Международный творческий экспресс-конкурс «Вот оно какое, наше лето!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья, посвященном летнему отдыху

 

Классный час «Добрым быть совсем непросто…»

 

Версия для печатиВерсия для печати
 

Чвалюк Светлана Геннадьевна
учитель начальных классов
КГУ СШ № 4 г. Тайынша
Северо-Казахстанская область

Классный час «Добрым быть совсем непросто…»

Цели и задачи: закрепить представления о таких ценных качествах, как доброта, отзывчивость, скромность, об этических нормах поведения в обществе.

I. Вступительная беседа

— Добрый день, ребята! Я рада вас видеть. Сегодня мы поговорим о добре. Урок наш будет необычным и немного волшебным.

— Добрый день! — тебе сказали,
— Добрый день! — ответил ты.
Как две ниточки связали —
Теплоты и доброты.

Как приятно, когда с тобой здороваются. Ведь что такое «Здравствуйте»? «Здравствуйте» — это пожелание здоровья, мира, добра.

— Здравствуйте! — ты скажешь человеку.
— Здравствуй! — улыбнётся он в ответ.
И, наверно, не пойдёт в аптеку
И здоровым будет много лет.

Разговор о доброте мы завели потому, что в последнее время появилось очень много зла. Зло совершается по отношению друг к другу, к животным, природе.

Кто любит собак
Или прочих животных,
Серьёзных котят
И щенков беззаботных,
Кто может любить
И козла, и осла,
Тот людям
Вовек
Не сделает зла.

Что же такое доброта? Давайте заглянем в словарь.

Доброта — отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям.

Чего на земле больше: добра или зла?

Может быть, нам помогут узнать старинные часы? На одну чашу весов мы будем класть «зло» (таблички — зависть, жадность, грубость, предательство, война, ложь). Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с «добром».

— Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, и по капельке положим их на чашу весов с «добром» (дети называют добрый поступок и кладут свою «капельку» (приготовленные заранее мелкие игрушки) на чашу весов).

II. Коллективное составление аппликации

Учитель: Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручеёк в реку, реки — в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: «Человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка». Давайте и мы сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело.

На чистый лист ватмана каждый ребёнок наклеивает заранее заготовленные из цветной бумаги детали аппликации: дом, деревья, фигурки детей, облака, солнце, цветы, фигурки птиц и зверей.

Учитель: Как назовём нашу картину? Какое чувство испытали, делая добро?

Человеку совсем несложно делать добро другому. А добро, оказывается, умеет расти. И, если ты сделал кому-то добро, оно возвратится к тебе ещё большим добром.

Стать добрым волшебником,
Ну-ка, попробуй!
Тут хитрости
Вовсе не нужно особой:
Понять и исполнить
Желанье другого —
Одно удовольствие,
Честное слово.

А что можно сделать для других?

III. Инсценирование рассказов

Дети показывают сценку по рассказу В. Осеевой «Просто старушка»:

По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.

— Подержи мои книжки! — крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке.

Когда он вернулся, девочка спросила его:

— Это твоя бабушка?

— Нет, — ответил мальчик.

— Мама? — удивилась подружка.

— Нет!

— Ну, тётя? Или знакомая?

— Да нет же, нет! — улыбаясь, сказал мальчик. — Это просто старушка!

Что вы скажете про этого мальчика? Можно ли его назвать добрым? Почему?

Спросила молния у солнца:

Молния. Скажи, почему люди любят тебя больше, чем меня, ведь я тоже очень яркая?

Солнце. Они любят тепло и ласку.

Молния. От моих пожаров, бушующих на Земле, много тепла, но это их не устраивает!

Солнце. Всё дело в том, что добра в твоей душе хватает лишь на короткую вспышку, которая приносит очень много бед.

Учитель. Кому из участников этого разговора вы больше симпатизируете: Молнии или Солнцу? Почему?

На клумбе — цветок
Его листья повисли.
Грустит он… О чём?
Угадал его мысли?
Он хочет напиться.
Эй, дождик, — полей!
И дождик струится
Из лейки твоей.
А что же сестрёнка
Скучает в сторонке?
Волшебное что-нибудь
Сделай сестрёнке!..
И ты обернулся
Ретивым конём-
Галопом сестрёнка
Помчалась на нём!
Хоть мама ещё
Не вернулась с работы,
Нетрудно узнать
Её думы, заботы:
«Вернусь,
Хорошо бы пошить, почитать…
Да надо с уборкой
Возиться опять».
И ты совершаешь
Весёлое чудо —
Ковёр засверкал,
Засияла посуда!
И ахнула мама,
Вернувшись домой:
— Да это как в сказке…
Волшебник ты мой!

А сейчас ребята расскажут нам ещё раз, что такое «хорошо» и что такое «плохо».

Выступление детей:

1. Если с другом разделил
Ты свои конфеты —
Хорошо ты поступил,
Каждый скажет это.

2. Ты узнал чужой секрет
И разнёс сейчас же,
Это плохо, хуже нет,
Это подло даже!

3. Если подал ты при всех
Девочке пальтишко,
Ты — культурный человек,
Мировой мальчишка!

4. Если ты, как дикий зверь,
Сразу лезешь драться,
Не достоин ты, поверь,
Человеком зваться!

5. Если ты пригрел кота,
Кормишь птичек в стужу,
Это — просто красота,
Только так и нужно!

6. Ты подбил собаке глаз,
Бросил кошку в лужу.
Будь уверен, в сорок раз
Ты собаки хуже.

7. Уважай людей вокруг,
Старших, младших тоже.
И тогда тебя, мой друг,
Назовут хорошим.

IV. Работа в микрогруппах

Детям предлагается составить и объяснить пословицы.

Добрые дела красят человека
Делать добро спеши
Без добрых дел нет доброго имени
Жизнь дана на добрые дела
Злой не верит что есть добрые люди
Скромность каждому к лицу
Скромность украшает человека

V. Составление «букета добрых дел»

(На столах разложены вырезанные из цветной бумаги цветочки, основа для букета (из зеленой бумаги — на доске).

Каждый должен выбрать по одному цветочку, написать на нем доброе дело, которое ребенок может сделать для своих родных, близких, окружающих, затем прикрепить свой цветок на основу букета.

VI. Обобщение

— Я уверена, что вы всегда, в любой ситуации будете говорить вежливые слова, совершать добрые поступки, делать добрые дела.

— Помните, что без добрых дел нет доброго имени, жизнь дана на добрые дела. (Эти слова на доске).

VII. Рефлексия. Звучит песня «Если добрый ты»

Если добрый ты

Хайт Аркадий
Из м/ф «Лето кота Леопольда»

Дождик босиком по земле прошел,
Клены по плечам хлопал…
Если ясный день, это — хорошо.
А когда наоборот — плохо.

Слышно, как звенят в небе высоко
Солнечных лучей струны.
Если добрый ты, то всегда легко
А когда наоборот — трудно.
С каждым поделись радостью своей,
Рассыпая смех звучно…
Если песни петь, с ними — веселей,
А когда наоборот — скучно!

Категория: