Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Историк — новые грани профессии

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Телеуова Эльмира Десебаевна, Абдилдабекова Айгул Мухтаровна доценты кафедры истории Каазхстана Казахаский национальный университет им аль-Фараби, г.Алматы

Историк — новые грани профессии

Сегодня, развитие исторической науки напрямую связано с подготовкой специалистов, отвечающих вызовам этой профессии в современном мире. Десятилетиями, КазНУ им аль-Фараби является важнейшим центром по подготовке специалистов-историков, постоянно совершенствущим свою образовательную программу для повышения конкурентноспособности, так как в последние годы многие вузы стали готовить специалистов данного направления. Для историков одинаково важны, как понимание истоков становления и логики развития исторических процессов, так и обсуждение аналитических возможностей и разных подходов к изучению прошлого. Большое внимание уделяется методам, используемым в работе историка, междисциплинарности и методологическому плюрализму, способам сочетания макро и микроисторического подходов, роли человека в истории и многому другому.

КазНУ им аль-Фараби является автором ГОСО, где прописаны требования, которые определяют квалификационные характеристики специальности историка. На факультете истории, археологии и этнологии на основании этих документов для бакалавриата подготовлена образовательная программа — 6В02205 — История, которая предоставляет фундаментальное гуманитарное образование и владение несколькими иностранными языками, за счет этого — включение в глобальную сеть академического знания. Кроме английского языка студентам-историкам предоставляется возможность углубленного изучения иностранного языка, по выбранному направлению. Наряду с классической профессиональной подготовкой историка, бакалавры осваивают важные новые методологии и навыки в области глобальной и сравнительной истории, семантического и антропологического исторического анализа, исторической социологии, регионоведения, исторической компаративистики, пространственного анализа, истории науки, изучения коллективной памяти, анализа материальной культуры, истории окружающей среды. Данная модель образования дает важные для современной жизни аналитические навыки, которые позволяют понимать и объяснять вызовы глобализации, миграции, непрерывных технологических революций, новых форм организации политического пространства, межкультурного диалога, природных катаклизмов и истощения природных ресурсов.

Подготовка кадров историков исходит от востребованности специалиста, поэтому для каждого набора в образовательной программе внедрятся новые подходы подготовки. Например, с 2016 года для выпускников образовательной программы — История на иностранном языке (History in foreign language), изучавшим историю на английском языке, появилась возможность поступить на магистратуру в зарубежные страны, преподавать историю в школах на английском языке, проводить исследования, работать в разных организациях. Необходимость знания иностранных языков, также подчеркивается результатами программы «Халық тарих толкынында», где историки, напрямую работали с источниками. Поэтому в образовательную программу внесены изменения, в сторону углубленного изучения иностранного языка, например по ОП 2021 года, будут выпускаться бакалавры со знанием персидского языка. Планируется внедрить обучение по профилирующим предметам на турецком и немецком языках.

Процесс формирования цифрового общества диктует необходимость внедрения дисцилин, которые повысят востребованность историка. Например, изучение учебной дисциплины Цифровая публичная история предоставляет возможность освоения современных научных подходов к исследованию форм дискурсивных практик, в которых конституируется историческое сознание — как в профессиональных исторических сообществах (университетских, музейных, архивных), так и за их пределами: в медиа, в системе общего образования, в выступлениях политиков. В такой перспективе, пространство публичного исторического дискурса предстаёт как сложное, диалогичное, нередко — конфликтное. Особое внимание в рамках курса будет уделено цифровым технологиям и созданию цифровых историко-популярных проектов.

Сейчас историки могут трудиться в самых разных сферах: это и образовательные, и научные, и государственные, и культурные учреждения. Уровень их востребованности на рынке труда во многом будет зависеть от того, насколько значимыми окажутся их достижения. В связи с этим в образовательной программе предусматривается коэфициент, демонстирующий сферы трудоустройства наших выпускников и одной из них является государственно-управленческая сфера. Поэтому студенты изучают дисциплины: Основы управленческой деятельности, Управление социальными процессами; Дискурс и власть, так же есть организационно-управленческая практика.

Таким образом, сегодня при модернизации образовательных программ необходимо учитывать:

  • совершенствование и обновление содержательной, мотивационной, ценностной составляющих образовательной программы как средства целенаправленного формирования конкурентоспособного выпускника-специалиста, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности;
  • проектирование и реализация образовательных программ на основе синтеза учебной и исследовательской деятельности как средства совершенствования научного содержания образовательных программ и как обязательного условия раскрытия научно-исследовательского потенциала личности специалиста, готового к продуктивной исследовательской деятельности;
  • практикоориентированность содержания образовательных программ, методов обучения и оценки в целях обеспечения формирования у выпускников базовых практических навыков, необходимых для успешного выполнения профессиональной деятельности без дополнительного обучения со стороны работодателя;
  • междисциплинарность образовательных программ, в целях формирования высококвалифицированных специалистов, способных решать сложные комплексные задачи на стыке различных сфер деятельности;
  • ориентированность содержания и методов обучения на формирование профессиональных компетенций, требуемых работодателями, за счет определения квалификационных требований к выпускникам в виде системы профессиональных компетенций для данной отрасли, позволяющая осуществлять адресную целевую подготовку кадров;
  • учет лучших отечественных и зарубежных практик в сфере высшего образования, сопоставимость содержания образовательных программ с программами ведущих зарубежных вузов, занимающих лидирующие позиции в международных рейтингах по предметным областям;
  • обеспечение углубленной языковой подготовки и формирования у выпускников навыков использования современных информационно-коммуникационных технологий, а также навыков предпринимательской деятельности;
  • создание уникальной образовательной среды, обеспечивающей все необходимые условия (образовательные, материально-технические, информационные и т. д.) для максимально полного раскрытия потенциала каждого обучающегося, эффективного построения и освоения им индивидуальной образовательной траектории.

Реализуя эти модернизации, кадровый состав факультета прилагает большие усилия для подготовки специалиста историка, востребованного в обществе.

Категория: