-прибл., присоед. При-около чего-либо Словарные слова З на конце приставки С на конце приставки
свои примеры

Оценивание:

«5» — учащийся дал верное название колонок; правильно распределил слова по колонкам, добавил свои примеры в каждую колонку и гра-мотно построил таблицу № 2. Вы к зачёту готовы.

«4» — а) учащийся дал верное название колонок; верно распределил слова по колонкам, добавил свои примеры в каждую колонку, но не-правильно построил таблицу № 2 или не сделал совсем.
б) учащийся назвал колонки; распределил слова по колонкам, добавил свои примеры в каждую колонку и правильно построил таблицу № 2, но допустил 2–3 ошибки. Вы хорошо подготовились к зачёту, но зна-ете по данной теме ещё не всё.

«3» — а) учащийся назвал колонки; распределил слова по колонкам, до-бавил свои примеры в каждую колонку и правильно построил таблицу № 2, но допустил 3–4 ошибки.
б) учащийся назвал колонки; распределил слова по колонкам, добавил свои примеры в каждую колонку и неправильно построил таблицу № 2 или не построил совсем, но допустил 2–3 ошибки. Увы, вам нужно се-рьёзно заняться изучением этой темы, иначе зачёт вы не сдадите.

5 класс

По ответной реплике восстановите предыдущую. Следите за тем, чтобы мини-диалоги соответствовали требованиям русского речевого этикета.

1.---….

— Конечно, спрашивай. Я тебя слушаю!

2.---……

— К сожалению, наше справочное бюро таких справок не дает.

3.----………

— С радостью помогу вам.

4.---…..

— У меня нет оснований не верить вам.

5.----………..

— А что же в этом странного?

6.-----…..

— Мне жаль, но я не знаю.

7.----…….

— Конечно, не трудно! Сейчас все тебе объясню.

Придумайте и запишите три мини-диалога

Использование компетентностно-ориентированных заданий результативно в том случае, если на уроке в целом осуществляется компетентностный подход к уроку.

Компетентностный подход — это подход, который выделяет результат образования, а в качестве результата важно не количество полученной информации, а способность самим находить нужную информацию, выбирать способ действия в определенных ситуациях и, главное, применять знания, умения, навыки.

Категория: