Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Итоговый урок русской литературы в 5 классе по теме «Фольклор»: «Посидим рядком да поговорим ладком»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Игишева Жанна Александровна, учитель русского языка и литературы, первая квалификационная категория высшего уровня, КГУ «Явленская средняя школа им. Т. С. Позолотина — Героя Советского союза» село Явленка Есильский район СКО

Фото с сайта rusich.moy.su

Цель: познакомить с культурой и мышлением народа, показать практическую жизнь славян, развивать интерес пятиклассников к фольклорным произведениям, творческие способности учащихся, воспитывать любовь и уважение к культурному наследию.

Оборудование: выставка музейных экспонатов, сборников сказок, пословиц и поговорок, рисунки учащихся по сказкам, поделки.

Ход урока

Начинается урок с аукциона (ведущие и учитель читают загадки, а ребята находят ответы на выставке экспонатов и показывают их всем, объясняя, для чего служил тот или иной предмет: сноп, горшок, молоток, сито, коромысло и так далее)

1. Стоит в поле Федорок,
Сам с локоток,
А борода с веник. (сноп)
2. Жил Кирилл,
Много людей кормил,
А разбился,
Под плетнем очутился (горшок)
3. Сам худ,
Голова с пуд,
Как ударит —
Крепко станет. (молоток)

Слово учителя: Бармағын жалау — разделить трапезу гостя. Так у казахского народа приглашенный в гости уважаемый человек, прихватив с собой друзей, объявляет хозяину: «Мы пришли разделить трапезу вашего гостя…» И хозяин искренне радуется, так и мы рады нашим гостям и приглашаем…

Побывать в гостях у нас
Песни русские попеть,
В русский пляс с душой пуститься,
Пирогов отведать вкусных,
И чайку напиться всласть!

(предлагается исполнить учащимся народные песни или дать прослушать музыкальное исполнение)

Уж как котенька-коток,
Кудреватенкьий лобок.
Как повадился коток
Во торговый городок.
Во торговый городок-
По сметану, по творог…

Слово учителя: на уроках истории вы будете знакомиться с далеким прошлым народов, узнаете, как тяжела и опасна была жизнь наших предков, но в радости и печали, надеждах и ожиданиях не теряли наши предки душевной теплоты, которая запечатлена в фольклоре.

Слово учителя: А какие произведения русского народа вы знаете? (уч-ся называют пословицы, поговорки, скороговорки, прибаутки, считалки, потешки, сказки)

Звучат прибаутки и небылицы.

— Федул, что губы надул?
— Кафтан прожег.
— Можно зашить!
— Да иглы нет.
— А велика ли дыра-то?
— Один ворот остался.

Слово учителя: Желанными гостями на посиделках были скороговорки. Вот где было настоящее состязание. Для скороговорки важно, чтобы ее произнесли не только как можно скорее, но и чисто и красиво. Итак, кто первый?

Носит Сеня в сени сено,
Спать на сене будет Сеня.

Бредут бобры
В сыры боры.
Бобры храбры,
Для бобрят добры.

Слово учителя: Долог зимний вечер, горит-потрескивает березовая лучина, тени бегают по стене, разливается тепло от русской печки, пришло время сказки, какие виды сказок вы знаете? (волшебные, бытовые, о животных, докучные). Кто же начнет первым сказку? А для этого нам предстоит вспомнить еще один жанр — считалки.

На мосту сидит кукушка,
Скуковала раза три
Кто же вышел?
Это ты!

Чирики-микирики,
По сороку четырики.
Скустик-корустик,
Черная смородина,
Урюк.

Дети слушают сказки. Рассказывают двое: волшебную, бытовую. (по выбору учащихся).

Слово учителя: Кто же вам больше понравился из рассказчиков? А кто авторы этих сказок, почему ребята их не назвали? Да автора у них нет, они передавались из уст в уста, никто не знал имен создателей, поэтому мы говорим, что автором был народ. Но сказки не только слушали, часто их разыгрывали.

Разыгрывается сказка о животных.

Если позволяет темп урока, то можно поиграть в народные игры (в ушки, в перевертушки, в цапки, в веревочку и так далее)

Слово учителя: (а теперь проверим у каждого домашнее задание, прочитать из тетради записанные пестушки, потешки, прибаутки, приговорки, дразнилки,)

Подведение итогов урока и объяснение домашнего задания(все получают индивидуальные карточки на дом)

1. Угадайте название жанра.

Сорока-белобока кашку варила, деток кормила…(потешка)

2. Объясните содержание пословицы и соотнесите ее с конкретной ситуацией.

Курица по зернышку клюет, да сыта живет.

3. Произнесите скороговорку без запинки.

Бык тупогуб, у быка губа тупа.

4. Отгадайте загадку.

Варят и валят, а не едят.
(для каждого свой вариант)

В заключительной части урока входят родители.

— А вот и пироги поспели, нам сказка, а вам бубликов связка, вам сказки, а нам пироги да сласти.

Категория: