Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Из опыта работы по применению технологии критического мышления в проектной деятельности учащихся

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Астафьева Ирина Петровна учитель английского языка школа-гимназия № 6 имени Абая Кунанбаева г. Степногорска. Стаж работы 31 год, категория первая

Фото с сайта tidc.ru

Любой учитель хочет чтобы на его уроки дети ходили с радостью, чтобы процесс приобретения знаний был интересным, творческим. Как добиться этого? Все мы об этом задумывались и не раз, но не всегда можно найти то, что по-настоящему заденет тебя за живое, заставит пересмотреть многое в твоей работе. У каждого из нас есть свои приобретения и потери на этом пути, удачи и неудачи и сейчас я хочу поделиться с моими коллегами своими наработками.

В течение восьми лет работаю над изучением и введением в практику преподавания английского языка технологий критического мышления. В 2013 обобщила опыт своей работы по теме «Применение технологии критического мышления в проектной деятельности учеников».

Понимая высокую эффективность применения стратегий критического мышления при работе над проектами, и возможность их использования с учащимися с разным уровнем знаний, умений и навыков, а так же на разных ступенях обучения английскому языку я разработала прикладной курс «Алгоритмы грамматики».

Из опыта работы по применению технологии критического мышления в проектной деятельности учащихся

Основной идеей данного опыта является актуальность применения стратегий критического мышления в проектной деятельности учащихся. Применение данного опыта предполагает знание учителем основ работы по проектной методике. Над применением технологии критического мышления в проектных работах для активизации навыков устной речи учащихся я работаю с 2007 года. Результатами своей работы хотелось бы поделиться с коллегами, заинтересованными этим видом деятельности.

Ученики при работе над проектом активно применяют такие стратегии, как Дискуссионная карта, Пирамидная История, Тур по Галерее, Пятистишие, что позволяет сделать проекты более разнообразными и насыщенными. Применение перечисленных стратегий, составление проекта в виде кластера помогает детям легче справиться с проектом, если существует такая проблема, как недостаточный лексический запас и неумение доступно преподнести информацию.

Ученикам старших классов применение нескольких стратегий критического мышления в одном проекте является естественным этапом работы. Кластер — одна из самых популярных форм работы учеников старшего звена. Ученики в своей творческой деятельности неоднократно и с удовольствием возвращаются к созданным ими проектам. При этом следует отметить, что дети эмоциональнее оценивают достижение общего результата, чем личный вклад каждого, хотя с удовольствием упоминают собственные достижения.

После создания ряда проектов было проведено анкетирование, в котором дети оценили применение стратегий критического мышления в помощь им для активизации навыков устной речи, и роль самой проектной методики в повышении интереса к изучению английского языка.

Результаты анкетирования показали, что у детей интерес к изучению языка повысился, и все ученики изъявили желание продолжить работу над проектами. При этом ученики отметили, что гораздо тщательнее изучают предложенный материал в разделе учебника, так как знают, что он может быть востребован в работе над проектом.

Следует отметить, что ученики с одинаковым интересом создают проекты, как на бумаге, так и с применением компьютера. Интересно отметить, что при создании коллективных работ участники проекта с большим удовольствием работают на бумаге, объясняя это тем, что есть большой простор для творчества и для разных способов передачи своих мыслей и эмоций (фломастеры, карандаши, краски, иллюстрации).

Компьютер же чаще применяется при создании индивидуального проекта в домашних условиях. Количество учеников, преобладающих работать на бумаге и на компьютере примерно одинаковое.

За время работы учащимися сделаны проекты по следующим темам

3 класс «My Family», «My Toys».
4 класс «My City», «My Pet», «My Working Day».
5 класс «School Day», «My Family».
6 класс «School life», «School Uniform».
7 класс «All about books», «I’m a creative person».
8 класс «Let’s speak about our education», «English language in my life».
9 класс «I’m a teenager», «Family matters», «My place in our society».
10 класс «Famous People and our History», «Music in my life», «Youth Movement».
11 класс «Our Past, Present and Future», «All about Me», «My future», «I’m a Person».

Особенно следует отметить результативность применения стратегий критического мышления при изучении грамматического материала. В младшем, среднем и даже старшем звене изучение грамматики (времена группы Simple, Progressive, Perfect,) также происходит на основе стратегий критического мышления.

При помощи таких стратегий критического мышления, как Диаграмма Венна и Пятистишие анализируется и находится общее в изучаемых группах времен. Благодаря совместной деятельности учителя и учеников, дети воспринимают серьезный и трудный для них материал легко, в игровой форме. Работа в группах помогает снять ненужное напряжение, что также облегчает восприятие изучаемого материала.

Цель — разобрать и усвоить новую грамматическую конструкцию, а затем отработать ее в устной и письменной форме — достигается за короткое время и без непродуктивного зазубривания правила детьми. Все без исключения ученики овладевают необходимыми знаниями и, в дальнейшем, грамматические конструкции, выполненные в виде проекта, занимают свое место на учебном стенде. При необходимости, ученики могут обратиться к своим проектам для повторения правил в течение всего учебного года.

Заключительный этап работы — это защита проекта, который вызывает самый большой интерес со стороны учащихся.

Следует отметить важность именно этого этапа работы — защите проекта — рефлексии. Дети учатся задавать вопросы, выслушивать ответы, оппонировать друг другу, анализировать проделанную работу и давать оценку собственной работы и работы товарищей.

После завершения работы над проектами все работы выставляются и учащиеся других классов имеют возможность оценить как свои, так и проекты других детей. При работе над индивидуальными проектами, выполненными дома, у учеников начальной школы вначале наблюдалось частое участие родителей, которое сами родители объясняли своим собственным интересом к предложенной теме («Семья», «Мои друзья», «Хобби», «Любимое животное» и другие). Это еще раз подтверждает творчество и прогрессивность данного вида деятельности. В дальнейшем, дети отказывались от участия родителей в выполнении проекта, так как у них возникало чувство уверенности в своих силах и желание все сделать самому.

Работа над коллективными проектами происходит не только на уроках, но и внеурочное время, так как для разработки сложного проекта не всегда хватает урочного времени. Если вначале часть детей к необходимости прийти в школу после уроков для работы над проектом отнеслась негативно, то дальнейшая практика показала, что такое коллективное творчество детям просто необходимо и способствует сплоченности детского коллектива не только на время выполнения проекта. Участием в проектной деятельности многие дети компенсируют нехватку в общении и пребывания в творческой атмосфере, позволяющей им чувствовать себя равноправными участниками единого процесса.

После завершения работы над проектами было проведено еще одно анкетирование, которое позволило мне проанализировать проведенную работу и поставить новые задачи, наметить новые этапы по обобщению опыта по данной теме. Результаты анкетирования показали стойкое желание учеников работать над проектом и удовлетворение от уже проделанной работы. В результате проведенной работы были сделаны следующие выводы:

В ходе работы над проектами были выяснены и найдено решение ряда проблем, связанных с возрастной спецификой учащихся. У детей младшего и среднего возраста отмечается недостаточность лексического запаса и первоначальных языковых навыков. Поэтому при защите проекта ученики вынуждены обращаться к помощи учителя, обговаривать моменты проектной работы сначала на русском языке и, только затем находить вариант на английском.

Так же при распределении ролей у младших и средних школьников в группах, приходится постоянно контролировать работу и предоставлять возможность принять посильное участие каждому участнику проекта — активных сдерживать, стеснительных — подбадривать. С детьми, овладевшими коллективными методами работы в группе, легко работать в старшем звене, где ученики не допускают участия учителя при разработке проекта. Это объясняется хорошим знанием учениками стратегий критического мышления и их применением в проектной работе, а также неукоснительным соблюдением правил работы в группе.

Самой большой проблемой проектной методики является нехватка времени в расписании уроков. На защиту проекта нужно потратить урок, а на подготовку — один, а иногда и два урока. Выход был предложен самими детьми: иногда они готовят индивидуальные проекты дома, а затем, при защите, составляется единый проект, который анализируется и, через применение стратегий критического мышления, обобщается и делаются необходимые выводы.

Этот этап совместной работы нравится ученикам, так как он позволяет найти общее во взглядах, что позволяет на этапе защиты проекта почувствовать себя единой командой, найти общие точки соприкосновения, а так же уважительно относиться к чужому мнению. Хотя многие ученики, особенно старших классов, с удовольствием отмечают специфику и индивидуальность именно своих взглядов. Это в свою очередь указывает возможность осуществления личностно-ориентированного подхода к учащимся при осуществлении проектной деятельности.

Применение стратегий критического мышления, за счет своей образности и оригинальности, позволяет держать на интересе учеников на протяжении не только всего периода работы, но и защиты проекта. В то же время проекты, выполненные ранее, без применения стратегий критического мышления, изобилуют информативными текстами и не позволяют выразить оригинальность точки зрения отдельного ученика.

Отличительной чертой осуществляемой на данном этапе защиты как коллективных, так и индивидуальных проектов, является большое количество вопросов, задаваемых одноклассниками, что свидетельствует о стабильном интересе со стороны учеников к данному виду работы. Ранее защита проектов, выполненных без элементов критического мышления, происходила при наименьшем интересе со стороны детей. При разработке личного проекта, дети ссылались на трудности, неумение четко сформулировать и передать необходимую информацию.

Применение стратегий критического мышления придали уверенности в работе не очень сильным детям, и открыли простор творчеству детям, обладающими хорошими навыками в английском языке.

Таким образом, применение проектной технологии учителями английского языка считаю необходимой и эффективной в работе по развитию навыков устной речи учащихся. Ученики чувствуют себя более уверенно, когда в проектной работе есть опорные слова, структуры, которые позволяют последовательно передавать содержание проекта, а этот материал удобно отразить с применением стратегий критического мышления.

Категория: