Классный час «Добрым быть совсем непросто…»
Чвалюк Светлана Геннадьевна |
Цели и задачи: закрепить представления о таких ценных качествах, как доброта, отзывчивость, скромность, об этических нормах поведения в обществе.
I. Вступительная беседа
— Добрый день, ребята! Я рада вас видеть. Сегодня мы поговорим о добре. Урок наш будет необычным и немного волшебным.
— Добрый день! — тебе сказали,
— Добрый день! — ответил ты.
Как две ниточки связали —
Теплоты и доброты.
Как приятно, когда с тобой здороваются. Ведь что такое «Здравствуйте»? «Здравствуйте» — это пожелание здоровья, мира, добра.
— Здравствуйте! — ты скажешь человеку.
— Здравствуй! — улыбнётся он в ответ.
И, наверно, не пойдёт в аптеку
И здоровым будет много лет.
Разговор о доброте мы завели потому, что в последнее время появилось очень много зла. Зло совершается по отношению друг к другу, к животным, природе.
Кто любит собак
Или прочих животных,
Серьёзных котят
И щенков беззаботных,
Кто может любить
И козла, и осла,
Тот людям
Вовек
Не сделает зла.
Что же такое доброта? Давайте заглянем в словарь.
Доброта — отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям.
Чего на земле больше: добра или зла?
Может быть, нам помогут узнать старинные часы? На одну чашу весов мы будем класть «зло» (таблички — зависть, жадность, грубость, предательство, война, ложь). Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с «добром».
— Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, и по капельке положим их на чашу весов с «добром» (дети называют добрый поступок и кладут свою «капельку» (приготовленные заранее мелкие игрушки) на чашу весов).
II. Коллективное составление аппликации
На чистый лист ватмана каждый ребёнок наклеивает заранее заготовленные из цветной бумаги детали аппликации: дом, деревья, фигурки детей, облака, солнце, цветы, фигурки птиц и зверей.
Человеку совсем несложно делать добро другому. А добро, оказывается, умеет расти. И, если ты сделал
Стать добрым волшебником,
Тут хитрости
Вовсе не нужно особой:
Понять и исполнить
Желанье другого —
Одно удовольствие,
Честное слово.
А что можно сделать для других?
III. Инсценирование рассказов
Дети показывают сценку по рассказу В. Осеевой «Просто старушка»:
По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.
— Подержи мои книжки! — крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке.
Когда он вернулся, девочка спросила его:
— Это твоя бабушка?
— Нет, — ответил мальчик.
— Мама? — удивилась подружка.
— Нет!
— Ну, тётя? Или знакомая?
— Да нет же, нет! — улыбаясь, сказал мальчик. — Это просто старушка!
Что вы скажете про этого мальчика? Можно ли его назвать добрым? Почему?
Спросила молния у солнца:
Молния. Скажи, почему люди любят тебя больше, чем меня, ведь я тоже очень яркая?
Солнце. Они любят тепло и ласку.
Молния. От моих пожаров, бушующих на Земле, много тепла, но это их не устраивает!
Солнце. Всё дело в том, что добра в твоей душе хватает лишь на короткую вспышку, которая приносит очень много бед.
Учитель. Кому из участников этого разговора вы больше симпатизируете: Молнии или Солнцу? Почему?
На клумбе — цветок
Его листья повисли.
Грустит он… О чём?
Угадал его мысли?
Он хочет напиться.
Эй, дождик, — полей!
И дождик струится
Из лейки твоей.
А что же сестрёнка
Скучает в сторонке?
Волшебное
Сделай сестрёнке!..
И ты обернулся
Ретивым конём-
Галопом сестрёнка
Помчалась на нём!
Хоть мама ещё
Не вернулась с работы,
Нетрудно узнать
Её думы, заботы:
«Вернусь,
Хорошо бы пошить, почитать…
Да надо с уборкой
Возиться опять».
И ты совершаешь
Весёлое чудо —
Ковёр засверкал,
Засияла посуда!
И ахнула мама,
Вернувшись домой:
— Да это как в сказке…
Волшебник ты мой!
А сейчас ребята расскажут нам ещё раз, что такое «хорошо» и что такое «плохо».
Выступление детей:
1. Если с другом разделил
Ты свои конфеты —
Хорошо ты поступил,
Каждый скажет это.
2. Ты узнал чужой секрет
И разнёс сейчас же,
Это плохо, хуже нет,
Это подло даже!
3. Если подал ты при всех
Девочке пальтишко,
Ты — культурный человек,
Мировой мальчишка!
4. Если ты, как дикий зверь,
Сразу лезешь драться,
Не достоин ты, поверь,
Человеком зваться!
5. Если ты пригрел кота,
Кормишь птичек в стужу,
Это — просто красота,
Только так и нужно!
6. Ты подбил собаке глаз,
Бросил кошку в лужу.
Будь уверен, в сорок раз
Ты собаки хуже.
7. Уважай людей вокруг,
Старших, младших тоже.
И тогда тебя, мой друг,
Назовут хорошим.
IV. Работа в микрогруппах
Детям предлагается составить и объяснить пословицы.
Добрые дела красят человека
Делать добро спеши
Без добрых дел нет доброго имени
Жизнь дана на добрые дела
Злой не верит что есть добрые люди
Скромность каждому к лицу
Скромность украшает человека
V. Составление «букета добрых дел»
(На столах разложены вырезанные из цветной бумаги цветочки, основа для букета (из зеленой бумаги — на доске).
Каждый должен выбрать по одному цветочку, написать на нем доброе дело, которое ребенок может сделать для своих родных, близких, окружающих, затем прикрепить свой цветок на основу букета.
VI. Обобщение
— Я уверена, что вы всегда, в любой ситуации будете говорить вежливые слова, совершать добрые поступки, делать добрые дела.
— Помните, что без добрых дел нет доброго имени, жизнь дана на добрые дела. (Эти слова на доске).
VII. Рефлексия. Звучит песня «Если добрый ты»
Если добрый ты
Хайт Аркадий
Из
Дождик босиком по земле прошел,
Клены по плечам хлопал…
Если ясный день, это — хорошо.
А когда наоборот — плохо.
Слышно, как звенят в небе высоко
Солнечных лучей струны.
Если добрый ты, то всегда легко
А когда наоборот — трудно.
С каждым поделись радостью своей,
Рассыпая смех звучно…
Если песни петь, с ними — веселей,
А когда наоборот — скучно!
- 14941 просмотр