Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Использование информационно-коммуникационных технологий

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Кусаинова Айгуль Жумагуловна учитель химии и биологии Талшыкской средней школы № 1 Северо-Казахстанская область, с. Талшык

Кусаинова Айгуль Жумагуловна

«Качественное образование должно стать основой индустриализации и инновационного развития Казахстана», — такую задачу поставил Президент страны Нурсултан Назарбаев в Послании народу. Качественное образование-это не только передача глубоких знаний, но и формирование таких знаний и навыков, потребность в которых порождается именно информационным обществом. Что нужно современной молодежи для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях жизни? В настоящее время меняются цели и задачи стоящие перед современным образованием, происходит смещение усилий с усвоение знаний на формирование компетенций, акцент переносится на личностно-ориентированное обучение. Но тем не менее, урок был и остается главной составной частью учебного процесса. (слайд № 2, 3)

Качество подготовки учащихся определяется содержанием образования, технологиями проведения урока, его организационной и практической направленностью, его атмосферой, поэтому необходимо применение новых педагогических технологий в образовательном процессе.

Одной из актуальных проблем, стоящих перед современным образованием, является подготовка обучающихся к взрослой жизни, реализации своих интересов, способностей, к выполнению жизненных планов. Огромную важность приобретают вопросы индивидуализации обучения, активизации познавательной деятельности, развития творческих способностей обучающихся, что является одним из условий их успешной социализации.
Известно, что будущее потребует от них огромного запаса знаний в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Увеличение информационного потока привело образование к тому, что учитель и ученики не успевают превращать получаемую информацию в личностные знания. Использования на уроках ИКТ возникла в связи с повышением требований к современным урокам, тенденцией использования их в учебном процессе. При создании презентаций для конкретного урока возможно применение заданий, вопросов задач из разных источников. Важно также создание межпредметных связей между уроками химии и информатики, диапазон применения компьютера для учеников расширяется.

Веление времени диктует обновление технологий обучения. Поэтому уже в настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникационных технологий, где в качестве источников информации все шире используются электронные средства. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — это целый спектр современных технологий, связанных с обработкой информации. Компьютерные технологии на сегодняшний день стали уже неотъемлемой частью жизни многих обучающихся. Они зачастую воспринимают их с гораздо большим интересом, чем обычный школьный учебник. Важной составляющей информатизации учебного процесса является накопление опыта использования ИКТ на школьном уроке. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести такой урок с использованием информационных технологий, потому что — это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время учителя и ученика, позволяет работать ученику в своем темпе, позволяет учителю работать с учеником дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения (слайд № 4)

Сегодня имеет место тенденция понижения интереса к изучению химии. Решение этой проблемы носит комплексный характер.

Одно из них — внедрение в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий с целью интенсификации образовательного процесса и создания индивидуальных условий на уроке. При обучении химии использование компьютерных технологий эффективно на уроках изучения нового материала (презентации для лекций), при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), а также во время проведения химического практикума. Современный урок невозможен без использования информационно-коммуникационных технологий, особенно это касается предметов естественно-научного цикла, т. к. именно они формируют единую картину мира

Применение современных информационных технологий дает возможность преподавателю одновременно добиваться решение многих учебных и воспитательных задач (слайд № 5)

  • активизировать процесс обучения;
  • экономить учебное время;
  • совершенствовать наглядные материалы;
  • развивать культуру умственного труда;
  • повышать интерес к предмету;
  • воспитывать потребность в постоянном самообразовании.

Ученики вовлекаются в процесс самообучения. Использование компьютерных программ на уроке по химии позволяет увидеть то, что на обычном уроке невозможно: смоделировать химический процесс, провести опасную реакцию, увидеть динамическую модель работы химического завода или аппарата. Химия — один из самых сложных общеобразовательных предметов. Успешно овладеть даже базовым курсом химии нелегко. Поэтому моя задача как педагога состоит в том, чтобы включить каждого ученика в активную деятельность, обеспечивающую формирование и развитие познавательных потребностей. Понимая важность изменений, которые сейчас происходят в системе образования, я работаю над своей методической темой «Активизация познавательной деятельности учащихся через систему использования информационно-коммуникационных технологий в обучении химии и биологии». Поэтапно осуществляю переход к использованию ИКТ в химическом образовании.

Первый этап — проектно-мотивационный:

  • выявление темы учебного материала, возможных для использования информационно-коммуникационных технологий;
  • создание банка компьютерных презентаций в программе Power Point.

Для этого я использую на уроках химии возможности информационно-коммуникационных технологий. Одним из первых моих опытов была работа с программой Power Point. Презентация может использоваться при постановке проблемы на уроке, при движении темы, глубже раскрывая её смысл, на заключительном этапе, подводя учащихся к самостоятельным умозаключениям и рефлексии, коррекции усвоенных знаний. Главное в презентации — это тезисность (для выступающего) и наглядность (для слушателя). Учитель может превратить презентацию в увлекательный способ вовлечения учащихся в образовательную деятельность. Причём презентация может стать своеобразным планом урока, его логической структурой. Презентация даёт возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Она обеспечивает учителю возможность для информационной поддержки;

Второй этап — формирующий: апробация возможностей средств ИКТ в преподавании химии. На уроках химии применение ИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративно-информационный материал. Причем материал находят сами учащиеся в Интернете, составляют презентации, таким образом, ИКТ развивает самостоятельность учащихся, умение находить, отбирать и оформлять материал к уроку. Необходимость применения средств ИКТ в работе учителей химии диктуется особенностями данного предмета, а именно, потребностью в демонстрации явлений и их моделирования.

На своих уроках и во внеурочной деятельности я использую следующие формы работы:

  • урок-презентация
  • видео-эксперимент(практические работы)
  • организация индивидуального обучения

Урок-презентация:

Основа урока — это изложение материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимационными схемами, анимационными и видео фильмами, объединенными вместе при помощи программы PowerPoint. К поиску материалов привлекаю учеников, они с удовольствием готовят презентации, повышая при этом интерес к предмету. Использую презентации почти к каждому уроку. Созданы презентации к темам урока:

  • Карбоновые кислоты
  • Основания
  • Полезные ископаемые
  • Производства алюминия
  • Чугун и сталь
  • Охрана окружающей среды
  • Спирты
  • Қышкылдар

Творчество — высшая форма деятельности ученика. Поэтому, одной из основных форм организации уроков с ИКТ, я ставлю создание учащимися собственных мини-презентаций по изученному на уроках химии материалу. Материалы и слайды этой мини-презентации учащиеся используют при своем ответе на уроке по данной теме. То есть при создании учащимися таких мини-презентаций к различным урокам, они закрепляют изученный на уроке теоретический материал, систематизируют, обобщают и анализируют его, дополняют новыми фактами, о которых не шла речь на уроке; идёт углубление теоретических основ материала, повышается уровень информационной культуры, интерес к изучению химии. И как следствие, повышается качество знаний учащихся (слайд№ 6, 7)

Использование ИКТ на уроках химии позволяет

  • сделать урок более интересным, наглядным;
  • индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения
  • вовлечь учащихся в активную познавательную и исследовательскую деятельность;
  • способствовать стремлению учащихся реализовывать себя, проявлять свои возможности;
  • работать в интерактивном режиме;
  • осуществлять контроль, самоконтроль.

Постановка системы практических занятий — совершенно необходимый компонент химического образования. Для проведения химического эксперимента нужна хорошо оборудованная лаборатория, максимальный набор химических реактивов, подводка воды, газа и электрического тока, но обеспеченность системы образования всем перечнем необходимого материала для проведения химического эксперимента всегда находилась на минимальном уровне. Поэтому, использование мультимедийных компьютерных учебников, виртуальных лабораторий имеет ряд ценных преимуществ.
На уроках химии я использую электронное издание -видеофильмы 8–11 классы, электронные учебники.

На кассете достаточно наглядно и красочно демонстрируются все лабораторные опыты курса химии средней школы, имеется журнал лабораторных работ. Большое внимание здесь уделяется соблюдению правил техники безопасности.

Работа с мультимедийными пособиями дает возможность разнообразить формы работы на уроке за счет одновременного использования иллюстративного, статистического, методического, а также аудио- и видеоматериала.

Такая работа может осуществляться на разных этапах урока (слайд № 8)

  • как способ создания проблемной ситуации,
  • как способ объяснения нового материала,
  • как форма закрепления изученного,
  • как форма проверки домашнего задания,
  • как способ проверки знаний в процессе урока.

Использование интерактивной доски актуально. Уроки, проведённые с интерактивной доской, продуктивнее традиционных уроков. Известно, что 87% информации поступает в мозг человека через зрительный канал восприятия. Использование компьютера и интерактивной доски открывает большие возможности: Проведение уроков с интерактивной доской расширяют горизонты взаимодействий: предоставляет широчайшие возможности объединения учитель-компьютер-ученик. Уроки с использованием ИКТ вызывают у учащихся желание самим сделать презентацию и показать её соученикам. Никакие доклады и сообщения не могут противостоять презентациям на интерактивной доске. Здесь и восторг, и гордость — я смог сделать сам!

Совмещение видео-, аудио- и текстового материала, комплексное освещение темы обеспечивают более глубокое погружение в материал, способствуют его творческому осмыслению, повышает мотивацию учения. (слайд№ 9, 10)
Практическая значимость: возможность использования ИКТ в реальном образовательном процессе. ИКТ на конкретном уроке.

Целесообразность применения информационно-коммуникационных технологий для ученика

  • содействует росту успеваемости учащихся по предмету;
  • позволяет учащимся проявить себя в новой роли;
  • формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;
  • способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.
  • делает занятия интересными и развивает мотивацию.
  • предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков.
  • учащиеся начинают понимать более сложный материал в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала.
  • позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям.
  • учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.

В заключении скажу, что образование составляет основу инновационной системы любой достаточно развитой страны, придавая совершенно новое место школьному образованию. Именно в школе зарождаются знания, основа основ «умной экономики»

Литература:
1.Назарбаев Н. А. Новый Казахстан в новом мире. Послание народу Казахстана.
2.Бабанский Ю. К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников. Ростов-на-Дону.1970
3.Ударцева В.М., Информационные технологии — фундамент устойчивого развития образования. Химия в Казахстанской школе № 5,2007 — 3 с.
4.Инструктивно-методическое письмо., Химия в Казахстанской школе № 5,2008-49с
5.Антонова О.А., Возможности использования информационно-коммуникативных технологии на уроках химии. Химия в Казахстанской школе № 3, 2007 — 6 с.

Категория: