Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Использование математической грамотности с целью развития познавательного интереса учащихся

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Шибаева Н.Ю. учитель математики КГУ «Гимназия № 3» г. Караганда

 Использование математической грамотности с целью развития познавательного интереса учащихся

Новые задачи перед школьным образованием сегодня ставят непростые задачи, расширяют сферу деятельности и назначение стандартов современного образования.

Изучение предмета математики не должно сводиться к сообщению фактов и обучению навыков решения примеров и задач. Оно призвано развивать познавательный интерес, приобщать к культуре приобщения ребенка ко всему воспитательному и познавательному процессу. Позиция учителя — это наблюдатель, консультант и советник, незаметный руководитель, организующий учебный процесс. Ученик — это творец и создатель успешной работы.

Учитель целенаправленно пересматривает формы, методы и организацию поурочной и внеурочной деятельности. Обдумывает урок, по интеллектуальным возможностям учащихся в классе. Работа на уроке — это инструмент в руках учителя, с помощью которого он не только обучает учеников знаниям математики, но и процесс передачи воспитания, социализации и саморазвития учащихся. Особое значение отводится развитию познавательного интереса, пытливость, любознательность, преодоление препятствий всё это выражение познавательной активности учащихся на уроке математики. И дать этому процессу развитие в руках педагога, ведь обучение математики это совокупность логики, интуиции,
интеллекта и чувства.

Понимание математики зависит от многих факторов мыслительной деятельности: способности сосредоточить внимание, подключить логику и интуицию. В процессе подготовки урока учитель подбирает стратегии и технологию подачи учебного материала. Подбирая задания, учитель обращает внимание, какая будет работа: индивидуальная, групповая, способы оценивания и самооценивания, как будет активизирован мыслительный процесс у учеников. Работая с заданиями в группе, учащиеся учатся слушать и слышать друг друга, учатся уважать мнение других и учатся лидерским качествам. Объяснение товарища при парной работе бывает понятнее и значимее, чем фронтальное объяснение учителя. Публичное выступление при защите своей работы учит моих учеников осмыслению и развивает чувство ответственности за результат проделанной работы. Самооценивание и взаимооценивание учит ребят навыкам понимания результатов работ, мотивирует на дальнейший поиск решений примеров и задач.

Большую роль в развитии познавательного интереса при обучении математики играет роль грамотно поставленные вопросы. Эти вопросы помогут учащимся выразить понимание темы урока, подать идеи в разумном решении. А также помогут учителю узнать стадию успешности учащихся по данной теме, разделу.

Вопросы, построенные по таксономии Блума, помогут понять учителю уровень знаний своих учеников. Вопросы учителя при рефлексии урока помогут понять степень усвоения знаний по теме. Учителю следует избегать вопросов которые дают односложные ответы «Да» или «Нет», вопросы должны быть разносторонние, предполагающие несколько ответов, которые обеспечивают уровень раскрытия сущности новых знаний, формирование их убеждений. Вопросы грамотно составленные помогут формировать умения решать задачи путем применения новых знаний, способов их решений при совокупности и обобщении знаний, умений и навыков. Стимулирует учащихся к высказываниям, различным способам решений без боязни ошибиться, получить неправильный ответ, позволяют сделать собственное открытие, ученик испытывает успех.

В курсе обучения математики среднего звена можно выделить основные темы: сложение и вычитание чисел, умножение и деление чисел, приемы устного счёта, числовые и алгебраические выражения, уравнения, решение задач на четыре действия, задачи на движения и т. д. Основное место занимают задания познавательной направленности. Любой учебный процесс мною дифференцируется. Первый уровень, задания после объяснения смогут выполнить все учащиеся, эти задания использование схем и заданного алгоритма решения задачи или примера. Второй уровень заданий, при выполнении которых нужен поиск и пути решения, в основном справляются все ученики. Третий уровень это способность творчески мылить и выполнять задания осознанно. При использовании дифференциации на уроках математики развивается не только интерес к основам науки, повышается эффективность, создаются условия для развития мотивации и познавательная среда для каждого индивидуума. Использование дифференциации на основе интересов учащихся и уровня их знаний, предоставления им свободы выбора, выполнения учебных задач повышает самостоятельность учащихся, позитивно влияет на эмоционально-волевую сферу личности, укрепляет здоровье.

Литература:

1. Манвелов С. Г. Конструирование современного урока математики. М.: Просв., 2005.
2. Зотов Ю. Б. Организация современного урока: кн. для учителя. М.: Просв, 1984.
3. Селевко Г. К. Альтернативные педагогические технологии. М.: НИИ, 2005.
4. Конаржевский Ю. А. Система. Урок. Анализ. Псков, 1996.

Категория: