Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Классный час «Учимся уважать»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Белоконь Людмила Петровна учитель начальных классов, стаж работы 14 лет, образование высшее, I категория. КГУ «Дашко-Николаевская основная школа» село Дашко-Николаевка, Тайыншинский район, СКО

Фото с сайта www.shunk.ru

Цель классного часа: развивать у детей понимание уважения, чувства любви и уважения к себе и другим людям; формировать умение воспринимать себя и других людей; дать представление об уникальности и неповторимости каждого человека.

Методы: беседа, объяснение, рассказ, игра, упражнение.

Ресурсы: альбом, аудиозапись из серии «Звуки природы», игрушечный телефон, ватман с изображением солнца, предметные картинки, шкатулка с «сокровищами», зеркальце.

Ход классного часа:

1. Орг.момент

Упражнение «Волшебное зеркало»

— Фея Любви прислала нам волшебное зеркальце.

— Посмотрите, кого вы в нем увидели? Как вы думаете, есть на земле еще такой же человек, как вы? Каждый из нас — единственный, каждый из нас неповторим.

Солнце, Небо и Земля!
Хорошо, что с вами — Я!
Всему миру прокричу:
Очень я себя Люблю!
Я — самый хороший!
Я — самый красивый!
Я — самый умный!
Я — самый-самый-самый!
Я — очень люблю себя!

Для начала нам неплохо было бы познакомиться и узнать имена друг друга.

Игра «Звали, зовут, будут звать»

Учитель предлагает ребятам сказать, как их звали, когда они были маленькими, как сейчас к ним обращаются и как их будут величать, когда они станут взрослыми.

Нам всем хочется, чтобы к нам относились уважительно, ласково называли по имени, но для этого надо и самим понимать людей, чувствовать их настроение, стараться никого не обижать.

«Имя, как сладостный дар», — эти строки принадлежат Гомеру. Каждый человек имеет имя. От человека, от его дел зависит, прославит он его или покроет позором.

2. Игра «Разговор с солнышком»

Звонит игрушечный телефон. Учитель поднимает трубку и имитирует разговор в ролях:

— Алло! Здравствуйте! Кто это?

— Это — я, ваш добрый друг Солнце. Каждое утро я заглядываю в окошко вашего класса и вижу хороших и веселых ребят. И мне очень хочется познакомиться с ребятами и узнать, какие они.

— Спасибо, солнце, за теплые слова. Дети будут очень рады все рассказать о себе. Они даже расскажут тебе, за что они себя любят.

А ты, солнышко, любишь себя?

— Да, люблю себя за то, что я большое, яркое, теплое и бываю даже жаркое. А еще за то, что помогаю расти детям, цвести садам и согреваю землю.

— Ребята, вы хотите рассказать солнышку о себе?

Дети передают телефонную трубку друг другу и рассказывают о себе. Учитель подбадривает детей и помогает наводящими вопросами тем кто затрудняется либо стесняется говорить о себе.

Учитель говорит от имени солнца:

— Спасибо, дети! Мне очень приятно было слушать ваши рассказы! Я радо, что вы такие смелые, красивые, умелые, сильные, добрые. Мне очень понравилось, что вы так хорошо, тепло говорите о себе — значит, вы любите и уважаете себя!

— Да, солнышко, наши дети с уважением относятся к себе и к другим людям и в классе друг к другу!

Класс — это маленькая семья. Хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение и взаимопонимание, не было ни ссор, ни ругани. А что для этого надо? (ребята обсуждают этот вопрос)

3. Разминка

Очень я себя люблю, (дети обнимают себя)
Очень уважаю.
Потому что я расту! (поднимают руки вверх)
Ночью сплю, (приседают, руки под щеку)

А днем играю, (прыгают на месте)
Плаваю и загораю, (изображают движения пловца)
Бегаю и кушаю… (бегают на месте)
Маму с папой слушаю! (наклоняются вперед)

ВСЕ!

4. Упражнение «Я люблю…»

Дети сидят в кругу. Учитель бросает мяч, спрашивая, что они любят кушать, во что любят играть, какая им нравится одежда и т. д.

Дети отвечают и возвращают мяч учителю.

Л.Моругиной «Я рисую человечка». детские рисунки к стихотворению.

Я рисую человечка,
Вышел он прямой, как свечка.
На кого же он похож?
Посмотрите, как хорош!
А у Нади и Аркаши
Человек объелся каши —
Круглый, добрый и весёлый,
Очень сильный и здоровый.

Петин мальчик — великан.
У Алёши — атаман.
У Сергея же худой,
С ярко-рыжей головой.
А у Славика девчонка,
Словно Быхова Алёнка,
Паша негра рисовал —
Сам от краски чёрным стал.

Люди разные на свете,
Словно человечки эти.

Учитель: О чём это стихотворение?

5. Побеседуем

— Дети, есть такая пословица: «Добро творишь — себя возвышаешь, зло творишь — себя унижаешь».

Нужно ли любить и уважать себя и других людей? Почему? (Ответы детей).

Далее учитель читает стихотворение В. Солоухина «Здравствуйте!»

Здравствуйте! —
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хоть были совсем незнакомы.
Здравствуйте!
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто здравствуйте,
Больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

Учитель предлагает детям ответить на этот вопрос. При обобщении внимание детей акцентируется на том, что всем — и детям, и взрослым хочется, чтобы все их друзья, соседи и даже незнакомые были бы к ним внимательными, уважали их. Приветствие, выраженное словами, улыбкой или просто добрым взглядом есть проявление уважения к окружающим.

Учитель читает отрывок из стихотворения Евгения Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет…»:

Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы — как истории планет.
У каждой все особое, свое,
И нет планет, похожих на нее.

А если кто-то незаметно жил
и с этой незаметностью дружил,
он интересен был среди людей
самой неинтересностью своей.

У каждого — свой тайный личный мир.
Есть в мире этом самый лучший миг.
Есть в мире этом самый страшный час,
но это все неведомо для нас.

Учитель: В этом стихотворении говорится о неповторимости каждого человека, о ценности личности, о том, что каждый человек непременно чем-нибудь интересен, уникален и поэтому заслуживает уважения.

Уважение — это почтительное отношение, основанное на признании чьих-нибудь достоинств.

Учитель:

— Подберите синонимы к слову «уважение».

— почтение, почитание, пиетет, благоговение, респект.

Пиетет — книжн. глубокое уважение, почтительное отношение к кому-либо, чему-либо.

Благоговение — 1. религ. религиозный трепет, возникающий перед святыней, 2. глубочайшее уважение, почтение к кому-либо или к чему-либо, преклонение перед кем-либо или перед чем-либо.

Респект — уважение; признание; почёт, почтение; почтительность.

Учитель: Согласны ли вы с тем, что каждый человек имеет право на уважение?

(ответы детей)

— Как вы думаете, нужно стремиться к тому, чтобы тебя уважали?

(ответы детей: да, но важно, чтобы стремление к уважению не переросло в тщеславие; а разумная доля честолюбия должна присутствовать в человеке).

Беседа. При проведении беседы учитель может использовать схему.

— Как еще проявляется уважение?

— За что можно уважать людей?

— Можно ли уважать себя? Почему?

— Кого и что вы уважаете?

После того, как выскажутся все желающие, учитель подчеркивает, что проявление уважения и доброго отношения к себе и окружающим — признак воспитанности, культуры человека.

Чтение

Текст учитель читает сам или пересказывает его содержание. (Рассказ М.Пляцковского «Как Ослик учился уважать старших»)

Шёл по дороге ослик Алфавит. Шёл и плакал. Встретил его козлёнок Мармеладик и спрашивает:

— Ты почему плачешь? Может, тебя обидели?

— Нет. Никто меня не обижал.

— В чём же дело?

— Бабушка прогнала меня из дому и сказала, чтобы я не возвращался до тех пор, пока не научусь… уважать… старших… А как я могу научиться, если нигде нет такой школы?

— Вытри слёзы, ослик. Я помогу тебе.

— Правда, поможешь?

— Правда, помогу. Ты должен запомнить несколько правил. У тебя хорошая память?

— Не жалуюсь!

— Вот и чудесно! Значит, запоминай: старшим надо уступать дорогу, пропускать их вперёд, вежливо разговаривать с ними, не дерзить, не пререкаться, не похлопывать по спине, как равных, а самое главное — не забывай прислушиваться к их советам…

— Ой, сколько правил! И как ты смог их все запомнить?

— Я воспитанный козлёнок, вот и всё.

— А я, по-твоему, невоспитанный ослик, да?

— Ничего такого я, кажется, не говорил, — смутился Мармеладик. — Однако мне пора.

И он быстро распрощался с осликом, чтобы не поссориться. Догнал ослик Алфавит по дороге старенькую лошадь Тпру, нагружённую разными покупками, и думает: «Сейчас проверю, научил ли меня козлёнок старших уважать…»

Поравнялся ослик с лошадью и говорит:

— Здравствуйте, лошадь Тпру! Не бойтесь, я вам дерзить не буду. И похлопывать по спине, как равную, тоже не буду.

— А ещё что? — улыбнулась старая Тпру.

— А ещё я вас вперёд пропускать постараюсь. А ещё если вы вдруг мне что-нибудь посоветуете, то я прислушаюсь.

— Прекрасно! — похвалила Тпру. — Но для чего ты мне об этом говоришь?

— Видите ли, бабушка прогнала меня из дому и сказала, чтобы я не возвращался, пока не научусь уважать старших. Как вы думаете, я уже научился?

— Почти научился. И я сама скажу об этом твоей бабушке. Но хочешь, я дам тебе всё же один совет?

— Конечно, хочу! — В следующий раз, когда встретишь пожилую лошадь, нагружённую разными покупками, ты помоги ей их нести. Ладно?

— Обязательно! — пообещал ослик. А потом подумал немного и добавил: — А можно, я сейчас вам помогу?

— Почему Ослик в конце сказки всё-таки решил помочь Лошади?

— Как бы вы поступили?

6. Разминка «Правила уважения»

Учитель сообщает, что сейчас он будет говорить предложения. Если выполнение того, что в них говорится, характеризует человека как уважительного, то надо вытягивать руки с поднятыми вверх большими пальцами перед собой и говорить «Да!», если нет-то взмах руками перед собой (запрещающий жест) и говорить «Нет!»

— Если хочешь ответить на вопрос учителя, подними руку.

— Входящего в класс взрослого приветствуют стоя.

— Если нужно что-то спросить, можно перебить разговор взрослых или сверстников.

— Бегать, шуметь, кричать можно только на игровых площадках.

— В школе каждый отвечает за себя, поэтому помогать друг другу не надо.

— В библиотеке громко разговаривать.

— Необязательно одеваться аккуратно.

— Никуда и никогда нельзя опаздывать.

Человек уважает родителей, старших, братьев и сестер, друзей, природу и самого себя, а также законы и традиции своей страны.

7. Игра «Человек с планеты Земля»

Дети разбиваются на 2 группы по 4 человека. Каждой группе выдаётся лист, на котором контур человека. Каждая группа должна подумать и написать, какие качества характера желательно иметь человеку, живущему на планете Земля

На выполнение задания даётся 5–8 мин. После завершения работы от каждой группы выступает 1 человек, зачитывает список качеств и объясняет, почему группа выбрала именно эти качества.

На 2 этапе дети выписывают те качества, которые есть у всех групп. Так создаёться общий портрет человека с планеты Земля.

(Например:
Добрый
Умный
Смелый
Сильный
Улыбчивый ит.д.

8. Заключительное слово классного руководителя

Если люди будут обладать такими качествами, то на Земле исчезнут войны, ссоры. Люди не будут страдать и ненавидеть друг друга.

Ради чего людям, живущим на одной планете, ненавидеть друг друга, воевать и ссориться? Все люди хотят быть счастливыми, иметь детей, спокойно работать, весело отдыхать, иметь друзей. Мы все за одно, мы живём на одной планете, мы команда одного корабля.

Надо очень любить этот мир, любить его таким, каков он есть. Надо раскрыть ему душу и слиться с ним, делая что-то здесь и сейчас, что сделает мир хоть капельку лучше и добрее. Тогда только вся планета станет твоей, ты поймёшь её тайны и поймёшь самого себя.

— Сегодня на занятии каждый из нас узнал о себе что-то хорошее. Мы поняли: если любить и уважать себя, тогда и другие будут относиться к тебе с любовью и уважением. Когда человек себя любит и уважает, ему хочется стать еще лучше и добрее.
А еще мы узнали, что каждый из нас — единственный и неповторимый.

9. Круг «От сердца к сердцу»

Учитель предлагает детям спеть песню «Я такая, какая я есть».

Я такая, какая я есть.
И я очень счастлива здесь.
Я могу быть маленькой,
Могу быть большой,
Могу быть веселой и грустной.
Но все это неважно.
Я такая, какая я есть.
И я очень счастлива здесь.

Классным руководителям учащиеся дарят памятки

Категория: