Седьмой международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

Исследовательская деятельность учащихся гимназии на уроках английского языка и во внеурочное время

Восьмой международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

 

Дашкевич И.В.
Первая гимназия, г. Петропавловск

Где господствует дух науки,
там творится великое малыми средствами.Н. И. Пирогов

 

В Концепции модернизации казахстанского образования ставится задача по формированию «целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования». Поэтому одной из целей современной гимназии является подготовка выпускника, способного к успешному продолжению обучения в вузе, а также к научно-исследовательской деятельности в различных областях знаний, требующих от человека творческого напряжения и интеллектуальных усилий.

 

В настоящее время можно сказать, что исследовательская деятельность учащихся гимназии занимает одно из ведущих мест в учебном процессе. Она предусматривает достижение следующих учебных и воспитательных задач: развитие творческих способностей учащихся и выработка у них исследовательских навыков; формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения учебных исследований; выявление одарённых учащихся и обеспечение реализации их творческого потенциала; воспитание целеустремлённости и системности в учебной деятельности; помощь в профессиональной ориентации; самоутверждение учащихся благодаря достижению поставленной цели.

Несомненно, поставленные задачи направлены на разностороннее развитие и воспитание подрастающего поколения. Необходимо, чтобы научно-исследовательская деятельность стала для обучающегося интересным, захватывающим процессом, важным для ребёнка. Организация исследовательской деятельности по английскому языку проходит как на разных уровнях, так и в различных формах и проявлениях.

  • Прежде всего, это урочная деятельность школьников. В качестве творческих домашних заданий ребятам предлагается подготовка сообщений, поиск ответов на те или иные вопросы, написание рефератов, составление кроссвордов и вопросов для одноклассников и младших школьников и т. п. Примеры урочной учебно-исследовательской деятельности учащихся: проблемные уроки (9-11-е кл.); урочные проекты (внутришкольные) (5-11-е кл.); международные проекты (5-11-е кл.);
  • внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся, которая является логическим продолжением урочной деятельности: реферативная работа (9-11-е кл.); проектная работа по интересам (5-11-е кл.); учебно-исследовательские работы (10-11-е кл.); научные работы (10-11-е кл.); интеллектуальные марафоны (5-11-е кл.); олимпиады (5-11-е кл.); конференции (10-11-е кл.).

К учебному исследованию надо готовить заранее и учителей, и гимназистов. И самое главное — создавать условия для включения гимназиста в творческую деятельность, направленную на получение новых для него знаний, овладение умениями и навыками, что эффективно реализуется при наличии творческой научно-исследовательской атмосферы в гимназии.

Творческая деятельность гимназиста начинается с начальной школы. Обучение учащихся началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок, дополнительное образование, защиту проектов и рефератов, научно-образовательную и поисково-творческую деятельность при систематическом применении исследовательского подхода в обучении. Особенностью организации исследовательской деятельности в начальном звене школы является то, что в ней могут принимают участие не только сильные учащиеся, но и отстающие дети. Просто уровень исследования будет иным.

Разносторонняя работа начальной школы не может прерваться в среднем и старшем звеньях. Здесь уже подход к исследовательской деятельности становится более традиционным. Прежде всего, это творческие домашние задания, подбираемые индивидуально для каждого учащегося. В ходе каждого урока преподаватель контролирует, направляет и корректирует деятельность учеников. Итогом такой работы является защита учебно-исследовательского проекта на уроке и выход лучших работ на школьный уровень.

В VIII–XI классах у гимназистов оформляются и приобретают зримые очертания исследовательские интересы, их работы отличаются большей самостоятельностью и носят личностно ориентированный характер. Исследовательская деятельность имеет долгосрочный характер и завершается представлением и защитой докладов и рефератов на научно-практической конференции. В X–XI классах основное внимание уделяется довузовскому профессиональному самоопределению гимназистов, глубине, широте, фундаментальности их исследований. У нас работает научное общество гимназистов, в которое входят учащиеся VIII–XI классов. Итоги этой работы подводятся на научно-практической конференции «Человек — мера всех вещей», где защищаются собственные проекты. В жюри входят учителя, гимназисты и родители.

Виды исследовательской деятельности:

1. Метод проектов. Представители групп готовят сообщения по темам. Учащиеся со слабой подготовкой имеют возможность воспользоваться предложениями подстановочной таблицы при составлении своего небольшого высказывания.

2. Лабораторные работы. В частности на уроках английского языка можно провести ряд лабораторных работ. Как составить правильно вопрос на английском языке? Порядок слов в английском предложении.

3. Кейс-технологии. Кейс-метод или кейс-технологии (обучение на примере конкретных случаев). Сущность этого способа обучения заключается в том, что учащимся предлагаются конкретные ситуации, которые обсуждаются на занятиях и служат основой дальнейшей исследовательской деятельности.

Проект является основной формой научно-исследовательской деятельности старшеклассников, он связывает теорию и практику, что имеет важное значение для учащихся. Метод проектов опирается на уже имеющийся опыт ученика, его собственный путь искания, преодоления затруднений. Метод проектов является одним из эффективных средств подготовки учащихся к научно-исследовательской деятельности на уроках английского языка и помимо потенциальных творческих способностей, возможностей и эрудиции, требует от гимназиста самостоятельности, умения проблемно мыслить и определенных, еще слабо сформированных исследовательских навыков. Метод проектов опирается на уже имеющийся опыт ученика, его собственный путь искания, преодоления затруднений.

На протяжении 13 лет я использую эту методику на уроках английского языка. Выбор этого метода в моей работе с гимназистами, во-первых, обусловлен тем, что он позволяет учащимся наиболее полно реализовать их способности и интересы, то есть речь идет о реализации личностно-ориентированного подхода в обучении. Вторая причина связана с особенностями иностранного языка, как учебного предмета. В сравнении с другими предметами его усвоение не дает непосредственных знаний о реальной действительности. В связи с этим встает задача определения предмета учебной деятельности, удовлетворяющего познавательным потребностям учащихся. Эта особенность иностранного языка определяет его ярко выраженный межпредметный характер. Третья причина выбора метода проектов связана с особенностью нашего образовательного учреждения. Среди гимназистов большой процент способных и одаренных детей с высокой мотивацией к учебе, к исследовательской деятельности. Важно не растерять этот интеллектуальный потенциал, а всемерно его развивать. Наш учебный предмет должен вносить свою существенную лепту в развитие личности.

В 1997 году работая по учебнику «Chatterbox» (Oxford University Press), младшим школьникам уже с 1 класса предлагались задания, которые предусматривали выполнение проектов. Так, работая над темой «Meet the Family» ученики рисовали портрет своей семьи и рассказывали об ее членах. В V–VII классах гимназисты начинают работу с научно-популярными изданиями, учебной литературой, и решать конкретные проблемы, а также проводить небольшие исследования частично-поискового характера, результаты которых оформляются, в основном, в виде рефератов. Так, изучив тему «Personal Identification» в пятом классе, я предлагаю ребятам проект «My Family Tree», поскольку большинство учащихся предпочитают работать индивидуально, чтобы рассказать о своей семье. А после темы «The place we live in» учащиеся подготовили рисунки и описания: «A Dream House», «A Perfect House», «A House for My Family».

Заканчивая изучение темы «Shopping» я предлагаю ребятам проектные задания «Book Shop», «Food Shop», «Flower Shop», «Chemist’s». В 6 классе учащиеся подготавливают проекты Животные и растения Северо-Казахстанско» области, «Красная Книга» о вымирающих животных и растениях в республике. Работая в группах, учащиеся практиковались в применении знаний лексического, грамматического и страноведческого материала по данной теме в монологической и диалогической устной речи.

В 9 классе, закончив тему «Family Matters», ребята подготовили выступления с оформлением стендов о свадебных традициях народов Казахстана, т. к. в классах учатся дети разных национальностей.

В своей практике я планирую также мини-проекты, рассчитанные на один урок или его часть: мини-исследовательские проекты (например, рейтинг любимых каналов в г. Петропавловске (8 класс) и многие другие. В основном большинство проектов выполняются в ходе итоговых уроков, когда по результатам его выполнения, я оценивала усвоение учащимися определенного учебного материала. При оценке готового проекта следует обращать внимание не только на правильное использование языка. Важным стимулом для развития личности учащегося является степень их творчества и оригинальности при выполнении проекта. Сначала необходимо проверяю черновик работы. Так можно указать на ошибки, не исправляя уже готовую работу. Если есть ошибки в конечном варианте проекта я исправляю их карандашом или записываю их на отдельном листе бумаги, тогда учащиеся сами решают, хотят ли они исправить конечный вариант работы. Не стоит беспокоиться об ошибках, оценить грамотность можно и в других видах деятельности.

Подготовка проекта включает разные уровни деятельности. Возможно, учащимся потребуется задавать вопросы своим товарищам или искать информацию в справочнике. Это может вызвать «рабочий» шум. Однако этого не надо опасаться, т. к. такая активность способствует работе.

По характеру конечного продукта проектной деятельности, можно выделить следующие виды проектов в области изучения иностранного язык.

Игровые — ролевые проекты, например, разыгрывание фрагментов урока в школе (программы практики устной речи, грамматики, фонетики), драматизация пьесы (программы практики устной речи, детской литературы страны изучаемого языка).

Творческие работы — свободное литературное сочинение, литературный перевод произведения на родной язык (программы практики устной речи, детской литературы страны изучаемого языка.

Издательские проекты — стенгазеты, материалы для стендов. Информативно-исследовательские проекты, например, «Путеводитель по стране изучаемого языка».

Особенно хочется обратиться на основной форме исследовательской деятельности старшеклассников — проекту, рассматривая проектно-исследовательскую деятельность как учебно-трудовую по характеру, органически связывающую теорию и практику, что имеет важное значение для профессионального самоопределения учащихся. В качестве наглядного примера развития навыков исследовательской деятельности может служить научный проект ученицы 11, а класса гимназии Юшкевич Юлии «Народный костюм как проявление синкретизма культуры в Великобритании».

В ходе беседы были выявлены проблемы исследования, что помогло ученице определиться с темой. Предложенная тема ее заинтересовала, т. к. проблема межнационального единства актуальна в современном мире, особенно сейчас в период возникновение глобальной культуры человечества, формирования единой планетарной цивилизации, утраты культурных национальных традиций и исторических корней, унификации культурных норм и способов видения мира наблюдается мощная тенденция к сохранению собственной идентичности, подчеркивается уникальность национальных культур. Целью проекта стало исследование многообразия культур Великобритании на примере народного костюма как элемента культуры, а в качестве гипотезы было выдвинуто предположение о существовании единой Британской культуры, позволяющей сохранять межнациональное согласие и единство нации.

В ходе работы при постоянном самоконтроле, промежуточной самооценке и самокоррекции ученица осуществляла сбор и анализ информации, обсуждались новые идеи, возникали те или иные проблемные ситуации, намечались пути их разрешения, оформлялись документы и т. д. Практическая значимость настоящего исследования заключается в возможности использовать его результаты на уроках «Искусство» в гуманитарных Х-XI классах, а также на занятиях МХК.

На заключительном этапе при подведении итогов важно сделать так, чтобы гимназист смог увидеть новые проблемы, вытекающие из проведенного им микроисследования, которые могут служить темой нового поиска, тем самым будет обеспечиваться непрерывное развитие личности. Кто-то из ученых удачно высказался по этому поводу: «Если в конце исследования не видно начала следующего — значит, исследование не доведено до конца».

Весь отработанный и оформленный материал сначала был представлен одноклассникам, гимназистам школы, учителям английской кафедры. А итогом работы стала защита данного исследования на городском конкурсе научных проектов школьников.

Таким образом, исследовательский проект — первый научный труд выпускника гимназии. Навыки, полученные в работе над ним, помогают, по мнению выпускников, успешно справляться с курсовыми и дипломными работами, уверенно чувствовать себя на семинарах и научных конференциях, не бояться публичных выступлений, отстаивать собственное мнение и позицию. Работа над исследовательским проектом прививает вкус к научной работе.

В заключение хочется сказать, что научно-исследовательская работа в гимназии — это один из самых позитивных экспериментов последних лет. Научно-исследовательская деятельность стала неотъемлемой частью содержания гимназического образования и устойчивой формой образовательного процесса.

Литература

  1. Белова С. А. Технология исследовательской деятельности по иностранному языку в обучении учащихся — httpss://image.websib.ru/05/
  2. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000, с 151–157
  3. Особенности организации научно-исследовательской работы с учащимися старших классов по иностранному языку — httpss://www.tgl.net.ru/wiki
  4. Савченко Н. А. Метод проектов в обучении английскому языку учащихся среднего этапа обучения общеобразовательной школ. — httpss://www.ioso.ru/distant/library
  5. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. — М.: АРКТИ.2006.

Журнал «Мастер класса» № 2 2011

Источник: СК ИПК ППК

Категория: