Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Использование проектной технологии как средство развития творческих способностей на уроках русского языка и литературы

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

А. С. Габдрашитова,
учитель русского языка и литературы
СШ № 6 г. Петропавловска

Использование проектной технологии как средство развития творческих способностей на уроках русского языка и литературы

Обращение к данной теме вызвано существенными причинами. (Слайд 1: название темы). Дело в том, что современное общество предъявляет к человеку все более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, которыми он обладает, уметь преобразовать деятельность таким образом, чтобы сделать ее как можно более эффективной. Для того чтобы быть востребованным в современном обществе, необходимо привносить в него новое своей деятельностью, т. е. быть незаменимым. А для этого деятельность должна носить творческий характер.

Большие возможности для развития творческой активности школьников создает проектная учебная деятельность, направленная на усиление роли ученика в управлении собственной учебно-познавательной деятельностью. Проблематика и содержание проектной деятельности ориентированы на творческие потребности, интересы и потенциальные возможности ученика. Приобщение ученика к проектной деятельности является одной из современных форм обучения, позволяющей наиболее полно развивать интеллектуальные, творческие способности индивидуально у каждого учащегося. Этот метод как нельзя лучше решает задачи современной школы. Китайская мудрость гласит: «Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, вовлеки меня, и я научусь». И это верно, ребенок чему-то научится только в том случае, если будет вовлечен в сотрудничество с учителем. Проектная технология предполагает самостоятельную деятельность учащихся, использование исследовательских приемов, это отход от авторитарного стиля обучения и переход к взаимодействию «учитель-ученик». Проект развивает коммуникативные навыки и образность мышления. Учитель выступает в роли консультанта либо координатора.

Предлагаю вашему вниманию один из первых своих проектных уроков по русской литературе. (Более подробно с планом урока можно ознакомиться в журнале «Русский язык и литература», № 3, 2007 г., стр. 3).

Так как это был наш первый урок по технологии проектирования, мы постарались четко выдержать теоретические этапы работы над проектом: подготовка (диагностика и выделение проблемы), планирование работы (выдвижение и обсуждение гипотез поставленной проблемы), исследование (поиск материала, презентация или защита проекта), оценивание (результативность).

Для работы над проектом было отведено 2 урока, не считая подготовки во внеурочное время.

На первом уроке по просьбе учителя дети поделились на три группы по взаимным симпатиям, получили тему для защиты проекта: представить свою точку зрения на то, кому посвящено стихотворение А. С. Пушкина «К***" («Я помню чудное мгновенье…»). Было объявлено, что победит та группа, чьё выступление будет более убедительным. 1-ая группа должна была доказать, что стихотворение посвящено А. П. Керн, 2-ая группа — императрице Елизавете Алексеевне, 3-я группа — Сикстинской мадонне. Были выбраны лидеры групп — консультанты. Сразу же были оговорены два условия: 1) соблюдать регламент при презентации проекта (не более 10 минут), 2) обязательное чтение наизусть стихотворения одним из членов группы. Забегая вперед, отметим, что условия были соблюдены, причем, стихотворение в каждой группе звучало в «мужском» исполнении, что меня очень порадовало: значит, дети прочувствовали произведение.

На этапе исследования проекта (во внеурочное время) шла интенсивная работа по анализу информации, много работали консультанты, которые распределяли роли внутри своей группы, проводили консультации, репетиции, рисовали, учили наизусть, пробовали, творили.

И вот наступил день защиты проектов.

Проект 1: «Гений чистой красоты». Консультант группы Елеусизова Жулдузай. Группа представляет свою версию в виде литературной композиции. Их версия выглядит убедительно.

Проект 2: «Было „чудное мгновенье“, но с другой…». Консультант группы Жангулина Альбина. Презентация проходит в виде распространения рекламных проспектов. Группа выступила ярко, оригинально, артистично, убедительно.

Проект 3: «История стихотворения в портретах». Консультант группы Жунусова Улболсын. Учащиеся группы выдвинули свою оригинальную версию, причём защищали её серьёзно, высказывание построено в научном стиле, грамотно.

После презентации начала свою работу компетентная экспертная комиссия. В это время я провожу экспресс-опрос присутствующих учителей и учащихся второй подгруппы с целью выявления их мнения по определению зрительских симпатий. Гости выражают разные мнения, но большинству очень понравилось выступление Жунусовой У.

Как оказалось, эксперты тоже затруднялись в определении победителя, т. к. все были на высоте. Экспресс-опрос им помог, и председатель комиссии объявляет результаты: победил проект «Гений чистой красоты». Приз зрительских симпатий завоевала консультант Жунусова Улболсын. Награждаются победители, вручены грамоты.

Демонстрируем еще один урок, построенный по проектной технологии, на тему: «Нужна ли нам латиница?». Учащиеся презентовали два диаметрально противоположных взгляда на данную тему. Один из проектов был тщательно разработан восьмиклассницей Куановой Инессой под названием «Латиница — веление времени», представлен на городском туре защиты ученических научных проектов, где занял 1 место.

Один из последних уроков по проектной технологии — урок по теме «Служебные части речи». Учащиеся 10 класса получили задание интересно представить материал по данной теме. И вот что из этого получилось.

Заключение. Есть великая формула «дедушки» космонавтики К. Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще неизвестные». Видимо, это и есть путь становления творческих способностей, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Наша обязанность — помочь ребенку встать на этот путь.

Источник: СК ИПК ППК

Категория: