Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Использование интерактивной доски на уроках биологии

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Бурцева Елена Алексеевна, учитель биологии первой категории, стаж 14 лет, КГУ «Средняя школа № 20 села Мирное» Осакаровский район Карагандинской области

Использование интерактивной доски на уроках биологии

С 2010 учебного года провожу уроки в оборудованном современном кабинете биологии. Использование интерактивной доски на уроке дает мне возможность увлечь школьников интересным материалом, но и мне, как учителю по-новому взглянуть на свой предмет. Использование интерактивной доски на уроке позволяет рационально распределять рабочее время и делает обучение интересным и творческим процессом.

С помощью интерактивной доски гораздо легче проводить нестандартные уроки, такие как семинар, круглый стол и многие другие. На доску информацию вывожу из памяти компьютера, а это значит, что материал готов к многоразовому использованию, и при необходимости редактируется. Во время урока на доске заполняются таблицы, делаются записи, исправляются ошибки. Очень удобно просматривать иллюстрации и оформлять учебные темы, используя красочные презентации, вставляя в них карты, таблицы, схемы, диаграммы, фотографии, рисунки, видеоролики, флеш-анимации.

На доске можно моделировать абстрактные идеи и понятия, изменять модель, переносить объект или устанавливать связи между объектами, не прикасаясь к компьютеру. Все это делается в режиме реального времени, непосредственно на уроке, преподнося учебный материал динамично, захватывающе. Информация становится для учащихся более доступной и понятной, и это улучшает атмосферу взаимопонимания и взаимодействия в классе, и ученики становятся более сосредоточенными, ориентированными на успешное обучение предмету. Когда я на уроке использую интерактивную доску, то экономится время на написание задания, я вывожу на экран заранее подготовленные материалы и время урока используется более рационально.

Все записи на интерактивной доске сохраняются на компьютере и вновь открываются при повторении пройденного материала. Ученик пропустивший урок по болезни может воспользоваться этими материалами в индивидуальном порядке, дистанционно. Мною собраны самые разнообразные презентации по программе биологии в 6-11 классах, разработаны и апробируются система уроков с использованием интерактивной доски. В нашей школе обеспечен стабильный Интернет, что позволяет использовать в своей работе разнообразные цифровые ресурсы для создания уроков биологии с помощью интерактивной доски, а также виртуальной лаборатории.

Нами используется интерактивная доска для проецирования изображения на экран с целью показа динамических моделей, видеоматериалов, презентационных и графических материалов. Например, при изучении темы «Дыхательная система» нужно запомнить ее строение. Движущиеся элементы флеш-анимации помогают учащимся представить и запомнить учебный материал. Более того, можно зрительно увидеть результат верного или неверного ответа. Использовать такую анимацию можно и при объяснении нового материала и при его закреплении. На уроках зоологии при рассмотрении внутреннего строения лягушки можно предложить интерактивный ресурс из коллекции «Препарирование лягушки». На виртуальном разрезе лягушки находим внутренние органы. Упражняясь на таком объекте, ребята могут отработать навыки определения внутреннего строения.

Следующий этапом работы было создание и использование готовых презентаций, в которые можно встроить не только рисунки, но и анимацию, и голос за кадром, и фрагмент учебных фильмов. Примером этого могут быть демонстрация иллюстраций с записанным рассказом и показом органоидов клетки в теме «Строение клетки». Звук можно убрать и заменить рассказом учителя или учащегося. Один из самых сложных этапов — когда доска перестает быть простым экраном и становится именно интерактивной доской. Это продумывание различных заданий и вариантов проверки знаний учащихся, когда ученик использует интерактивные возможности доски.

Например, на уроках при изучении растительной и животной клетки я использую такие задания: — подписать органоиды клетки, или другого растительного и животного объекта (маркером прямо на доске), это задание можно сразу проверить, стереть и исправить неправильные надписи, т. е. использовать доску как меловую. — выбрать правильные надписи на рисунке клетки, с помощью программы проверить и сразу увидеть результат. При желании можно повторить выполнение задания и исправить ошибки. Выполняя задание, ученик не всегда осознанно, но запоминает намного лучше, чем при рассказе учителя.

На своих уроках использую тренажёры и другого типа, например, где нужно собрать из картинок составляющие растительной или животной клетки, при этом четко запоминается ее строение. Или тренажер, помогающий подобрать термины к определениям. При проверке тренажер покажет правильность выполнения задания. Еще один вид тренажера — лабиринт. Такие задания можно использовать при работе с терминами и понятиями в теме «Строение клетки». Отвечая на вопросы да или нет, мы постепенно проходим лабиринт. При ошибке можно начать путь заново. При работе с таблицами можно использовать затенение экрана. Учащиеся выполняют таблицу, а затем я, постепенно приоткрываю экран, что дает возможность проверить правильность заполнения.

При изучении нового материала можно использую ссылки на нужные слайды презентации, слайд с объяснением нового материала, видеофрагмент или тренажер. В результате, работа с интерактивной доской дает возможность учащимся: быстро воспринимать информацию, снижает тревожность учащихся при работе у доски, стимулирует школьников к групповым дискуссиям и обсуждениям, коллективному решению учебных проблем. А также активизируется проверка знаний, формируется обратная связь «учитель-ученик», стимулируется рациональное использование учебного времени, создается база методических и дидактических материалов, уроки стают живыми и привлекательными. Результативность использования — в положительных изменениях в качестве уроков, в объеме понимаемого учениками материала.

В кабинете биологии имеется оборудование, которое я использую при выполнении лабораторных работ: микроскопы, электронный микроскоп, лупы, гербарии, структура модели ДНК, скелет человека, модель внутренних органов человека, микропрепараты.

Благодаря оборудованию кабинета, учащиеся гораздо быстрее усваивают новые знания, высказывают оригинальные идеи, качество уроков заметно улучшилось. Универсальность интерактивной доски обеспечивает вовлеченность учеников в работу, особенно тех, кто воспринимает информацию через зрительный и двигательный анализаторы.

Категория: